Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Минздрава РФ от 28 сентября 1993 г. N 227 "О совершенствовании системы организации медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации"

2. Руководителям органов управления здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, гг. Санкт-Петербурга и Москвы:

2.1. Ввести в домах ребенка регистрационные документы на воспитанников, представлять информацию в Минздрав в соответствии с инструкцией (приложение 1-4).

2.2. Организовать диагностику состояния здоровья воспитанников домов ребенка в клинических, областных (краевых, республиканских) лечебно-профилактических учреждениях.

2.3. Обеспечить квалифицированную медицинскую помощь каждому ребенку в соответствии с индивидуальными программами оздоровления и реабилитации; в течение 1993-1994 гг. направить в Минздрав Российской Федерации медицинские документы детей, которым невозможно оказать необходимую медицинскую помощь на территории.

2.4. Принять меры по внедрению автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".

3. Главному вычислительному центру (Тимонин В.М.) с 1 января 1994 г. создать Федеральный регистр на воспитанников домов ребенка на базе автоматизированной информационно-справочной системы "Дом ребенка".

4. Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей (Окутин В.М.):

4.1. Организовать отдел автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.

4.2. Создать банк данных о состоянии здоровья детей домов ребенка Российской Федерации.

4.3. Представлять ежегодно к 01.02 в Минздрав анализ состояния здоровья детей.

5. Российской медицинской академии последипломного образования (Гаврюшов В.В.) обеспечить методическое руководство и совместную работу с отделом автоматизированной системы управления и контроля по анализу банка данных о состоянии здоровья детей домов ребенка.

6. Отделу медицинской статистики (Погорелова Э.И.) выделить централизованно Республиканскому центру реабилитации и восстановительного лечения для детей до 01.01.94 средства вычислительной техники для оснащения отдела автоматизированной системы управления и контроля за состоянием здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка.

7. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):

7.1. Обеспечить консультативную и лечебную помощь воспитанникам домов ребенка в профильных лечебно-профилактических учреждениях по медицинским показаниям.

7.2. В течение 1994 г. в установленном порядке пересмотреть положение и рекомендательные нормативы деятельности домов ребенка.

Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н.

Министр

Э.А.Нечаев

 

Начальник отдела
медицинской статистики

Э.И.Погорелова

 

Показатели нервно-психического развития детей для детских учреждений

 

Показатели нервно-психического развития
детей 1-го года жизни

 

