Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Боглачевой Е.В. и Журавлевой О.Р.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Новоладожский рыбокомбинат" Абрамова А.В. (доверенность от 23.12.2010 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Мишучкова Д.Н. (доверенность от 16.01.2012 N03-05/05),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2011 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 (судьи Загараева Л.П., Абакумова И.Д., Будылева М.В.) по делу N А56-17988/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Новоладожский рыбокомбинат", место нахождения: 187450, Ленинградская область, Волховский район, город Новая Ладога, улица Работниц, дом 22, ОГРН 1094702000887 (далее - Общество, ООО "Новоладожский рыбокомбинат"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 03.02.2011 N 56 и 02, а также об обязании налогового органа возместить налогоплательщику из бюджета 965 873 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за II квартал 2010 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 решение суда от 02.06.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, имеющих существенное знание для правильного разрешения спора. Инспекция не согласна с выводом судов о том, что выявленные ею нарушения, допущенные при оформлении представленных Обществом счетов-фактур, не могут являться основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, указанных в счетах-фактурах, а также что они не повлекли предъявление Обществом к вычету налога на добавленную стоимость в завышенном размере и неполную его уплату. По мнению Инспекции, судами нарушены нормы статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 15.02.2005 N 93-О, согласно которым налогоплательщик не имеет права на вычет налога на добавленную стоимость по дефектным счетам-фактурам.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении, а представитель Общества просил жалобу отклонить, утверждая о законности принятых судами по данному делу решения и постановления.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 20.07.2010 ООО "Новоладожский рыбокомбинат" представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2010 года. Согласно декларации сумма налога, исчисленного с базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, составила 4 657 504 руб., а сумма налоговых вычетов - 5 623 377 руб. Превышение суммы налоговых вычетов суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, повлекло предъявление Обществом возникшей разницы в сумме 956 873 руб. к возмещению из бюджета.
Инспекция в результате проведенной камеральной проверки полученных декларации и документов налогоплательщика, представленных по требованию от 22.07.2010 N 706, признала неправомерным предъявление Обществом к вычету 4 113 998 руб. налога на добавленную стоимость, сославшись на наличие в счетах-фактурах как поставщиков товаров, так и ООО "Новоладожский рыбокомбинат" (оформленных при реализации им рыбных консервов покупателям), дефектов. По мнению Инспекции, поставщиками неправильно исчислена и указана в счетах-фактурах стоимость реализованных товаров без налога на добавленную стоимость, что повлекло ошибки при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей вычету, и, как следствие, необоснованное предъявление Обществом к вычету 4 113 998,39 руб. этого налога. Ошибки, допущенные Обществом при составлении счетов-фактур, выставленных при реализации рыбных консервов (произведенных с использованием приобретенных у поставщиков товаров), повлекли искажение суммы налога, исчисленной с базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, на 771 руб.
На основании акта камеральной проверки от 03.11.2010 N 3472 и материалов, полученных в ходе дополнительно проведенных мероприятий налогового контроля, Инспекция 03.02.2011 вынесла два решения: решение N 56 о привлечении ООО "Новоладожский рыбокомбинат" к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение N 02 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной Обществом к возмещению из бюджета. Решением от 03.02.2011 N 56 Обществу предложено уплатить 2 761 034 руб. налога на добавленную стоимость и 117 299,75 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания 552 206,8 руб. штрафа. Решением от 03.02.2011 N 02 Обществу отказано в возмещении из бюджета 965 873 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за II квартал 2010 года.
Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 18.03.2011 N 16-21-02/04053 оставило без изменения обжалованные Обществом в апелляционном порядке решения налогового органа от 03.02.2011 N 56 и 02.
ООО "Новоладожский рыбокомбинат" оспорило решения Инспекции в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявление налогоплательщика. Суды не усмотрели предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ оснований для отказа Обществу в принятии к вычету 4 113 998,39 руб. налога на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
В статье 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Как следует из подпунктов 5, 6, 7, 8, 10, 11 и 12 пункта 5 статьи 169 НК РФ, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть указаны:
- наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
- количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
- стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
- налоговая ставка;
- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) прав с учетом суммы налога.
Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". В соответствии с Приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость в графах 3 - 9 счета-фактуры указываются следующие сведения о реализованном товаре (работе, услуге), переданном имущественном праве:
графа 3 - количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), исходя из принятых единиц измерения (при возможности их указания);
графа 4 - цена (тариф) товара (выполненной работы, оказанной услуги), за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога на добавленную стоимость;
графа 5 - стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
графа 7 - налоговая ставка. В графе 7 указывается соответствующая товару налоговая ставка.
В соответствии с нормами статьи 164 НК РФ применяемые ставки по налогу на добавленную стоимость - 0%, 10% и 18%;
графа 8 - сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (выполненных работ, оказанных услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. В графе 8 по строке "Всего к оплате" указывается итоговая сумма налога;
графа 9 - стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога на добавленную стоимость. В графе 9 по строке "Всего к оплате" указывается итоговая стоимость поставляемых по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом налога.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг).
