Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Годовая инвентаризация: минимальный перечень объектов и сроки их инвентаризации. Памятка бухгалтеру организации бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Годовая инвентаризация: минимальный перечень объектов и сроки их инвентаризации.
Памятка бухгалтеру организации бюджетной сферы

Проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности обязательно.

Примечание

Общие требования к инвентаризации активов и обязательств установлены Минфином России согласно Приложению N 1 к Стандарту "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (далее - Общие требования к инвентаризации).

Методические рекомендации по применению Общих требований к инвентаризации доведены письмом Минфина России от 01.07.2024 N 02-06-06/61122 (далее - Методические рекомендации к Общим требованиям к инвентаризации).

Перечень объектов, подлежащих инвентаризации перед составлением годовой отчетности, сроки их инвентаризации установлены Общими требованиями к инвентаризации, а также иными нормативными правовыми актами, в частности, Стандартом "Нематериальные активы" и Инструкциями по составлению и представлению бухгалтерской/бюджетной отчетности N 33н и N 191н.

В Общих требованиях к инвентаризации приведен минимальный перечень объектов, которые необходимо проинвентаризировать перед годовой отчетностью. Вместе с тем в рамках годовой инвентаризации следует проинвентаризировать активы и обязательства, некорректное раскрытие информации о которых влияет на экономические решения органа-учредителя, иных пользователей отчетности, принимаемые на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень таких объектов организации бюджетной сферы устанавливают самостоятельно в Порядке проведения инвентаризации, являющемся элементом учетной политики, дополнительно к минимальному перечню. Кроме того, поскольку речь идет об объектах, информация о которых важна для органа-учредителя, считаем, что ГРБС/учредитель также вправе определить для подведомственных учреждений (субъектов отчетности, входящих в периметр консолидации) дополнительно к минимальному перечню объекты инвентаризации, которые необходимо включить в перечень.

 

Рассмотрим минимальный перечень объектов годовой инвентаризации и сроки ее проведения.

N

Объекты инвентаризации

Счета учета

Периодичность и сроки проведения инвентаризации

Способы (методы) проведения инвентаризации

Комментарий

1.

Просроченная дебиторская и кредиторская задолженности

Счет 205 00 "Расчеты по доходам"

Счет 206 00 "Расчеты по выданным авансам"

Счет 207 00 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)"

Счет 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами"

Счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам"

Счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами"

Счет 210 Т5 "Расчеты с товарищами по доходам по договору простого товарищества"

Счет 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам"

Счет 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам"

Счет 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты"

Счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами"

з/счет 04 "Сомнительная задолженность"

з/счет 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами"

Подробнее о том, какая задолженность признается просроченной, см. здесь

Перед составлением годовой отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года.

Дата, на которую проводится инвентаризация, выбирается из периода с 1 октября по 31 декабря.

 

При возникновении на годовую отчетную дату просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности, информация о которой подлежит раскрытию в отчетности, ее инвентаризация проводится на годовую отчетную дату в обязательном порядке.

То есть дата, на которую проводится инвентаризация, - 01.01.ХХХХ (годовая отчетная дата) и начало ее проведения - не ранее января очередного года.

Проверка документов, подтверждающих на дату проведения инвентаризации наличие просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности.

Используются методы:

- подтверждения;

- выверки (интеграции).

 

В том числе обеспечивается выверка (подтверждение) показателей учета с данными государственных реестров и/или информационных систем, в частности: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Государственной автоматизированной системы "Правосудие" (в целях инвентаризации объектов учета, возникающих на основании судебных решений).

 

В случае ведения бухгалтерского учета (организации аналитического учета) согласно учетной политике по группе плательщиков (кредиторов) инвентаризация проводится путем сверки персонифицированных данных управленческого учета к составу аналитических признаков задолженности и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах Рабочего плана счетов по соответствующим группам плательщиков (кредиторов)

Проанализировать просроченную задолженность целесообразно в два этапа:

1) Предварительно в октябре-декабре отчетного года, чтобы успеть провести сверку с контрагентами и принять соответствующие решения, в том числе выявить сомнительную задолженность по доходам, а также кредиторскую задолженность, не востребованную кредиторами.

2) Повторно на годовую отчетную дату (данная процедура является обязательной!)