-------------------------------------------------------------------------
Возраст|Зрительные     |Слуховые       |  Эмоции и     |Движения руки и
       |ориентировочные|ориентировочные|  социальное   |действия с
       |реакции        |реакции        |  поведение    |предметами
-------+---------------+---------------+---------------+-----------------
10 дней|  Удерживает в |  Вздрагивает и|      -        |        -
       |поле зрения    |моргает при    |               |
       |движущийся     |резком звуке   |               |
       |предмет (сту-  |               |               |
       |пенчатое слеже-|               |               |
       |ние)           |               |               |
       |               |               |               |
18-20  |  Удерживает в |  Успокаивается|      -        |        -
дней   |поле зрения не-|при сильном    |               |
       |подвижный пред-|звуке          |               |
       |мет (лицо      |               |               |
       |взрослого)     |               |               |
       |               |               |               |
 1 мес |  Появляется   |  Слуховое сос-|  Первая улыбка|
       |плавное просле-|редоточение    |в ответ на раз-|
       |живание движу- |(прислушивается|говор взрослого|
       |щегося предмета|к голосу взрос-|               |
       |               |лого, к звуку  |               |
       |               |игрушки)       |               |
       |               |               |               |
 2 мес |  Длительное   |  Ищущие пово- |  Быстро отве- |        -
       |зрительное сос-|роты головы при|чает улыбкой на|
       |редоточение:   |длительном зву-|разговор с ним;|
       |  смотрит на   |ке;            |  длительное   |
       |привлекший вни-|  поворачивает |зрительное со- |
       |мание неподвиж-|голову в сторо-|средоточение на|
       |ный предмет или|ну голоса      |другом ребенке |
       |лицо взрослого;|взрослого      |               |
       |длительно сле- |               |               |
       |дит за движу-  |               |               |
       |щейся игрушкой |               |               |
       |или взрослым   |               |               |
       |               |               |               |
 3 мес |  Зрительное   |       -       |  Проявляет    |  Случайно на-
       |сосредоточение |               |"комплекс ожив-|талкивается ру-
       |в вертикальном |               |ления" в ответ |ками на игруш-
       |положении (на  |               |на эмоциональ- |ки, низко вися-
       |лице говорящего|               |ное обращение с|щие над грудью
       |с ним взросло- |               |ним (разговор);|
       |го, на игрушке)|               |ищет глазами   |
       |               |               |ребенка, издаю-|
       |               |               |щего звуки     |
       |               |               |               |
 4 мес |  Узнает мать  |  Поворачивает |  Во время     |  Рассматрива-
       |(радуется)     |голову в сторо-|бодрствования  |ет, ощупывает и
       |               |ну невидимого  |часто и легко  |захватывает
       |               |источника звука|возникает      |низко висящие
       |               |и находит его  |"комплекс ожив-|над грудью иг-
       |               |глазами;       |ления"; громко |рушки
       |               |по-разному реа-|смеется в ответ|
       |               |гирует на спо- |на эмоциональ- |
       |               |койную и плясо-|ное речевое об-|
       |               |вую мелодию    |ращение с ним; |
       |               |               |ищет взглядом  |
       |               |               |другого ребен- |
       |               |               |ка, рассматри- |
       |               |               |вает, радуется,|
       |               |               |тянется к нему |
       |               |               |               |
 5 мес |  Отличает     |  Узнает голос |  Радуется ре- |  Четко берет
       |близких людей  |матери или     |бенку, берет у |игрушки из рук
       |от чужих по    |близкого чело- |него из рук иг-|взрослого;
       |внешнему виду  |века; различает|рушку, гулит   |удерживает в
       |(по-разному ре-|строгую и лас- |               |руке игрушку
       |агирует на лицо|ковую интонацию|               |
       |знакомого и    |обращенной к   |               |
       |незнакомого    |нему речи,     |               |
       |взрослого)     |по-разному реа-|               |
       |               |гирует         |               |
       |               |               |               |
 6 мес |      -        |  По разному   |       -       |  Свободно бе-
       |               |реагирует на   |               |рет игрушки из
       |               |свое и чужое   |               |разных положе-
       |               |имя            |               |ний и подолгу
       |               |               |               |занимается, пе-
       |               |               |               |рекладывает из
       |               |               |               |одной руки в
       |               |               |               |другую
       |               |               |               |
 7 мес |      -        |       -       |       -       |  Игрушкой сту-
       |               |               |               |чит, размахива-
       |               |               |               |ет, переклады-
       |               |               |               |вает, бросает
       |               |               |               |ее
       |               |               |               |
 8 мес |      -        |       -       |  Смотри на    |  Игрушками за-
       |               |               |действия друго-|нимается долго
       |               |               |го ребенка и   |и разнообразно
       |               |               |смеется или ле-|действует ими;
       |               |               |печет          |подражает дейс-
       |               |               |               |твиям взрослого
       |               |               |               |с игрушками
       |               |               |               |(толкает мяч,
       |               |               |               |стучит, вынима-
       |               |               |               |ет и т. п.)
       |               |               |               |
 9 мес |      -        |  Плясовые дви-|  Догоняет ре- |  С предметами
       |               |жения под пля- |бенка, ползет  |действует
       |               |совую мелодию  |ему навстречу; |по-разному, в
       |               |               |подражает дейс-|зависимости от
       |               |               |твиям и движе- |их свойств (ка-
       |               |               |ниям другого   |тает, открыва-
       |               |               |               |ет, гремит, на-
       |               |               |               |жимает, вынима-
       |               |               |               |ет и пр.
       |               |               |               |
 10 мес|      -        |       -       |  Действует ря-|  Самостоятель-
       |               |               |дом с ребенком |но и по просьбе
       |               |               |или одной иг-  |взрослого вы-
       |               |               |рушкой с ним   |полняет разу-
       |               |               |               |ченные с игруш-
       |               |               |               |ками действия:
       |               |               |               |вынимает, вкла-
       |               |               |               |дывает, откры-
       |               |               |               |вает, снимает и
       |               |               |               |др.
       |               |               |               |
 11 мес|      -        |       -       |  Радуется при-|  Овладевает
       |               |               |ходу детей; из-|новыми, разу-
       |               |               |бирательное от-|ченными дейс-
       |               |               |ношение к детям|твиями и начи-
       |               |               |               |нает выполнять
       |               |               |               |их по слову
       |               |               |               |взрослого: нак-
       |               |               |               |ладывает кубик
       |               |               |               |на кубик, сни-
       |               |               |               |мает и надевает
       |               |               |               |кольца с боль-
       |               |               |               |шими отверстия-
       |               |               |               |ми на стержень
       |               |               |               |
 12 мес|  Различает    |       -       |  Протягивает  |  Выполняет са-
       |предметы по    |               |другому ребенку|мостоятельно
       |форме (отличает|               |игрушку, сопро-|действия с иг-
       |кирпичик от ку-|               |вождая это сме-|рушками: ката-
       |бика по слову  |               |хом и лепетом; |ет, водит, кор-
       |взрослого); уз-|               |ищет игрушку,  |мит и пр.; пе-
       |нает на фотог- |               |спрятанную дру-|реносит дейс-
       |рафии знакомого|               |гим ребенком   |твия, разучен-
       |взрослого      |               |               |ные с одним
       |               |               |               |предметом на
       |               |               |               |другой (водит,
       |               |               |               |кормит, баюкает
       |               |               |               |куклу, мишку,
       |               |               |               |кошку, зайца и
       |               |               |               |пр.)
-------------------------------------------------------------------------

