рассмотрев поступившее 25.11.2024 обращение муниципального заказчика - Администрации городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район" Забайкальского края, о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ЭЛАРА" (ИНН 9727078528, ЕРУЗ 24067001), в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 31.08.2024 N5 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения "Сретенское"(Устройство водопропускной трубы большого диаметра на участке улично-дорожной сети (автомобильной дороги - ул. Набережная) общего пользования местного значения, подверженного наледеобразованию, городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район") (00008344-ЭА) (ИКЗ 243751900353575190100100120024211244, реестровый номер 3751900353524000008 ), при участии по средствам ВКС представителя заказчика -Граселиуса Р.В., Бакшеевой Н.Э. (доверенность от 02.12.2024 N6), в отсутствии представителя подрядчика (уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения),
УСТАНОВИЛА:
25.11.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 31.08.2024 N5 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения "Сретенское" (00008344-ЭА) (ИКЗ 243751900353575190100100120024211244, реестровый номер 3751900353524000008 ).
Обращение направлено по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Уведомлением от 26.11.2024 Забайкальским УФАС России у ООО "ЭЛАРА" запрашивались письменные объяснения по факту расторжения контракта с приложением документов в обоснование своих доводов, однако запрашиваемые документы на заседание Комиссии обществом не представлены. Заказчиком указано следующее. 31.08.2024 между Администрацией городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район" Забайкальского края и ООО "ЭЛАРА" заключен муниципальный контракт N 5 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения "Сретенское" (00008344-ЭА) (ИКЗ 243751900353575190100100120024211244, реестровый номер 3751900353524000008 ).
В связи с блокировкой расчётного счета заказчика, отсутствием заинтересованности подрядчика в выполнении работ по контракту, а так же учитывая, что согласно сведений ЕИС ООО "ЭЛАРА" уже было включено в РНП пять раз, аванс подрядчику не выплачен. Поскольку подрядчик к работам так и не приступил, учитывая, что начало выполнения работ по контракту не поставлена в зависимость от выплаты аванса, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, заказчик просит включить общество "ЭЛАРА" в РНП.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее. 31.08.2024 между Администрацией городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район" Забайкальского края и ООО "ЭЛАРА" заключен муниципальный контракт N 5 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения "Сретенское" (00008344-ЭА) (ИКЗ 243751900353575190100100120024211244, реестровый номер 3751900353524000008 ).
Согласно контракту: "1.1. Устройство водопропускной трубы большого диаметра на участке улично-дорожной сети (автомобильной дороги - ул. Набережная) общего пользования местного значения, подверженного наледеобразованию, городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район". Объем работ установлен в локальном сметном расчете, который является неотъемлемой частью настоящего Контракта. Материалы, используемые при выполнении работ, указаны в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта. 1.2.
Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работу, упомянутую в п.1.1 настоящего Контракта, собственными и (или) привлеченными силами из своих материалов на собственном оборудовании и своими инструментами в соответствии с условиями настоящего Контракта, заданием Заказчика и сметной документацией.
1.3. Все обусловленные настоящим Контрактом работы должны быть выполнены до 30 октября 2024 года и сданы Заказчику по акту приемки объекта в эксплуатацию после выполнения работ.
1.5. Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ, указанных в п. 1.1 настоящего Контракта, в соответствии с утвержденной сметной документацией (Приложение N 4 к Контракту), требованиями к техническим характеристикам используемых материалов (строительных материалов, изделий и конструкций) (Приложение N 1 к Контракту), ведомостью объемов работ (Приложение N 2 к Контракту), календарным графиком на выполнение работ (Приложение N 3 к Контракту), условиями настоящего Контракта и иными приложениями к нему.
4.2. Заказчик выплачивает Подрядчику аванс в размере 10 % (десяти процентов) от цены контракта в размере 246967,03 (двести сорок шесть тысяч девятьсот шестьдесят семь) рублей 03 копейки на приобретение материалов, конструкций, необходимых для производства работ, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента выставления счета на выплату аванса, предоставляемого Подрядчиком. Выплата аванса при исполнении Контракта, в том числе заключенного с участником закупки, указанным в части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, не допускается на основании ч.13 ст.37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ 5.1 Забайкальский край, Сретенский район, г. Сретенск: ул. Набережная Начало выполнения работ: с даты заключения контракта. Окончание работ: в срок до 15 октября 2024 года.
