Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2015 г. N Ф05-15910/15 по делу N А40-28222/2015

 

г. Москва

 

23 ноября 2015 г.

Дело N А40-28222/15

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2015 года.

 

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Агапова М.Р.

судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.

при участии в заседании:

от заявителя Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Центр развития строительства" Винокуровой О.Е. по доверенности от 11 февраля 2015 года

от ответчика Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Гаврилова А.В. по доверенности от 24 декабря 2014 года N Д-48

рассмотрев 12-19 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Центр развития строительства"

на решение от 19 мая 2015 года

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Кузиным М.М.

на постановление от 11 августа 2015 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.

по делу N А40-28222/15

по заявлению Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Центр развития строительства" (ОГРН 1087800004181)

к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1047796607650)

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство "Центр развития строительства" (далее - СРО НП "ЦРС") обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) о признании незаконным решения (предписание об устранении нарушения и приостановления внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций), изложенного в уведомлении от 28 января 2015 года N 09-01-09/342 и об обязании устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 года, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе СРО НП "ЦРС" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с неправильным толкованием норм материального права. Выводы судов не соответствуют требованиям Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) и статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В силу данных норм заявитель правомерно предусматривает размещение компенсационного фонда как самостоятельно так и через управляющие компании.

В судебном заседании представитель СРО НП "ЦРС" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Ростехнадзора возражал против ее удовлетворения.

Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 12 до 19 ноября 2015 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Арбитражные суды установили, что на общем собрании членов СРО НП "ЦРС" 26 декабря 2014 года утверждено Положение "О компенсационном фонде Некоммерческого партнерства "Центр развития строительства" в новой редакции, согласно пункту 3.1 которого средства компенсационного фонда размещаются в депозиты в российской кредитной организации (российских кредитных организациях). Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств может осуществляться как непосредственно, так и через управляющие компании.

Документы и принятые общим собранием членов решения направлены в соответствии с законодательством в орган надзора за саморегулируемыми организациями - Ростехнадзор 26 декабря 2014 года.

Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора рассмотрел уведомление СРО НП "ЦРС" о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций и принял решение, изложенное в письме от 28 января 2015 года N 09-01-09/342 о приостановлении внесения сведений в реестр СРО в отношении представленного Некоммерческим партнерством "Центр развития строительства" "Положения о компенсационном фонде Некоммерческого партнерства "Центр развития строительства", утвержденного решением общего собрания членов партнерства 26 декабря 2014 года, протокол N 3/2014), в пункте 3.1 которого указано на возможность размещения средств компенсационного фонда управляющей компанией, в связи с несоблюдением положений части 4 статьи 55.16 ГрК РФ.

В письме Ростехнадзор указал СРО НП "ЦРС" о необходимости устранения нарушения, утвердить на общем собрании членов новую редакцию "Положения о компенсационном фонде Некоммерческого партнерства "Центр развития строительства" и направить уведомление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций с приложением соответствующих документов в Ростехнадзор.

В соответствии с частью 2.1 статьи 1 Закона о саморегулируемых организациях особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.

Частью 4 статьи 13 Закона о саморегулируемых организациях предусмотрено, что Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации.

Согласно части 5 статьи 13 Закона о саморегулируемых организациях размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 55.16 ГрК РФ в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства такого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.

При этом иные способы размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации кодексом не предусмотрено.

Таким образом, данные нормы определенно предписывают совершение саморегулируемой организацией конкретных действий по передаче денежных средств банку, а не какому либо иному третьему лицу. Передача компенсационного фонда третьим лицам будет противоречить норме части 4 статьи 55.16 ГрК РФ, цели создания компенсационного фонда, и повлечет риск его утраты в случае недобросовестных действий третьих лиц.

Кроме этого в силу пункта 1 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Суды правильно указали, что в нарушение указанных положений законодательства заявителем 26 декабря 2014 года утверждено "Положение о компенсационном фонде", пунктом 3.1 которого предусматривается размещение компенсационного фонда через управляющие компании. Понятие и статус управляющей компании в Положении не раскрывается, контроль за их действиями возлагается на некий специализированный депозитарий, правовое положение которого также не определено. При этом, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено участие каких либо специальных депозитариев при заключении, исполнении и прекращении договоров вклада между банками и вкладчиками. Контроль за банками и банковской деятельностью осуществляется Центральным банком Российской Федерации.

С учетом изложенных обстоятельств, суды, вопреки доводам заявителя, обоснованно пришли к выводу, что Ростехнадзор правомерно приостановил внесение изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций в отношении представленного Некоммерческим партнерством "Центр развития строительства" "Положения о компенсационном фонде Некоммерческого партнерства "Центр развития строительства", так как СРО НП "ЦРС" не соблюдены требования части 4 статьи 55.16 ГрК РФ.

При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Поэтому доводы кассационной жалобы, которые проверены и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 года по делу N А40-28222/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий судья

М.Р. Агапов

 

Судьи

Е.А. Ананьина
С.В. Краснова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суды правильно указали, что в нарушение указанных положений законодательства заявителем 26 декабря 2014 года утверждено "Положение о компенсационном фонде", пунктом 3.1 которого предусматривается размещение компенсационного фонда через управляющие компании. Понятие и статус управляющей компании в Положении не раскрывается, контроль за их действиями возлагается на некий специализированный депозитарий, правовое положение которого также не определено. При этом, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено участие каких либо специальных депозитариев при заключении, исполнении и прекращении договоров вклада между банками и вкладчиками. Контроль за банками и банковской деятельностью осуществляется Центральным банком Российской Федерации.

С учетом изложенных обстоятельств, суды, вопреки доводам заявителя, обоснованно пришли к выводу, что Ростехнадзор правомерно приостановил внесение изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций в отношении представленного Некоммерческим партнерством "Центр развития строительства" "Положения о компенсационном фонде Некоммерческого партнерства "Центр развития строительства", так как СРО НП "ЦРС" не соблюдены требования части 4 статьи 55.16 ГрК РФ."