 

-------------------------------------------------------------------------
Возраст|   Движения    |Подготовитель- |Подготовитель- |   Навыки и
       |     общие     |ные этапы раз- |ные этапы раз- |   умения в
       |               |вития понимания|вития активной |   процессах
       |               |    речи       |    речи       |
-------+---------------+---------------+---------------+-----------------
10 дней|      -        |       -       |       -       |       -
       |               |               |               |
 18-20 |               |               |               |
 дней  |      -        |       -       |       -       |       -
       |               |               |               |
 1 мес |  Лежа на живо-|       -       |  Издает от-   |       -
       |те, пытается   |               |дельные звуки и|
       |поднять и удер-|               |в ответ на раз-|
       |живать голову  |               |говор с ним    |
       |               |               |               |
 2 мес |  Лежа на живо-|       -       |  Повторно про-|       -
       |те поднимает и |               |износит отдель-|
       |непродолжитель-|               |ные звуки      |
       |но удерживает  |               |               |
       |голову         |               |               |
       |               |               |               |
 3 мес |  Лежит на жи- |       -       |       -       |       -
       |воте несколько |               |               |
       |минут, опираясь|               |               |
       |на предплечья и|               |               |
       |высоко подняв  |               |               |
       |голову; при    |               |               |
       |поддержке под  |               |               |
       |мышки крепко   |               |               |
       |упирается о    |               |               |
       |твердую опору  |               |               |
       |ногами, согну- |               |               |
       |тыми в тазобед-|               |               |
       |ренном суставе;|               |               |
       |удерживает го- |               |               |
       |лову в верти-  |               |               |
       |кальном положе-|               |               |
       |нии (на руках  |               |               |
       |взрослого)     |               |               |
       |               |               |               |
 4 мес |  То же, что в |       -       |  Гулит        |  Во время
       |3 мес, но более|               |               |кормления при-
       |ярко выражено  |               |               |держивает рука-
       |               |               |               |ми грудь матери
       |               |               |               |или бутылочку
       |               |               |               |
 5 мес |  Долго лежит  |       -       |  Подолгу певу-|  Ест с ложки
       |на животе под- |               |че гулит       |полугустую и
       |няв корпус и   |               |               |густую пищу
       |опираясь на ла-|               |               |
       |дони выпрямлен-|               |               |
       |ных рук; пере- |               |               |
       |ворачивается со|               |               |
       |спины на живот;|               |               |
       |ровно, устойчи-|               |               |
       |во стоит при   |               |               |
       |поддержке под  |               |               |
       |мышки          |               |               |
       |               |               |               |
 6 мес |  Переворачива-|       -       |  Произносит   |  Хорошо ест с
       |ется с живота  |               |отдельные слоги|ложки, снимает
       |на спину; пе-  |               |(начало лепета)|пищу губами;
       |редвигается,   |               |               |небольшое коли-
       |переставляя ру-|               |               |чество жидкой
       |ки или немного |               |               |пищи пьет из
       |подползая      |               |               |блюдца или из
       |               |               |               |чашки
       |               |               |               |
 7 мес |  Хорошо полза-|  На вопрос    |  Подолгу лепе-|  Пьет из чашки
       |ет (много и    |"где?" ищет и  |чет, повторно  |
       |быстро в разных|находит взгля- |произносит одни|
       |направлениях)  |дом предмет не-|и те же слоги  |
       |               |однократно на- |               |
       |               |зываемый, нахо-|               |
       |               |дящийся посто- |               |
       |               |янно в опреде- |               |
       |               |ленном месте   |               |
       |               |(например, ча- |               |
       |               |сы, куклу и    |               |
       |               |пр.)           |               |
       |               |               |               |
       |               |               |               |
       |               |               |               |
 8 мес |  Сам садится, |  На вопрос    |  Громко, четко|  Ест корочку
       |сидит и ложит- |"где?" находит |и повторно про-|хлеба, которую