 

По нашему мнению, стоит провести инвентаризацию не только просроченной задолженности (с учетом аналитического признака "дата исполнения"), но и по задолженности с аналитическим признаком "дата исполнения", имеющим значение "31.12.2999". Несмотря на тот факт, что задолженность с датой исполнения "31.12.2999" не относится к просроченной и является краткосрочной и текущей, стоит убедиться в обоснованности применения данной даты, которая указывает на невозможность установления конкретной даты исполнения задолженности (обязательства).

 

Вне зависимости от того, является ли задолженность просроченной или нет, специалисты Минфина России рекомендуют проинвентаризировать перед составлением годовой отчетности объем государственного (муниципального) долга. Полагаем, что с учетом мнения Минфина России в органе власти (местного самоуправления) может быть принято решение о ежегодной инвентаризации такого объекта.

2.

Дебиторская и кредиторская задолженности, по которым в течение финансового года не отражались операции по их увеличению (уменьшению)

Счет 205 00 "Расчеты по доходам"

Счет 206 00 "Расчеты по выданным авансам"

Счет 207 00 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)"

Счет 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами"

Счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам"

Счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами"

Счет 210 Т5 "Расчеты с товарищами по доходам по договору простого товарищества"

Счет 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам"

Счет 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам"

Счет 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты"

Счет 304 02 "Расчеты с депонентами"

Счет 304 03 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"

Счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами"

Счет 304 Т6 "Расчеты по вкладам товарищей по договору простого товарищества"

з/счет 04 "Сомнительная задолженность"

з/счет 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами"

Перед составлением годовой отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года.

 

Если такая задолженность является просроченной, инвентаризацию следует провести с учетом п. 1 Таблицы

Проверка документов, подтверждающих на дату проведения инвентаризации наличие дебиторской (кредиторской) задолженности.

Используются методы:

- подтверждения;

- выверки (интеграции).

 

В том числе обеспечивается выверка (подтверждение) показателей учета с данными государственных реестров и/или информационных систем, в частности: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Государственной автоматизированной системы "Правосудие" (в целях инвентаризации объектов учета, возникающих на основании судебных решений).

 

В случае ведения бухгалтерского учета (организации аналитического учета) согласно учетной политике по группе плательщиков (кредиторов) инвентаризация проводится путем сверки персонифицированных данных управленческого учета к составу аналитических признаков задолженности и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах Рабочего плана счетов по соответствующим группам плательщиков (кредиторов)

Отсутствие движения по расчетам с конкретным контрагентом в течение года может свидетельствовать, в частности, о факте непредставления документов в бухгалтерию, а также о невыполнении ответственным за взаимодействие с контрагентом лицом своих обязанностей (работа по урегулированию задолженности, возможно, не проводилась).

Кроме того, необходимо проверить качественные характеристики задолженности, если расчеты по данным учета не являются просроченными: проанализировать аналитический признак "дата исполнения".

В целях устранения возникающих сомнений необходимо провести инвентаризацию таких расчетов.

3.

Объекты имущества, стоимостная оценка которых определяет величину налоговых обязательств

Счет 101 10 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения"

Счет 101 05 "Основные средства - транспортные средства"

Счет 101 95 "Основные средства в концессии - транспортные средства"

Счет 103 11 "Земля (земельные участки)"

Счет 103 91 "Непроизведенные активы - в составе имущества концедента - земля (земельные участки)"

Счет 108 52 "Движимое имущество, составляющее казну" (транспортные средства - имущество казны)

Счет 108 92 "Движимое имущество концедента, составляющее казну" (транспортные средства - имущество казны, переданное в концессию)

На годовую отчетную дату.

 

Особенность для недвижимости, по которой в отчетном периоде инициирован процесс оформления госрегистрации права собственности (права оперативного управления), а также земельных участков.

 

Дата принятия решения о проведении инвентаризации в отношении таких объектов может быть позже даты, на которую проводится инвентаризация (годовой отчетной даты).

Например, инвентаризация земельного участка проводится по состоянию на 1 января. Дата принятия решения о проведении инвентаризации - 15 января. Дата начала проведения инвентаризации 16 января. Дата завершения инвентаризации выбирается так, чтобы была возможность для отражения ее результатов до формирования отчетности.

 

Учреждения вправе предусмотреть в учетной политике:

1) крайний срок поступления информации о таких событиях для их отражения в учете и отчетности как события после отчетной даты. Например, за 10 дней до даты представления годовой отчетности, установленной органом-учредителем.

