Может ли бюджетное учреждение в бухгалтерских первичных документах при оприходовании и последующих движениях ТМЦ (в основном - это материальные запасы) указывать их двойное наименование: в соответствии с первичными документами от поставщиков (накладная, УПД) и дополнительное внутреннее наименование?
Например: наименование по документам поставщика "Конус плечевой чашки", а по внутренней номенклатуре "Суставы искусственные". Возможно ли оприходовать данный товар как "Суставы искусственные / Конус плечевой чашки"? Нужно ли это закреплять в учетной политике?
В учреждении планируемые к приобретению материальные ценности отражаются в АСУ по наименованиям согласно внутренней номенклатуре, которая носит обобщающий характер. При поставке данных материальных ценностей их оприходование осуществляется в соответствии с документами поставщиков, в которых наименование товара указано согласно условиям заключенных договоров/контрактов, но не совпадает с наименованием по внутренней номенклатуре учреждения.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учитывая тот факт, что законодательство по бухгалтерскому учету не содержит требований об обязательном отражении объектов в составе нефинансовых активов в строгом соответствии с их наименованиями, приведенными в отгрузочных документах поставщика, полагаем, учреждение вправе самостоятельно определить порядок указания наименований при принятии объектов нефинансовых активов к учету, закрепив его положениями учетной политики.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 20 Стандарта "Концептуальные основы" объекты учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бюджетном учете на основании первичных учетных документов. Формы первичных учетных документов, принимаемых к учету учреждением, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы...".
Отметим, что документы (накладная, УПД и иные документы, подтверждающие наименование и стоимость переданных объектов), предоставленные поставщиком, подтверждают факт получения материальных ценностей учреждением. Принятие к учету нефинансовых активов в организациях госсектора осуществляется на основании унифицированных форм первичных учетных документов.
Так, в соответствии с п. 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов нефинансовых активов, в частности основных средств и материальных запасов с установленным сроком эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным учетным документом). Для этих целей согласно положениям п. 40.1 Приказа N 61н служит Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441). Одновременно, согласно положениям п. 8, п. 11 Стандарта "Запасы", принятие к бухгалтерскому учету приобретенных материальных запасов осуществляется на основании первичных (сводных) учетных документов, при этом единица бухгалтерского учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно с учетом положений, установленных в рамках формирования учетной политики субъекта учета. В этом случае основанием принятия к учету может быть Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
В связи с тем, что первичные документы на поступление объектов нефинансовых активов оформляются непосредственно в учреждении, полагаем, что наименования материальных ценностей в них могут быть дополнены либо уточнены в целях отражения таких предметов в учете. Отметим, что какие-либо требования о строгом соответствии наименования учетной единицы товара отражаемой в унифицированных бухгалтерских первичных учетных документах названию, указанному в сопроводительных документах поставщиков, ни Законом N 402-ФЗ, ни положениями инструкций и стандартов по бухгалтерскому учету не установлены. Однако следует учитывать, что частью 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ прямо установлено требование о недопущении в регистрах бухгалтерского учета регистрации (в том числе) притворных объектов бухгалтерского учета. Под притворным объектом бухгалтерского учета при этом понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
Таким образом, учитывая тот факт, что требований об обязательном отражении объектов в составе нефинансовых активов в строгом соответствии с их наименованиями, приведенными в отгрузочных документах поставщика, положения нормативных документов по бухгалтерскому учету не содержат, полагаем, что учреждение вправе самостоятельно определить порядок указания наименований при принятии объектов нефинансовых активов к учету, не изменяя первоначальные наименования согласно документам поставщиков, а дополняя их, с соблюдением всех установленных требований к содержанию первичных документов и полноте их заполнения.
В свою очередь, п. 22 Стандарта "Концептуальные основы..." и п. 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" установлено, что порядок документооборота в учреждении устанавливается в рамках учетной политики. Следовательно, порядок оформления и представления ответственными лицами первичных учетных документов, а также правила применения внутренней номенклатуры учреждению следует установить самостоятельно в рамках формирования своей учетной политики.
В заключение отметим, что представители финансового ведомства (смотрите письмо Минфина России от 28.10.2010 N 03-03-06/1/670) при ответе на вопрос о допустимости отражения в автоматизированных системах управления финансово-хозяйственной деятельности наименования товарно-материальных ценностей не в точном соответствии, как указано наименование в первичном документе от поставщика, отметили, что организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина
Ответ прошел контроль качества
3 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"