       |ся, придержива-|несколько (2-3)|износит различ-|держит в руке;
       |ясь руками за  |предметов на   |ные слоги      |пьет из чашки,
       |барьер, сам    |постоянных мес-|               |которую держит
       |встает, стоит и|тах; по слову  |               |взрослый
       |опускается; пе-|взрослого вы-  |               |
       |реступает, дер-|полняет разу-  |               |
       |жась за барьер |ченные ранее   |               |
       |               |действия (без  |               |
       |               |показа), напри-|               |
       |               |мер, ""ладуш-  |               |
       |               |ки", "дай руч- |               |
       |               |ку" и пр.      |               |
       |               |               |               |
 9 мес |  Переходит от |  На вопрос    |  Подражает    |  Хорошо пьет
       |одного предмета|"где?" находит |взрослому, пов-|из чашки, слег-
       |к другому,     |несколько пред-|торяя за ним   |ка придерживая
       |слегка придер- |метов в разных |слоги, которые |ее руками; фор-
       |живаясь за них |местах, незави-|уже есть в ле- |мируется навык
       |руками         |симо от их пос-|пете           |опрятности
       |               |тоянного место-|               |(спокойно отно-
       |               |положения; зна-|               |сится к процес-
       |               |ет свое имя,   |               |су высаживания)
       |               |оборачивается  |               |
       |               |на зов         |               |
       |               |               |               |
 10 мес|  Входит на не-|  По просьбе   |  Подражая     |  Закрепляются
       |высокую поверх-|"дай" находит и|взрослому, пов-|умения, приоб-
       |ность или на   |дает знакомые  |торяет за ним  |ретенные за 9
       |горку (держась |предметы; при  |новые слоги,   |мес
       |за перила) и   |заигрывании с  |которых нет в  |
       |сходит с нее   |ним выполняет  |его лепете     |
       |               |разученные     |               |
       |               |действия и дви-|               |
       |               |жения: "дого-  |               |
       |               |ню-догоню",    |               |
       |               |"сорока-воро-  |               |
       |               |на", играет в  |               |
       |               |прятки и др.   |               |
       |               |               |               |
 11 мес|  Стоит самос- |  По словесной |  Произносит   |  Умения и на-
       |тоятельно; де- |инструкции вы- |первые слова - |выки закрепля-
       |лает первые са-|полняет разу-  |обозначения:   |ются
       |мостоятельные  |ченные дейс-   |"дай", "ав-ав",|
       |шаги           |твия, не подс- |"бах"          |
       |               |казанные пред- |               |
       |               |метами (водит  |               |
       |               |куклу, кормит  |               |
       |               |собачку); появ-|               |
       |               |ляются первые  |               |
       |               |обобщения в по-|               |
       |               |нимаемой речи  |               |
       |               |(по просьбе    |               |
       |               |взрослого нахо-|               |
       |               |дит, дает любую|               |
       |               |куклу, которую |               |
       |               |видит среди иг-|               |
       |               |рушек, любой   |               |
       |               |мяч, все маши- |               |
       |               |ны, часы и пр.)|               |
       |               |               |               |
 12 мес|  Ходит самос- |  Понимает без |  Легко подра- |  Самостоятель-
       |тоятельно (без |показа названия|жает новым сло-|но пьет из чаш-
       |опоры)         |нескольких     |гам; произносит|ки (берет ее
       |               |предметов,     |6-10 облегчен- |руками, ставит
       |               |действий, имена|ных слов       |на стол)
       |               |детей и взрос- |               |
       |               |лых, выполняет |               |
       |               |отдельные пору-|               |
       |               |чения (принеси,|               |
       |               |найди, отдай   |               |
       |               |тете, положи на|               |
       |               |место и пр);   |               |
       |               |понимает слово |               |
       |               |"нельзя" (прек-|               |
       |               |ращает дейс-   |               |
       |               |твие); некото- |               |
       |               |рые слова в ре-|               |
       |               |чи взрослых    |               |
       |               |принимают обоб-|               |
       |               |щенный харак-  |               |
       |               |тер; по слову  |               |
       |               |взрослого вы-  |               |
       |               |полняет разу-  |               |
       |               |ченные ранее   |               |
       |               |действия с иг- |               |
       |               |рушками        |               |
-------------------------------------------------------------------------