2) дату начала проведения годовой инвентаризации по таким объектам инвентаризации. Например, за 7 дней до даты представления годовой отчетности, установленной органом-учредителем.

3) дату завершения годовой инвентаризации по таким объектам. Например, за 3 дня до даты представления годовой отчетности, установленной органом-учредителем.

 

Пример. Федеральным учреждениям, передавшим Казначейству полномочия по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, установлен срок для поступления документов, отражающих события после отчетной даты, - не позднее 31 января (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 31.10.2024 N 02-06-06/106914, 07-04-05/08-31656).

 

Об отражении в годовой отчетности изменения после отчетной даты кадастровых оценок стоимости земельных участков в качестве события после отчетной даты, подтверждающего условия деятельности, см. подробнее здесь

Методы подтверждения, выверки (интеграции), осмотра

 

Обеспечивается выверка (подтверждение) показателей учета с данными государственных реестров и/или информационных систем, в частности: ЕГРН, реестра федерального имущества (в целях инвентаризации НФА, составляющих государственную казну)

Согласно Общим требованиям к инвентаризации, Методическим рекомендациям по их применению к таким объектам, в частности, относятся объекты недвижимого имущества: основные средства, земельные участки.

Полагаем, что к таким объектам могут быть отнесены и транспортные средства, в том числе из состава казны и переданные в концессию, - объекты обложения транспортным налогом. А также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании, в том числе переданные в концессию.

 

Земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлеченные в хозяйственный оборот. На основании ст. 388, 389 НК РФ земельные участки, собственность на которые не разграничена, в том числе вовлекаемые в хозяйственный оборот, не облагаются земельным налогом, так как в их отношении не зарегистрировано право собственности и право постоянного (бессрочного) пользования (см. также постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2019 N Ф04-4272/19 по делу N А75-20855/2018). Следовательно, по таким земельным участкам, учитываемым на счете 103 13, уполномоченный орган вправе не проводить ежегодно инвентаризацию на годовую отчетную дату. Их инвентаризация осуществляется по общим правилам (см. п. 9 Таблицы).

 

Имущество казны не облагается налогом на имущество и земельным налогом, но облагается транспортным налогом. Дело в том, что в целях исчисления и уплаты транспортного налога ключевым моментом является факт регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ), а не счет учета. Соответственно, уполномоченный орган вправе не проводить ежегодно инвентаризацию недвижимого имущества казны (включая землю) на годовую отчетную дату, инвентаризация таких объектов осуществляется по общим правилам (см. п. 9 Таблицы). Вместе с тем решение о проведении инвентаризации земельных участков - имущества казны, на наш взгляд, целесообразно принимать в году государственной кадастровой оценки, чтобы исключить недостоверные сведения о кадастровой стоимости таких объектов в годовой отчетности.

 

Недвижимое имущество, переданное в концессию (имущество концедента), подлежит налогообложению в части налога на имущество у концессионера (ст. 374, 378.1 НК РФ). Транспортный налог платит тот, на кого зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ). Исключений для транспортных средств, переданных в рамках концессионного соглашения, НК РФ не предусматривает.

Налогоплательщиком земельного налога является обладатель права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения, в том числе переданный по концессионному соглашению (ст. 388 НК РФ).

 

С учетом изложенного для подтверждения наличия объектов налогообложения, в том числе налоговой базы (что и является целью инвентаризации по таким объектам) целесообразно проинвентаризировать не только недвижимое имущество и земельные участки, но и транспортные средства, в том числе являющиеся имуществом казны и переданные в концессию.

 

В Методических рекомендациях по применению Общих требований к инвентаризации Минфин России указал, что в случае большого объема объектов недвижимости допустимо проведение инвентаризации путем выверки с государственным реестром (ЕГРН) на дату не ранее 1 октября отчетного года, с дополнительной инвентаризацией по отдельным объектам, принятым к учету (измененным) на годовую отчетную дату.

 

Актуализация (изменение) кадастровых оценок стоимости земельных участков осуществляется на основании акта уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (далее - Акт), принимаемого в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ (далее - Закон N 237-ФЗ). При этом сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу Акта (п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ). В свою очередь, Акт вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования) (ч. 4 ст. 15 Закона N 273-ФЗ). Такой акт публикуется на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ в сети "Интернет" или в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) актов органов государственной власти субъекта РФ (письмо Минфина России и ФК от 11.01.2024 NN 02-06-06/950, 07-04-05/02-253). А значит, Акт должен быть утвержден и опубликован не позднее 1 декабря года, в котором проведена государственная кадастровая оценка. Исходя из порядка актуализации кадастровых оценок стоимости земельных участков, полагаем, что проводить инвентаризацию по земельным участкам даже в случае большого объема таких объектов ранее 1 декабря нецелесообразно, если в субъекте РФ проводилась государственная кадастровая оценка и цель инвентаризации земельных участков - подтвердить их кадастровую стоимость на годовую отчетную дату.

