Федеральная налоговая служба сообщает о вступлении в силу с 01.03.2025 положения пункта 5.11 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) в соответствии с которым при расчетах за оказание услуг общественного питания, осуществляемых при непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или автоматическим устройством для расчетов, пользователь после получения согласия клиента совершить такой расчет должен отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе и выдать его клиенту до момента расчета. При таких расчетах кассовый чек (бланк строгой отчетности) подтверждает предстоящий прием денежных средств за оказание услуг общественного питания.
Таким образом, с 01.03.2025 указанной нормой для предприятий общественного питания изменяется момент, когда пользователю необходимо применить контрольно-кассовую технику и сформировать кассовый чек на бумажном носителе: после получения согласия клиента совершить расчет, но до передачи денежных средств.
Указанные изменения в ряде случаев требуют от предприятий общественного питания обновления программного обеспечения своих учетных систем, которые должны были быть произведены до 01.03.2025.
Однако, по имеющейся у ФНС России информации, поступившей от производителей внешнего программного обеспечения и ассоциаций сферы общественного питания, в настоящее время необходимые обновления программного обеспечения не представлены на рынке, процедуры обязательного тестирования данного продукта не пройдены. По предварительным оценкам срок доработки внешнего программного обеспечения и его внедрения на предприятиях общественного питания может достигать трех-четырех месяцев.
Следует учитывать, что согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая информацию производителей внешнего программного обеспечения и ассоциаций сферы общественного питания о неготовности внешнего программного обеспечения для реализации нового подхода, ФНС России поручает территориальным налоговым органам на указанный период сместить фокус внимания с контроля за соблюдением требований, предусмотренных пунктом 5.11 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, на информирование налогоплательщиков сферы услуг общественного питания о вступлении в силу положения, уточняющего момент формирования и выдачи кассового чека в общепите, и о порядке его соблюдения.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | А.В. Бударин |
С 1 марта 2025 г. предприятия общепита должны выдать клиенту бумажный кассовый чек после того, как он согласился оплатить счет, но до момента оплаты. Для соблюдения нового порядка до указанной даты нужно было обновить программное обеспечение.
Однако необходимые обновления не представлены на рынке, новый продукт не протестирован. На это может уйти 3-4 месяца. Поэтому ФНС рекомендует налоговым органам сместить фокус внимания с контроля за соблюдением новых требований на информирование налогоплательщиков о новых правилах и о порядке их соблюдения.