Показатели нервно-психического развития детей 2-года
года жизни

 

-------------------------------------------------------------------------
Воз-   |Развитие речи        |Сенсорное |Игра и    |Движения  | Навыки
раст   |---------------------|развитие  |действия  |          |
       |понимание |активная  |          |с         |          |
       |речи      |речь      |          |предметами|          |
-------+----------+----------+----------+----------+----------+----------
1 год 1| Запас по-| Пользует-| Ориенти- | Воспроиз-| Ходит    | Самостоя-
мес -  |нимаемых  |ся лепетом|руется в  |водит в   |длительно,|тельно ест
1 год  |слов быст-|и отдель- |двух конт-|игре дейс-|не приса- |густую пи-
3 мес  |ро расши- |ными об-  |растных   |твия с    |живаясь,  |щу ложкой
       |ряется    |легченными|величинах |предметами|меняет по-|
       |          |словами в |предметов |разу-     |ложение   |
       |          |момент    |(типа ку- |ченными   |(приседа- |
       |          |двигатель-|бов) с    |(кормит   |ет, накло-|
       |          |ной актив-|разницей в|куклу, на-|няется,   |
       |          |ности и   |3 см      |низывает  |поворачи- |
       |          |радости   |          |кольца на |вается,   |
       |          |          |          |стержень) |пятится)  |
       |          |          |          |          |          |
1 год 4| Обобщает | Облегчен-| Ориенти- | Отобража-| Перешаги-| Самостоя-
мес -  |предметы  |ными сло- |руется в  |ет в игре |вает через|тельно ест
1 год  |по сущест-|вами      |3-4 конт- |отдельные |препятс-  |жидкую пи-
6 мес  |венным    |("би-би") |растных   |наблюдае- |твия прис-|щу
       |признакам |и произно-|формах    |мые дейс- |тавным ша-|
       |в понимае-|симыми    |предметов |твия      |гом       |
       |мой речи  |правильно |(шар, куб,|          |          |
       |          |(машина)  |кирпичик, |          |          |
       |          |называет  |призма)   |          |          |
       |          |предметы и|          |          |          |
       |          |действия в|          |          |          |
       |          |момент    |          |          |          |
       |          |сильной   |          |          |          |
       |          |заинтере- |          |          |          |
       |          |сованности|          |          |          |
       |          |          |          |          |          |
1 год 7| Понимает | Во время | Ориенти- | Воспроиз-| Ходит по | Частично
мес -  |несложный |игры сло- |руется в  |водит нес-|ограничен-|раздевает-
1 год  |рассказ по|вами и    |3-4 конт- |ложные    |ной по-   |ся с не-
9 мес  |сюжетной  |двухслов- |растных   |(сюжетные)|верхности |большой
       |картинке, |ными пред-|величинах |постройки |шириной в |помощью
       |отвечает  |ложениями |предметов |- перекры-|15-20 см и|взрослого
       |на вопросы|обозначает|(типа ку- |тия типа  |приподня- |(трусы,
       |взрослого |свои дейс-|бов) с    |"ворота", |той над   |ботинки,
       |          |твия      |разницей в|"скамей-  |полом на  |шапку)
       |          |          |3 см      |ка", "дом"|15-20 см  |
       |          |          |          |          |          |
1 год  | Понимает | При обще-| Подбирает| В игре   | Перешаги-| Частично
10 мес |рассказ   |нии со    |по образцу|воспроиз- |вает через|одевается
- 2    |без показа|взрослым  |и слову   |водит ряд |препятс-  |(ботинки,
года   |о событи- |пользуется|3-4 конт- |последова-|твие чере-|шапку)
       |ях, бывших|трехслов- |растных   |тельных   |дующимся  |
       |в опыте   |ными пред-|цвета     |действий  |шагом     |
       |ребенка   |ложениями,|          |(начало   |          |
       |          |употребляя|          |сюжетной  |          |
       |          |прилага-  |          |игры)     |          |
       |          |тельные и |          |          |          |
       |          |местоиме- |          |          |          |
       |          |ния       |          |          |          |
-------------------------------------------------------------------------

