г. Москва
31 августа 2011
|
N КА-А40/9768-11-2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.
судей Бочаровой Н.Н., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от истца Хлыстова Е.А, по дов. N 1031/Д от 31.12.2010
от ответчика УФНС - Тумандейкин С.Г. по дов. N 12 от 19.01.2011, ИФНС N 14 - Чукалкин В.Г. по дов. N 05-08/017727 от 11.05.2011
рассмотрев 31 августа 2011 в судебном заседании кассационные жалобы УФНС России по г. Москве, ИФНС России N 14 по г. Москве
на решение от 09 марта 2011
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Шудашовой Я.Е.,
на постановление от 26 мая 2011
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Солоповой Е.А., Марковой Т.Т., Яковлевой Л.Г.,
по иску (заявлению) ОАО "Росагролизинг" (ОГРН 1027700103210)
о признании недействительными решений от 22.04.2010 N 16/278/1732 и от 28.10.2010 N 21-19/066968 в части, обязании возместить НДС
к ИФНС России N 14 по г. Москве, УФНС России по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Росагролизинг" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 22 апреля 2010 N 16/278/1732 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - управление, налоговый орган) от 28 июня 2010 N 21-19/066968 в части признания неправомерным применения налогового вычета в сумме 106 205 689,74 руб.; об обязании инспекции возвратить на расчетный счет заявителя НДС за 3 квартал 2009 в размере 106 205 689,74 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2011, заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными решение инспекции от 22 апреля 2010 N 16/278/1732 в части пунктов 2.1 и 2.2 резолютивной части и решение Управления от 28 июня 2010 N 21-19/066968 в части признания неправомерным применение вычета по НДС на сумму 106 205 689,74 руб.; суд обязал инспекцию возвратить обществу на расчетный счет НДС за 3 квартал 2009 в сумме 106 205 689,74 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция и управление обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят об отмене решения и постановления судов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, в обоснование жалоб приводят доводы, изложенные в оспариваемых решениях и апелляционных жалобах.
От общества поступил письменный отзыв на кассационные жалобы, который приобщен к материалам дела.
В отзыве на кассационные жалобы заявитель просит оставить судебные акты без изменения как принятые при правильном применении норм материального и процессуального права, указывает на несостоятельность доводов кассационных жалоб налоговых органов.
В судебном заседании представители налоговых органов поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Представитель общества с доводами жалоб не согласился по основаниям, изложенным в судебных актах и в отзыве на жалобы.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по материалам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 и пакета документов, инспекцией принято решение от 22 апреля 2010 N 16/278/1732, которым обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 3 квартал 2009 на сумму 1 910 225 759 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 28 июня 2010 N 21-19/066968 указанное решение изменено в части выводов о неправомерности применения вычета по НДС на сумму 1 804 020 069 руб.; в остальной части решение инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.
Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужили обстоятельства, установленные в рамках камеральной налоговой проверки о том, что общество в книге покупок за 3 квартал 2009 отразило счета-фактуры, датированные 2008, сумма НДС по которым составляет 106 205 690 руб.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных актов налоговых органов недействительными.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что правомерность применения налоговых вычетов в заявленном размере подтверждена обществом в соответствии с нормами налогового законодательства.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения жалоб налоговых органов, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что представленные в подтверждение налоговых вычетов первичные документы соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и подтверждают реальность хозяйственных операций.
Указанные обстоятельства налоговыми органами также не оспариваются.
Как установлено судами, сумма вычета по НДС в размере 106 205 689,74 руб. сформирована в связи с приобретением обществом на территории Российской Федерации товаров от поставщиков ЗАО "Агротехмаш", ОАО "АгромашХолдинг", ООО "ГЕА Вестфалия-Сердж", ООО "Научно-технический центр", ЗАО "Петербургский тракторный завод", ООО "Торговый дом "Сарэкс", ЗАО "Агропромлизинг", ОАО "Земетчинский сахарный завод" для последующей передачи приобретенного оборудования в лизинг, что подтверждается представленной в материалы дела сводной таблицей с указанием номеров счетов-фактур, цены товара, суммы НДС, наименования товара, реквизитов договора лизинга.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из того, что налоговое законодательство не содержит требований о том, что сумма налога может приниматься к вычету только в периоде реализации товара, и не может быть принята к вычету в последующих налоговых периодах, не превышающих трехлетний срок с момента окончания налогового периода, в котором был уплачен налог.
Судами установлено и налоговым органом не опровергнуто, что право на вычет НДС по счетам-фактурам на сумму 106 205 689,74 руб. возникло у общества в 3 квартале 2009, после получения в данном периоде от поставщиков товаров оригиналов надлежащим образом оформленных счетов-фактур.
Установленный пунктом 2 статьи 173 Кодекса трехлетний срок обществом не пропущен.
В подтверждение правомерности заявленного вычета в 3 квартале 2009 по счетам-фактурам 2008 общество представило в материалы дела копии журнала регистрации счетов-фактур за июль 2009, в котором отражены спорные счета-фактуры, копии книг покупок за 2008, 1 и 2 кварталы 2009, подтверждающие неприменение ранее 3 квартала 2009 налогового вычета по спорным счетам-фактурам, карточки по каждому счету-фактуре, счета-фактуры с отметками об их получении в 3 квартале 2009.
В оспариваемом решении инспекции отсутствует указание на установление в ходе проверки фактов получения спорных счетов-фактур в ином налоговом периоде.
Претензии к представленным к проверке документам инспекцией не заявлены, достоверность содержащихся в них сведений не оспорена.
Факт неприменения обществом вычета по НДС в спорной сумме в 2008 подтвержден представленным в материалы дела решением инспекции от 24 мая 2010 N 509 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятым по результатам выездной налоговой проверки общества.
Инспекция не представила доказательств истребования у заявителя пояснений о применении налогового вычета по счетам - фактурам, датированным 2008, в 3 квартале 2009 с приложением необходимых документов, в связи с чем, довод налогового органа о непредставлении обществом документов, подтверждающих получение спорных счетов - фактур на камеральную налоговую проверку, несостоятелен.
Кроме того, судами обоснованно отклонены доводы управления о том, что его решение, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, не нарушает права налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку оно не создает для заявителя правовых последствий.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 21 и статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт налогового органа может быть признан незаконным судом при наличии двух условий: если этот акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение управления подпадает под понятие ненормативного правового акта, дела об оспаривании которых отнесены в статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражного суда.
Как Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, так и Налоговый кодекс Российской Федерации не ограничивают право налогоплательщика на судебное обжалование решения вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что обжалуемое заявителем решение УФНС России по г. Москве от 28 июня 2010 N 21-19/066968 является результатом рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы общества на решение налогового органа от 22 апреля 2010 N16/278/1732.
Управление в порядке ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации, как вышестоящий налоговый орган, проверило решение инспекции и в оспариваемой обществом части оставило его без изменения. Так же управление в соответствии со ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации утвердило решение нижестоящего налогового органа в указанной части и признало его вступившим в законную силу.
Следовательно, решение инспекции только после утверждения его управлением вступает в законную силу и возлагает на налогоплательщика обязанность исполнения принятого по результатам налоговой проверки решения, неисполнение которого влечет применение инспекцией мер принудительного взыскания.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит правомерными выводы судов о том, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о несоответствии решений налоговых органов налоговому законодательству.
В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального и процессуального права.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов.
Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
В кассационных жалобах не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться поводом для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
Иная оценка налоговым органом и управлением установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2011 года по делу N А40-121691/10-4-703 оставить без изменения, кассационные жалобы УФНС России по г. Москве, ИФНС России N 14 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
М.К. Антонова |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.