 

Периодичность проведения государственной кадастровой оценки предусмотрена ч. 4 ст. 11 Закона N 237-ФЗ. Решение о проведении кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта РФ не позднее чем за 6 месяцев до 1 января года ее проведения (чч. 57 ст. 11 Закона N 237-ФЗ). Информация о принятии такого решения размещается уполномоченным органом субъекта РФ в течение 30 календарных дней со дня принятия решения на его официальном сайте в сети "Интернет", в печатном средстве массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов госвласти субъекта РФ, на его информационных щитах (ч. 8 ст. 11 Закона N 237-ФЗ). Таким образом, организации бюджетной сферы уже после 1 июля должны иметь информацию о проведении госпереоценки земельных участков. При большом количестве земельных участков рекомендуем организовать работу по уточнению их кадастровых стоимостей с 1 декабря. В частности, при необходимости в уполномоченный орган может быть направлен соответствующий запрос.

4.

Библиотечные фонды

Счет 101 08 "Прочие основные средства"

Периодичность проведения инвентаризации - не реже 1 раза в 5 лет

 

Начало проведения - не ранее 1 октября отчетного года.

Методы осмотра.

Иные способы, предусмотренные Порядком, в том числе выверки (интеграции).

 

Например, инвентаризация библиотечного фонда в целях составления годовой отчетности может быть проведена путем сопоставления данных регистров суммарного учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета (см. п. 3 письма Минфина России от 20.11.2020 N 02-06-10/101747).

В Порядке проведения инвентаризации следует указать точку отсчета - год, начиная с которого применяется периодичность проведения инвентаризации данных объектов. Например, за точку отсчета может быть принята годовая инвентаризация за 2023 год.

5.

Музейные коллекции и музейные предметы

З/счет 01 "Имущество, полученное в пользование" (включенные в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ)

Счет 101 00 "Основные средства"

На годовую отчетную дату

Сверка данных учетных документов музейных фондов (книг поступлений (описей, инвентарных книг) музейных предметов и музейных коллекций) и данных бухгалтерского учета, при условии осуществления музеем плановых сверок наличия музейных предметов и музейных коллекций

Музейные предметы (культурные ценности, обладающие признаками музейного предмета) и коллекции, не включенные в состав Музейного фонда РФ, признаются объектами основных средств

6.

Готовая продукция, по которой в течение финансового года не отражались операции по увеличению (уменьшению)

Счет 105 07 "Готовая продукция"

Перед составлением годовой отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года

Методы осмотра, выверки (интеграции)

 

7.

Капитальные вложения в НФА, по которым в течение финансового года не отражались операции по их увеличению (уменьшению)

 

Капитальные вложения по объектам недвижимого имущества учреждений, государственной (муниципальной) казны, концедента

Счет 106 11 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения"

Счет 106 51 "Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны"

Счет 106 91 "Вложения в недвижимое имущество концедента"

иные счета 106 00 "Вложения в НФА" (при отсутствии оборотов в течение года)

 

З/счет 01, информация на котором отражена дополнительно со счетами 106 11, 106 51 и 106 91, отдельно не инвентаризируется. Подробнее - здесь

Перед составлением годовой отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года.

 

Особенность для капвложений в объекты недвижимости, по которым в отчетном периоде инициирован процесс оформления госрегистрации права собственности (права оперативного управления), но на годовую отчетную дату он не завершен.

 

Учреждение вправе предусмотреть в учетной политике:

1) крайний срок поступления информации об окончании госрегистрации для ее отражения в учете и отчетности как события после отчетной даты. Например, за 10 дней до даты представления годовой отчетности, установленной органом-учредителем.

2) дату начала проведения годовой инвентаризации по таким объектам инвентаризации. Например, за 7 дней до даты представления годовой отчетности, установленной органом-учредителем.

3) дату завершения годовой инвентаризации по таким объектам. Например, за 3 дня до даты представления годовой отчетности, установленной органом-учредителем.