Показатели нервно-психического развития детей
3-го года жизни

 

-------------------------------------------------------------------------
 Возраст|      Активная речь      |   Сенсерное развитие    |     Игра
        |-------------------------+-------------------------|
        | грамматика |   вопросы  | восприятие | восприятие |
        |            |            |    формы   |    цвета   |
--------+------------+------------+------------+------------+------------
2 -     | Говорит    |Появляются  | По образцу | Подбирает  | Игра носит
 - 2 1/2|многословны-|вопросы     |подбирает   |по образцу  |сюжетный ха-
 года   |ми предложе-|"где?", "ку-|основные ге-|разнообраз- |рактер, ре-
        |ниями (более|да?"        |ометрические|ные предметы|бенок отра-
        |трех слов)  |            |формы в раз-|4-х основных|жает взаи-
        |            |            |нообразном  |цветов (к   |мосвязь и
        |            |            |материале   |фону предме-|последова-
        |            |            |            |та)         |тельность
        |            |            |            |            |действий
        |            |            |            |            |(2-3) из
        |            |            |            |            |жизни окру-
        |            |            |            |            |жающих
        |            |            |            |            |
2 1/2 - | Начинает   | Появляются | В своей де-| Называет 4 | Появляются
 - 3    |употреблять |вопросы     |ятельности  |основных    |элементы ро-
 года   |сложные     |"когда?",   |правильно   |цвета       |левой игры
        |предложения |"почему?"   |использует  |            |
        |(придаточ-  |            |геометричес-|            |
        |ные)        |            |кие формы   |            |
-------------------------------------------------------------------------

 

-------------------------------------------------------------------------
 Возраст| Конструк-  |Изобрази-   |         Навыки          |  Движения
        |  тивная    |тельная де- |-------------------------|
        |деятельность| ятельность | в одевании | кормлении  |
--------+------------+------------+------------+------------+------------
2 -     | Самостоя-  |            | Полностью  | Ест акку-  | Перешагива-
 - 2 1/2|тельно дела-|            |одевается,  |ратно       |ет через
 года   |ет сюжетные |            |но еще не   |            |палку или
        |постройки и |            |умеет засте-|            |веревку, го-
        |называет их |            |гивать пуго-|            |ризонтально
        |            |            |вицы, завя- |            |приподнятую
        |            |            |зывать шнур-|            |от пола на
        |            |            |ки          |            |20-28 см
        |            |            |            |            |
2 1/2 - | Появляются | С помощью  | Одевается  | Пользуется | Перешагива-
 - 3    |сложные сю- |карандаша,  |самостоя-   |салфеткой,  |ет через
 года   |жетные пост-|глины изоб- |тельно, мо- |по мере на- |палку или
        |ройки (дом с|ражает прос-|жет застеги-|добности,   |веревку, го-
        |забором, до-|тые предме- |вать пугови-|без напоми- |ризонтально
        |рогой)      |ты, называет|цы, завязы- |нания       |приподнятую
        |            |их          |вать шнурки |            |на 30-35 см
        |            |            |с небольшой |            |
        |            |            |помощью     |            |
        |            |            |взрослого   |            |
-------------------------------------------------------------------------

Количественная оценка развития детей

 

Группы развития
I II III IV V
Развитие, характеризующее
пограничное состояние нормы
с патологией и патологию
1. Опережение:
а) на 2 эпи-
кризных срока -
высокое развитие

б) на 1 эпи-
кризный срок -
ускоренное разви-
тие







2. Опережение:
негармоничное,
верхнегармонич-
ное развитие (на
разное количество
эпикризных сро-
ков)











