Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
городского округа город Рыбинск
от 19.04.2019 N 1065
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета городского округа город Рыбинск, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета городского округа город Рыбинск, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа город Рыбинск
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета городского округа город Рыбинск (далее - городской округ), главными администраторами (администраторами) доходов городского округа, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа (далее - главные администраторы (администраторы) средств бюджета).
1.2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, в том числе:
1.2.1. Организации, планированию и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2.2. Оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2.3. Составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
1.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в целях:
1.3.1. Недопущения (пресечения) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных муниципальных правовых актов городского округа, регулирующих бюджетные правоотношения.
1.3.2. Соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих составление и исполнение бюджета городского округа, составление бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики.
1.3.3. Повышения экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
1.4.1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности.
1.4.2. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
1.4.3. Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляется в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда работников, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита.
2. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Организация внутреннего финансового контроля
2.1.1. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленным на:
соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета этими главным администратором (администратором) средств бюджета и подведомственными ему администраторами средств бюджета и (или) получателями средств бюджета;
соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) этими главным администратором средств бюджета, администратором средств бюджета и подведомственными ему администраторами средств бюджета и (или) получателями средств бюджета;
подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
2.1.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета и подведомственных муниципальных казенных учреждениях, исполняющих бюджетные полномочия.
2.1.3. Должностные лица структурных подразделений главных администраторов (администраторов) средств бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными инструкциями в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
составление и своевременное представление документов в Департамент финансов Администрации городского округа (далее - Департамент финансов), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета городского округа (далее - бюджет), в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
составление и своевременное представление документов главному администратору (администратору) средств бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
составление и своевременное представление документов в Департамент финансов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного администратора (администратора) средств бюджета;
составление и направление документов в Департамент финансов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета, доведения (распределения) бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования до главных распорядителей средств бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;
формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных казенных учреждений;
составление и исполнение бюджетных смет подведомственных муниципальных казенных учреждений;
принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств и исполнение бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет городского округа, пеней и штрафов по ним;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет городского округа, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет городского округа;
процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, проведения инвентаризации;
составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к городскому округу, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа по денежным обязательствам подведомственных муниципальных казенных учреждений;
распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств бюджета;
осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
2.1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
К контрольным действиям относятся:
проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Ярославской области, муниципальных правовых актов городского округа, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов);
сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур.
2.1.5. Контрольные действия, указанные в пункте 2.1.4. Порядка, применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее - методы контроля).
2.1.6. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические, смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.1.7. К способам осуществления контрольных действий относятся:
сплошной, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
выборочный, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.1.8. Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации и Ярославской области, регулирующим бюджетные правоотношения, муниципальным правовым актам городского округа и должностным инструкциям, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции. Самоконтроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
2.1.9. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета и (или) руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом и (или) путем проведения проверки в отношении отдельных операций выборочным способом. Контроль по уровню подчиненности осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
2.1.10. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными муниципальными казенными учреждениями, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Ярославской области, регулирующих бюджетные правоотношения, муниципальных правовых актов городского округа, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
2.1.11. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур. Смежный контроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
2.1.12. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
2.2. Планирование и проведение внутреннего финансового контроля
2.2.1. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур (приложение 1 к Порядку).
2.2.2. В карте внутреннего финансового контроля по каждому предмету внутреннего финансового контроля указываются:
данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
периодичность выполнения операции;
данные о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;
данные о методах контроля и периодичности контрольных действий, а также способах проведения контрольных действий.
2.2.3. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает в себя следующие этапы:
оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости (отсутствия необходимости) осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
2.2.4. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий, осуществляемых главным администратором (администратором) средств бюджета, величине ущерба, причиненного городскому округу город Рыбинск, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей муниципальной программы городского округа город Рыбинск.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
информации соответствующих структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета, о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
информации о нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, Ярославской области, муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения), представляемой в установленном им порядке;
информации о возникновении коррупционно опасных операций.
К коррупционно опасным операциям для целей настоящего Порядка относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции муниципального органа, определенной в качестве коррупционно опасной;
в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое, либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
2.2.5. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.2.6. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора средств бюджета о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 2.3.4. настоящего Порядка;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.2.7. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается руководителем (заместителями руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета.
2.2.8. Формирование, утверждение и актуализация карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур осуществляются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур проводится не реже одного раза в год.
2.2.9. Карта внутреннего финансового контроля утверждается руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета.
Внесение изменений в карту внутреннего финансового контроля допускается не позднее чем за месяц до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
2.2.10. При поступлении информации о выявленных нарушениях главный администратор средств бюджета обязан представлять в направивший такую информацию орган внутреннего муниципального финансового контроля (контрольно-ревизионный отдел Администрации) сведения о мерах по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля и копии документов, подтверждающих принятие соответствующих мер.
2.2.11. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
2.3. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля
2.3.1. К результатам внутреннего финансового контроля относятся отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, недостатки при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению.
2.3.2. Сведения о результатах внутреннего финансового контроля отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и подлежат учету и хранению в установленном главным администратором (администратором) средств бюджета порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Порядок ведения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, перечни должностных лиц, ответственных за их ведение, устанавливаются главными администраторами (администраторами) средств бюджета.
