Вопрос: В связи с изменением ставки НДС с 18 на 20%, просим Вас разъяснить будут ли считаться ниже описанные действия нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, если сведения о расчетах формируются из учетной системы пользователя по ставке НДС 20 процентов при сохранении отражения на кассовом чеке тег: 1199 "ставка НДС" со значениями "НДС 18%" или "НДС 18/118%", тег: 1200 "сумма НДС за предмет расчета", тег: 1102 "сумма НДС чека по ставке 18%" и (или) тег: 1106 "сумма НДС чека по расч. ставке 18/118" при условии обновления ПО ККТ пользователя до 01.02.2019 года? Если да, то в какой срок необходимо обновить ПО ККТ?
Ответ: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление) рассмотрело Ваше обращение от 14.12.2018 (вх. N 70045-ЗГ от 14.12.2018) и сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, Управление сообщает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется в Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке и включающие в себя, в том числе стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость).
Обращаем внимание, что согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ) с 01.01.2019 в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) установлена в размере 20 процентов.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 303-ФЗ предусмотрено, что налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
При этом исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Федерального закона N 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Следовательно, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2019, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Также необходимо учитывать, что изменение налоговой ставки не изменяет для налогоплательщика порядок и момент определения налоговой базы по НДС.
В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 4, абзацем шестым пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ Федеральной налоговой службой утвержден Приказ от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (далее - Приказ), которым предусмотрены форматы фискальных документов, обязательных к использованию и соответствующие признаки расчета.
В соответствии с форматами фискальных документов, утвержденных Приказом, кассовый чек (БСО) и кассовый чек коррекции (БСО коррекции) должен содержать не менее одного из следующих реквизитов: "сумма НДС чека по ставке 18%" (тег 1102), "сумма НДС чека по ставке 10%" (тег 1103), "сумма расчета по чеку с НДС по ставке 0%" (тег 1104), "сумма расчета по чеку без НДС" (тег 1105), "сумма НДС чека по расч. ставке 18/118" (тег 1106), "сумма НДС чека по расч. ставке 10/110" (тег 1107).
В целях приведения Приказа в соответствие с требованиями Федерального закона N 303-ФЗ Приказом ФНС России от 22.10.2018 N ММВ-7-20/605@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@" внесены изменения в форматы фискальных документов, вступающие в силу с 01.01.2019, в том числе в реквизиты "сумма НДС чека по ставке 18%" (тег 1102) и "сумма НДС чека по расч. ставке 18/118" (тег 1106).
Таким образом, после 01.01.2019 в кассовом чеке (БСО) и кассовом чеке коррекции (БСО коррекции) ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120, а также расчет соответствующей суммы должен быть произведен по ставке НДС 20% или, соответственно, по расчетной ставке 20/120.
Частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливается административная ответственность, в том числе, за применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения.
Указание в кассовом чеке неверной ставки и суммы НДС при отражении полной суммы расчета образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
При этом согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, отсутствием вины может считаться применение пользователями после 01.01.2019 контрольно-кассовой техники с необновленным программным обеспечением в части указания ставки НДС 20% (20/120) и (или) расчета суммы по ставке НДС 20% (20/120) до момента соответствующего обновления при условии, что такое обновление будет произведено в разумный срок и последующее формирование налоговой отчетности за налоговый период будет произведено с расчетом действующей ставки НДС и в соответствии с порядком, указанным в письме ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@.
Кроме этого, в случае если сведения о расчетах формируются из учетной системы пользователя по ставке НДС 20% (20/120) при сохранении отражения на кассовом чеке тега 1199 "ставка НДС" со значениями "НДС 18%" или "НДС 18/118%", тега 1200 "сумма НДС за предмет расчета", тега 1102 "сумма НДС чека по ставке 18%" и (или) тега 1106 "сумма НДС чека по расч. ставке 18/118", до соответствующего обновления программного обеспечения контрольно-кассовой техники пользователя в разумные сроки, такие действия не будут являться нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Также сообщается, что по имеющейся у ФНС России информации, предоставленной профессиональными участниками рынка (производителями контрольно-кассовой техники, программного обеспечения, центрами технического обслуживания и т.д.) и крупнейшими пользователями контрольно-кассовой техники, максимальный срок обновления программного обеспечения в разумные сроки парка контрольно-кассовой техники при предпринимаемых действиях со стороны самого пользователя не выходит за пределы первого налогового периода по НДС в 2019 году. Следовательно, необновление программного обеспечения контрольно-кассовой техники в части указания и (или) расчета ставки НДС 20% (20/120) после указанного срока могут свидетельствовать о бездействии пользователя либо принятия таким пользователем недостаточных мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Данная позиция изложена в письме ФНС России от 13.12.2018 N ЕД-4-20/24234.
В отношении порядка применения налоговой ставки по НДС в переходный период в иных отдельных случаях Управление рекомендует руководствоваться разъяснениями Федеральной налоговой службы, изложенными в письмах от 03.10.2018 N ЕД-4-20/19309@, от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@, от 13.12.2018 N ЕД-4-20/24234.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Советник |
И.В. Шульга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 26 декабря 2018 г. N 17-26/2/266814@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 12-18 февраля 2019 г. N 6