3. Нормальное
развитие
Отставание
на 1 эпи-
кризный срок


1.1-я сте-
пень 1/4-1/3
показателей

2-я степень
- по 1/2 по-
казателей
3-я степень
- по 3/4 или
по всем по-
казателям
2. Негармо-
ничное раз-
витие, ати-
ничное -
часть пока-
зателей вы-
ше, часть
ниже нормы
Отставание
на 2 эпикри-
зных срока


1.1-я сте-
пень 1/4-1/3
показателей

2-я степень
- по 1/2 по-
казателей
3-я степень
- по 3/4 или
по всем по-
казателям
2.а)Негармо-
ничное раз-
витие, ати-
ничное -
часть пока-
зателей вы-
ше, часть
ниже нормы
б) Нижне-
гармоничное
развитие -
отставание
по всем или
части пока-
зателей на
разные сро-
ки
Отставание
на 3 эпикри-
зный срока


1.1-я сте-
пень 1/4-1/3
показателей

2-я степень
- по 1/2 по-
казателей
3-я степень
- по 3/4 или
по всем по-
казателям
2. Нижне-
гармоничное
развитие -
отставание
по всем или
части пока-
зателей на
разные сро-
ки
Отставание
на 4-5 эпи-
кризных сро-
ков

1.1-я сте-
пень 1/4-1/3
показателей

2-я степень
- по 1/2 по-
казателей
3-я степень
- по 3/4 или
по всем по-
казателям
2. Нижне-
гармоничное
развитие -
отставание
по всем или
части пока-
зателей на
разные сро-
ки

Контроль за динамикой нервно-психического развития

 

Контроль за нервно-психическим развитием детей осуществляется по принятым в нашей стране стандартам (показателям), разработанным на кафедре физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУВ. Показатели развития отражают последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе.

Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп и неравномерность, скачкообразность развития. Это приводит к необходимости выделить возрастные периоды, а в каждом из них определить линии развития, формирующиеся впервые, наиболее быстро влияющие на последующее развитие ребенка; именно эти линии должны быть под контролем прежде всего.

Такими значимыми линиями развития в первые три месяца являются зрительные слуховые и эмоциональные реакции; к 5-6 месяцам - движения руки; во втором полугодии - общие движения, действия с предметами и понимание речи; на 2-ом году жизни - это движения, игра и действия с предметами, понимание речи. На 3-ем году жизни все линии развития приобретают одинаковую значимость (приложение - показатели нервно-психического развития детей).

Контроль за нервно-психическим развитием детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, на 2 году - один раз в квартал, на 3 году - один раз в полугодие. Оценку нервно-психического развития приводят в эпикризные сроки или близкие ко дню рождения ребенка (2-3 дня на 1 году жизни, 5 дней - на 2 и 3 году жизни).

На 1 году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений с отклонениями от сроков в пределах 15 дней. Умения, сформированные на 16 дней и более раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями с задержкой по одному или нескольким показателям на 1 месяце (т. е. ниже допустимой степени отклонений) свидетельствует о замедлении темпов развития. Оно может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Отставание ребенка в развитии больше чем на 2 месяца свидетельствует о неблагополучии и требует консультации специалиста (психиатра, невропатолога, психолога и т. д.) для определения причин отставания и своевременной коррекции.

На 2 году жизни нормальным считается развитие, при котором умения формулируются в пределах 3 месяцев. Раннее развитие - это овладение умениями на один квартал (и более) раньше срока. Позднее развитие - овладение умениями по одному или нескольким показателям после срока, принятого за средний, 3 месяца, позже - замедление темпов развития, позже на 6 месяцев - отставание в развитии, на 3 квартала и больше - значительное, глубокое отставание.

На 3 году жизни нормальным развитием принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на одно полугодие и больше раньше срока; при позднем развитии ребенок овладевает умениями значительно позже срока, принятого за норму; если задержка развития равна 6 месяцам, у ребенка отставание в развитии, если умения формируются позже на один год и более - значительное или глубокое отставание.

Выделяются пять групп развития. В 1 группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во 2-5 группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки (т.е. на 1 году жизни - на 1, 2 или более месяцев, на 2 году - на 1, 2, 3 и более кварталов, на 3 году жизни - на 1 полугодие, год и больше.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Приказ Минздрава России от 28 сентября 1993 г. N 227 "О совершенствовании системы организации медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации"


Текст приказа официально опубликован не был