2.3.3. Сведения о результатах внутреннего финансового контроля направляются структурным подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, руководителю (заместителю) главного администратора (администратора) средств бюджета не реже одного раза в квартал.
Указанные сведения представляются незамедлительно в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3.4. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета принимаются решения об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их выполнения и (или) содержащие предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города, в том числе направленные на:
обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств бюджета.
уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
изменение внутренних стандартов и процедур;
уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета.
2.3.5. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов муниципального финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета.
2.3.6. Порядок формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля определяется главным администратором (администратором) средств бюджета.
3. Осуществление внутреннего финансового аудита
3.1. Организация внутреннего финансового аудита
3.1.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств бюджета (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) средств бюджета, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
3.1.2. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств бюджета.
3.1.3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3.1.4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета.
3.1.5. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора средств бюджета, подведомственные муниципальные казенные учреждения (далее - объекты аудита).
3.1.6. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
3.1.7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета.
Внеплановые проверки проводятся на основании решений руководителя или заместителя руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета, в связи с поступлением информации о признаках нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
3.1.8. Аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
3.1.9. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) средств бюджета, направляемых в Департамент финансов в целях составления и рассмотрения проекта бюджета городского округа.
3.1.10. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок вправе:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка, при предоставлении решения о проведении аудиторской проверки;
привлекать независимых экспертов для проведения экспертиз, необходимых при осуществлении аудиторских проверок.
3.1.11. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) средств бюджета с применением в соответствии с пунктом 3.3.5. настоящего Порядка основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (акты и заключения);
не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
3.1.12. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета.
Руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
3.2. Планирование внутреннего финансового аудита
3.2.1. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План) осуществляется в целях формирования аудиторского мнения о состоянии внутреннего финансового контроля, полноте и достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета, а также представления предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств и осуществляется в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета.
3.2.2. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году (приложение 2 к Порядку).
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются проверяемая тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
3.2.3. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и (или) программы аудиторской проверки) учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора средств бюджета в случае их неправомерного исполнения;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
результаты оценки бюджетных рисков;
степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
3.2.4. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля в текущем (отчетном) финансовом году;
проведения в текущем (отчетном) финансовом году контрольных мероприятий органами муниципального финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
3.2.5. План составляется и утверждается руководителем главного администратора средств бюджета до начала очередного финансового года.
Внесение изменений в План допускается не позднее чем за месяц до начала проведения аудиторской проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
3.3. Проведение аудиторских проверок
3.3.1. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета в форме приказа руководителя.
3.3.2. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита (приложение 3 к Порядку).
3.3.3. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
сроки и этапы проведения аудиторской проверки.
При составлении программы формируется группа должностных лиц, проводящих аудиторскую проверку. Состав аудиторской группы утверждается распоряжением (приказом) руководителя главного администратора средств бюджета о назначении аудиторской проверки.
3.3.4. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;
аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных бюджетных процедур.
3.3.5. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) средств бюджета, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
3.3.6. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства.
К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.3.7. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности и иных необходимых документов;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения.
3.3.8. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления предусматриваются в порядке, установленном главным администратором средств бюджета.
3.4. Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита
3.4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, составленным в двух экземплярах, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается представителю проверяемого объекта аудита, уполномоченному на получение акта (приложение 4 к Порядку). Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
3.4.2. В акте аудиторской проверки указываются:
аудиторское задание, программа внутреннего финансового аудита;
характеристика деятельности проверяемой организации;
характер и состояние систем бюджетного учета и отчетности;
методы, используемые в процессе осуществления внутреннего финансового контроля;
информация, отражающая процесс составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, правильность отражения активов и обязательств на счетах бюджетного учета;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности;
информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях;
оценка надежности внутреннего финансового контроля, рекомендации по повышению его эффективности;
информация о соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
выводы об экономности и результативности использования бюджетных средств;
выводы о результатах внутреннего финансового аудита исходя из целей осуществления внутреннего финансового аудита.
Один экземпляр акта хранится в органе, осуществившем внутренний финансовый аудит, второй экземпляр направляется (вручается) проверенной организации в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
3.4.3. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки (приложение 5 к Порядку), содержащий сведения об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) средств бюджета, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятые меры по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета.
3.4.4. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора средств бюджета для принятия одного или нескольких из следующих решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о проведении служебных проверок, применении материальной, и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
о направлении материалов в органы внутреннего муниципального финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 2.3.4.
3.4.5. При принятии руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств решения, предусмотренного абзацем вторым пункта 3.4.4. Порядка, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
3.5. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
3.5.1. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года (далее - отчетность).
3.5.2. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора средств бюджета.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования средств бюджета городского округа.
3.5.3. Порядок составления и представления отчетности устанавливается главным администратором (администратором) средств бюджета.
4. Анализ осуществления главными администраторами средств бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
4.1. Главные администраторы средств бюджета обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые органом муниципального финансового контроля в целях осуществления полномочия по проведению анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Директор Департамента финансов |
Н.Н. Петухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.