5.2. Объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с Календарным графиком работ. Начальный, конечный и промежуточные (поэтапные) сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с Календарным графиком, являющимся приложением 2 к Контракту и его неотъемлемой частью. Нарушение начального, конечного и промежуточных (поэтапных) сроков является основанием для предъявления штрафных санкций. Подрядчик вправе выполнить работы досрочно. 7.1.
Подрядчик обязуется: 7.1.1.
Обеспечить с момента заключения контракта по 15 октября 2024 года бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по закрепленным за ним участкам автомобильных дорог, а также сохранность всего имущества входящего в состав автодорог за счет систематического и ежедневного ведения работ по устранению дефектов содержания. 7.1.2.
Обеспечить качество выполнения всех работ в соответствии с условиями настоящего Контракта и всех приложений к нему. 7.1.3.
В течение 5-ти рабочих дней, после заключения настоящего Контракта разработать и передать на согласование с Заказчиком проект производства работ по ремонту автомобильной дороги. 7.1.4.
Обеспечить качественное выполнение работ по Контракту, руководствуясь требованиями, предъявляемыми Государственными стандартами, и другими нормативными документами к состоянию проезжей части, обочин, обстановке пути, земляного полотна, искусственных сооружений, а также в соответствии с природоохранным законодательством и действующими санитарными нормами. 7.1.5.
Согласовать с ГАИ и Заказчиком схемы ограждения мест производства работ и нести ответственность за безопасность движения в зонах производства работ. 7.1.6.
Подрядчик до начала производства работ обязан предоставить на согласование Заказчику транспортную схему на вывозку всех материалов. 15.1.
Контракт может быть расторгнут по обоюдному согласию сторон, по решению суда или стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, а также основаниям, указанным в частях 8 - 25 статьи 95 Федерального Закона N44-ФЗ и контрактом. 19.7.
Срок действия настоящего Контракта: Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами на электронной торговой площадке и действует до 30 ноября 2024 года. В части погашения задолженности по оплате выполненных работ, погашения причиненных любой из Сторон убытков, выполнения Сторонами предусмотренных Контрактом платежей и действий Контракт действует до полного исполнения Сторонами обязательств. 18.09.2024 заказчиком направлено подрядчику письмо о предоставлении информации по исполнению контракта. 24.09.2024 заказчиком направлена претензия о необходимости передачи заказчику ППР по ремонту автомобильной дороги. 25.09.2024 подрядчик написал заказчику ходатайство о продлении срока выполнения работ по контракту, ввиду не выплаты заказчиком аванса. 30.09.2024 заказчик направил ответ подрядчику, что продление срока выполнения работ возможно только после передачи заказчику ППР по ремонту автомобильной дороги, предоставления доказательств покупки материала, необходимого для выполнения ремонта дороги и подписания дополнительного соглашения. 08.10.2024 заказчиком сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 08.10.2024 решение получено подрядчиком. Возражения на акты, письма, претензии в адрес заказчика от подрядчика не поступали. 21.10.2024 решение заказчика вступило в силу, контракт расторгнут, информация размещена заказчиком в ЕИС. 25.11.2024 заказчиком направлено обращение в Забайкальское УФАС России. Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу пункта 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства. Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530) (статья 525 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принцип свободы договора заключается в том, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а также в том, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 15.1 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в связи с принятием сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" указано, что условие о сроке выполнения работ является существенным для данного вида договора. В этой связи статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 144-О, приведенные положения статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на защиту интересов заказчика, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.
Таким образом, из взаимосвязанных положений части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, статей 708 и 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктов контракта следует, что в случае несоблюдения подрядчиком согласованных сроков выполнения работ, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.