 

Если такие даты будут предусмотрены в учетной политике учреждения, при поступлении информации об окончании госрегистрации права инвентаризация проводится на годовую отчетную дату.

 

Пример. Федеральным учреждениям, передавшим Казначейству полномочия по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, установлен срок для поступления документов, отражающих события после отчетной даты, - не позднее 31 января (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 31.10.2024 N 02-06-06/106914, 07-04-05/08-31656).

Методы осмотра, выверки (интеграции)

 

В части капитальных вложений в НФА при условии отсутствия результатов вложений, выраженных в виде материальных ценностей - проверка документов, подтверждающих на дату проведения инвентаризации наличие соответствующих объектов имущества (обоснованность владения соответствующими объектами инвентаризации).

Методы подтверждения, выверки (интеграции)

 

В общем случае Общие требования к инвентаризации устанавливают обязанность по проведению ежегодной инвентаризации перед годовой отчетностью в отношении капитальных вложений в НФА, по которым в течение финансового года не отражались операции по их увеличению (уменьшению). В части иных капитальных вложений Общими требованиями к инвентаризации предусмотрена периодичность проведения инвентаризации - не реже 1 раза в 3 года, если иное не установлено органом-учредителем/ГРБС.

 

Вместе с тем Инструкциями N 191н, 33н предусмотрено указание в гр. 8 и 9 Сведений (фф. 0503190, 0503790) кода статуса объекта на годовую отчетную дату, а также кода целевой функции объекта капитальных вложений, определенных с учетом проведенной учреждением в ходе инвентаризации объектов капитальных вложений оценки их состояния. В связи с этим считаем, что перед составлением годовой отчетности необходимо провести инвентаризацию по объектам капитальных вложений в недвижимое имущество учреждений, государственной (муниципальной) казны, концедента, в целях подтверждения достоверности годовой отчетности согласно подп. "з" п. 31 Общих требований

8.

Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования

Счет 102 00 "Нематериальные активы"

Счет 111 60 "Права пользования нематериальными активами"

По НМА с неопределенным сроком полезного использования инвентаризация проводится ежегодно.

 

Начало проведения - не ранее 1 октября отчетного года

Проверка документов, подтверждающих на дату проведения инвентаризации наличие соответствующих объектов имущества (обоснованность владения соответствующими объектами инвентаризации).

Методы подтверждения, выверки (интеграции).

 

Проверка наличия либо отсутствия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива.

Проверяется возможность уточнения срока полезного использования НМА в случае изменения факторов и (или) условий их использования, указанных в п. 27 Стандарта "Нематериальные активы".

9.

Иные объекты НФА:

1. Основные средства (движимое имущество, кроме транспорта, в том числе в концессии; библиотечного фонда; музейных предметов, коллекций, не включенных в состав Музейного фонда РФ, признаваемых объектами ОС);

об инвентаризации недвижимого имущества см. п. 3 Таблицы

об инвентаризации транспортных средств см. п. 3 Таблицы

об инвентаризации библиотечного фонда см. п. 4 Таблицы

об инвентаризации музейных предметов и коллекций см. в п. 5 Таблицы

 

2. Нематериальные активы (кроме НМА с неопределенным сроком полезного использования)

об инвентаризации НМА с неопределенным сроком полезного использования см. п. 8 Таблицы

 

3. Непроизведенные активы (кроме земельных участков на праве постоянного (бессрочного пользования));

об инвентаризации земельных участков см. п. 3 Таблицы

 

4. Материальные запасы;

об инвентаризации готовой продукции, по которой в течение финансового года не отражались операции по увеличению (уменьшению), см. п. 6 Таблицы

 

5. Капвложения в НФА (за исключением капвложений в объекты недвижимости, а также вложений, по которым в течение финансового года не отражались операции по их увеличению (уменьшению) - об инвентаризации таких капвложений см. п. 7 Таблицы);

 

6. Имущество казны (кроме транспортных средств - имущества казны, в том числе переданных в концессию)

об инвентаризации транспортных средств - имущества казны, в том числе переданных в концессию, см. п. 3 Таблицы

 

7. Права пользования активами

 

8. Биологические активы

Счет 101 20 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" (кроме счета 101 25)

Счет 101 30 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения" (кроме счета 101 35)

Счет 101 90 "Основные средства - имущество в концессии" (кроме счета 101 95)

 

Счет 102 00 "Нематериальные активы"

 

Счет 103 00 "Непроизведенные активы" (кроме счетов 103 11, 103 91 по земельным участкам на праве постоянного (бессрочного пользования))

 

Счет 105 00 "Материальные запасы"

 

Счет 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" (кроме счетов 106 11, 106 51, 106 91)

 

Счет 107 00 "Нефинансовые активы в пути"

 

Счет 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (кроме счетов 108 52, 108 92 в части транспортных средств)

 

Счет 111 00 "Права пользования активами"

 

Счет 113 00 "Биологические активы"

Периодичность проведения инвентаризации - не реже 1 раза в 3 года, если иное не установлено органом-учредителем (ГРБС).