В то же время обстоятельства, послужившие основанием для принятия налоговым органом решения, обязан доказывать в соответствии со статьями 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) этот орган.
Судами установлено, что Обществом выполнены условия применения налоговых вычетов. Представленные Обществом документы содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Налоговым кодексом Российской Федерации.
В этом случае Инспекция, подтверждая законность принятых ею решений, обязана доказать наличие предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ оснований для отказа Обществу в применении налоговых вычетах, указанных им в декларации.
Основанием отказа Обществу в вычете 4 113 998, 38 руб. налога на добавленную стоимость, явилось наличие в счетах-фактурах недостоверных, по мнению Инспекции, сведений о стоимости товара без налога (графа 5 счетов-фактур). Инспекция считает, что по отдельным видам товаров поставщиками неправильно определена и указана в счетах-фактурах общая стоимость таких товаров без налога на добавленную стоимость (графа 5). Сумма, указанная поставщиками в графе "Стоимость товаров (работ, услуг) всего без НДС" счетов-фактур не соответствует общей стоимости товара при ее исчислении как произведение указанных в этих же счетах-фактурах цены товара и его количества, что повлекло неправильное исчисление (завышение) суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей вычету налогоплательщиком (графа 8).
Суды, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о необоснованном отказе Инспекцией Обществу в вычете спорной суммы налога на добавленную стоимость и в возмещении указанной в декларации суммы этого налога по мотиву наличия дефектов в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах.
Из пункта 2 статьи 169 НК РФ следует, что оформленные продавцами товаров (работ, услуг) счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных в ее пунктах 5, 5.1 и 6. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Одновременно пунктом 2 статьи 169 НК РФ закреплено правило, согласно которому невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.02.2005 N 93-О разъяснил, что статья 169 НК РФ не запрещает принимать к вычету те суммы налога на добавленную стоимость, исчисление и оформление которых соответствует необходимым для осуществления налогового контроля требованиям. Так, сведения, содержащиеся в счетах-фактурах должны позволять определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации учтена законодателем, и пункте 2 статьи 169 НК РФ, который Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ дополнен правилом, согласно которому ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Суды установили, что сведения в счетах-фактурах, которые Инспекция расценила как недостоверные ввиду допущенных, по ее мнению, поставщиком ошибок, не привели к предъявлению налогоплательщиком к вычету налога на добавленную стоимость в завышенном размере. Выявленные ошибки не препятствовали Инспекции при проверке идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную поставщиком товара покупателю.
Кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о том, что выявленные Инспекцией дефекты в счетах-фактурах не подтверждают неправомерного предъявления Обществом к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость. Указанные поставщиками в счетах-фактурах данные о стоимости товара без налога по каждому наименованию товара, а также итоговые сведения о стоимости товара и налоге на добавленную стоимость, бесспорно не свидетельствуют о неправомерном завышении суммы налога, подлежащей вычету на основании этих счетов-фактур.
Судами выяснено, что, действительно, по отдельным видам товаров (графа 3 счетов-фактур) при умножении их количества, указанного в счете-фактуре, на цену за единицу измерения (графа 4 счета-фактуры) общая стоимость реализованных по такому счету-фактуре товаров без налога получается больше, чем указано в графе 5 счетов-фактур.
Причиной такого расхождения является особый порядок исчисления поставщиками суммы налога, предъявляемой к уплате Обществу, при котором общая стоимость поставленного по конкретному счету-фактуре товара (без НДС) делится на его количество, а затем полученный результат умножается на налоговую ставку, установленную для соответствующего вида товара. Применение поставщиками такого способа расчета обусловлено низкой стоимостью единицы поставляемого товара и возникновением погрешностей в расчетах из-за округления стоимостных величин в связи с применением программы 1С.
В то же время судами также установлено, что в случае применения в рассматриваемом случае предложенного Инспекцией порядка исчисления суммы налога, подлежащего вычету по проверенным ею счетам-фактурам, сумма налога на добавленную стоимость, указанная в счетах-фактурах и включенная Обществом в состав налоговых вычетов, составит на 4 579,16 руб. больше, чем фактически предъявлена им к вычету. Этот факт Инспекцией не оспаривается.
Кроме того, Инспекция в ходе камеральной проверки неправомерно отказала Обществу в вычете всей суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счетах-фактурах, несмотря на наличие в таких счетах-фактурах видов товаров, в отношении которых поставщиками правильно определены как стоимость всего реализованного количества товаров, так и сумма налога.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды обоснованно удовлетворили требования ООО "Новоладожский рыбокомбинат" и признали недействительными оспариваемые решения налогового органа.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Инспекции по существу сводятся к ее несогласию с установленными судами обстоятельствами дела, оценкой судами имеющихся в деле доказательств и сделанных на ее основе выводов.
Неправильного применения судами норм материального права, а также нарушений судами норм процессуального права, которые могли бы явиться основаниями для пересмотра судебных актов в порядке надзора, судом кассационной инстанцией не выявлено, поэтому кассационная жалоба Инспекции отклоняется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 по делу N А56-17988/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.