Как указано ранее, между сторонами заключен контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения "Сретенское"(Устройство водопропускной трубы большого диаметра на участке улично-дорожной сети (автомобильной дороги - ул. Набережная) общего пользования местного значения, подверженного наледеобразованию, городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район") . Забайкальское УФАС России отмечает, что контрольный орган в сфере закупок не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых споров и оценке факта поставки товара, выполнения работ, необходимости его приемки и обстоятельств, связанных с качеством поставляемого товара по контракту, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Разногласия по факту нарушения существенных условий исполнения обязательств возникших у сторон при исполнении договора (контракта), разрешаются в досудебном (претензионном) и судебном порядках. Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Проанализировав приведенные выше обстоятельства, связанные с исполнением контракта (по состоянию на дату вступления решения об отказе от контракта заказчика в силу), Комиссия разделяет позицию заказчика о том, что подрядчик нарушил условия заключенного контракта (работы по устройству водопропускной трубы большого диаметра на участке улично-дорожной сети (автомобильной дороги - ул. Набережная) не выполнены. Допущенные подрядчиком нарушения являются для заказчика существенными. Законом о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 08.10.2024 заказчиком сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено 08.10.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации, опубликованной в ЕИС, контракт расторгнут 21.10.2024.
Комиссия приходит к выводу о том, что порядок расторжения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, заказчиком не нарушен.
В силу требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила). Как следует из статьи 104 Закона о контрактной системе, определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов. В этой связи основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Как разъяснено в пункте 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе). По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение по форме, предусмотренной приложением N1 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков. Подрядчиком не представлены письменные возражения, документы относительно включения сведений о нем в РНП.
Согласно положениям гражданского законодательства общество является хозяйствующим субъектом, осуществляющим самостоятельную коммерческую деятельность на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Принимая решение об участии в закупке, общество, тем самым, возложило на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, исключительно наличие факта принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в РНП без установления причин, оснований и обстоятельств, вызвавших неисполнение условий контракта.
В силу требований пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 н астоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссией установлено:
- нарушения законодательства о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлении его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещении в единой информационной системе заказчиком не допущены;
- заказчиком (пояснениями в ходе комиссии, представленными документами) подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта, подрядчик к выполнению работ по контракту не приступил;
- подрядчиком не представлено документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также то, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Учитывая социально направленный характер закупки (ремонт дороги общего пользования местного значения, подверженного наледеобразованию), заключая контракт, подрядчик несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента заключения контракта до завершения своих обязательств по контракту. Обществом не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при заключении контракта и его исполнении. Комиссия приходит к выводу о том, что обществом обязанности, предусмотренные контрактом, не исполнены в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в его действиях, как лица, профессионально занимающегося коммерческой деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей. Поскольку в ходе проведения проверки достоверность представленной заказчиком информации документально подтверждена, Комиссия
установила
факт недобросовестного поведения ООО "Элара" в рамках исполнения контракта, и не выявила в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе, сведения в отношении общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия на основании результатов проведенной проверки,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным заказчиком - Администрацией городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район" Забайкальского края в отношении ООО "Элара" (ИНН 9727078528, ЕРУЗ 2406700, ОГРН 1247700431736, КПП: 772701001, адрес: 117041, г. Москва, вн. тер.
г. муниципальный округ Южное Бутово, ул. Академика Понтрягина, д. 21, к. 1, помещ. 2/1, директор: Самойлов Денис Алексеевич ИНН 612803319802) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от от 31.08.2024 N 5 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения "Сретенское"(Устройство водопропускной трубы большого диаметра на участке улично-дорожной сети (автомобильной дороги - ул. Набережная) общего пользования местного значения, подверженного наледеобразованию, городского поселения "Сретенское" муниципального района "Сретенский район") (00008344-ЭА) (ИКЗ 243751900353575190100100120024211244, реестровый номер 3751900353524000008 ).
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЭЛАРА" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официального сайта в Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг).
3. Решение, принятое комиссией Забайкальского УФАС России по результатам рассмотрения сведений может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: И.С. Китаева В.В. Еремина
2024-6269
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 2 декабря 2024 г. N РНП-75-157
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2024