 

Начало проведения - не ранее 1 октября отчетного года

Методы осмотра, расчетов, подтверждения, выверки (интеграции).

 

О способах (методах) проведения инвентаризации см. подробнее здесь

 

В части капитальных вложений в НФА при условии отсутствия результатов вложений, выраженных в виде материальных ценностей, в части прав пользования активами осуществляется проверка документов, подтверждающих на дату проведения инвентаризации наличие соответствующих объектов имущества (обоснованность владения соответствующими объектами инвентаризации). Методы подтверждения, выверки (интеграции).

 

В отношении ОС, НМА, НПА, прав пользования НМА, биоактивов осуществляется проверка наличия либо отсутствия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива.

В Порядке проведения инвентаризации следует указать точку отсчета - год, начиная с которого применяется периодичность проведения инвентаризации данных объектов. Например, за точку отсчета может быть принята годовая инвентаризация за 2023 год.

 

Возможно разделить иные объекты НФА на группы (максимум 3) по территориальному или качественному признаку и для каждой из групп последовательно ежегодно проводить инвентаризацию. Например, иные объекты НФА, находящиеся в районе N 1, инвентаризируются по нечетным годам, а находящиеся в районе N 2 - по четным годам.

 

Кроме того, в Порядке проведения инвентаризации может быть предусмотрено, что результаты инвентаризации объектов НФА, проведенные по иным основаниям ее проведения в период с 1 октября по 31 декабря, зачитываются по решению руководителя субъекта отчетности (учреждения) как инвентаризация, проведенная в целях составления годовой отчетности.

 

Общие требования к инвентаризации не предусматривают ежегодного проведения инвентаризации имущества казны (за исключением транспортных средств - имущества казны, определяющих величину налоговых обязательств по транспортному налогу).

Недвижимое имущество и земельные участки в составе казны не облагаются налогом на имущество и земельным налогом, соответственно, не влияют на величину налоговых обязательств. Вместе с тем такие объекты в любой момент могут быть переданы организациям бюджетной сферы на праве оперативного управления / постоянного (бессрочного) пользования. А значит, объекты уже будут определять размер налоговых обязательств принявшего их учреждения. Таким образом, считаем показатели, отраженные на счетах 108 51 и 108 55, важными и полагаем, что в Порядке проведения инвентаризации целесообразно закрепить ежегодное проведение инвентаризации в части недвижимого имущества и земельных участков в составе казны с целью подтверждения их стоимости, исходя из которой в последствии учреждения будут рассчитывать налог на имущество и земельный налог.

 

Согласно Методическим рекомендациям к Общим требованиям к инвентаризации проведение годовой инвентаризации не реже 1 раза в 3 года возможно по объектам НФА по группе синтетического учета "иное движимое имущество", а объекты ОЦДИ необходимо инвентаризировать ежегодно. Основная цель инвентаризации ОЦДИ - сверка с Перечнем особо ценного движимого имущества.

С учетом того, что из Общих требований к инвентаризации прямо не следует обязанность ежегодного проведения инвентаризации ОЦДИ полагаем, что учреждением по согласованию с органом-учредителем может быть принято решение о проведении инвентаризации по такому имуществу не реже 1 раза в 3 года.

10.

Иные объекты бухгалтерского учета, в отношении которых по результатам осуществления в течение финансового года внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и (или) внутреннего финансового аудита выявлены факты и (или) признаки, влияющие на достоверность данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Соответствующие счета учета активов и обязательств.

 

О счетах, которые подлежат / не подлежат инвентаризации, см. подробнее здесь

Перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года

Методы осмотра, расчетов, подтверждения, выверки (интеграции)

 

 

 

Годовая инвентаризация: минимальный перечень объектов и сроки их инвентаризации.

Памятка бухгалтеру организации бюджетной сферы

 

Подготовлено экспертами компании "Гарант"