Проект федерального закона N 204378-3
"О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий Президента
Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 2)
Глава II. Отставка Президента РФ (ст.ст. 3 - 4)
Глава III. Установление стойкой неспособности (ст.ст. 5-13)
Президента РФ по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия
Глава IV. Отрешение Президента РФ от должности (ст.ст. 14-19)
Глава V. Обеспечение непрерывного исполнения (ст.ст. 20-22)
полномочий Президента РФ
Глава VI. Заключительные положения (ст. 23)
Целью настоящего Федерального закона является установление в соответствии с Конституцией Российской Федерации организационных и правовых основ досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также обеспечение непрерывности и стабильности осуществления полномочий Президента Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует условия и порядок досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации.
Статья 2. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае:
а) отставки;
б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия:
в) отрешения от должности.
Глава II. Отставка Президента Российской Федерации
Статья 3. Прекращение исполнения Президентом Российской Федерации принадлежащих ему полномочий в случае своей отставки
1. Президент Российской Федерации в любое время вправе прекратить исполнение принадлежащих ему полномочий по собственной инициативе, заявив о своей отставке.
2. В заявлении об отставке Президент Российской Федерации указывает дату досрочного прекращения исполнения принадлежащих ему полномочий, но не позднее одного месяца с момента его подписания.
3. Заявление об отставке, собственноручно подписанное Президентом Российской Федерации, в день подписания направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
4. Президент Российской Федерации до указанной в заявлении даты досрочного прекращения исполнения принадлежащих ему полномочий осуществляет полномочия главы государства в полном объеме.
5. Президент Российской Федерации может отозвать заявление об отставке в любое время до официального сообщения Правительства Российской Федерации об отставке главы государства.
Статья 4. Обнародование заявления об отставке Президента Российской Федерации
Официальное сообщение Правительства Российской Федерации об отставке Президента Российской Федерации направляется Председателем Правительства Российской Федерации для его незамедлительного обнародования в финансируемые полностью или частично за счет средств государственного бюджета телевизионные и радиовещательные компании и публикуется в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации".
Глава III. Установление стойкой неспособности Президента Российской
Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
Статья 5. Основания для досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
1. Основанием для досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является объективно установленная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, практическая невозможность для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, или иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, а также невозможность восстановления такой способности до истечения срока его пребывания в должности Президента Российской Федерации.
Статья 6. Инициирование процедуры установления стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
1. Любая из палат Федерального Собрания Российской Федерации вправе инициировать процедуру установления стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия путем обращения в Верховный Суд Российской Федерации по данному вопросу.
2. Предложение об инициировании процедуры установления стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия может быть сделано от имени не менее чем одной трети депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, что подтверждается наличием соответствующего числа подписей под документом о предложении.
3. Основанием для инициирования процедуры установления стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является неисполнение Президентом Российской Федерации по состоянию здоровья своих полномочий в полном объеме.
Статья 7. Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации обращения по вопросу об установлении стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
1. Верховный Суд Российской Федерации не позднее четырнадцати дней с момента поступления обращения по вопросу об установлении стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия рассматривает данное обращение.
2. По результатам его рассмотрения Верховный Суд Российской Федерации выносит одно из следующих решений:
а) признать доводы, изложенные в обращении, убедительными и назначить медицинскую экспертизу;
б) отклонить обращение ввиду недостаточности приводимых доводов.
Статья 8. Назначение и проведение медицинской экспертизы
1. В случае признания доводов, изложенных в обращении по вопросу об установлении стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия убедительными, Верховный Суд Российской Федерации назначает медицинскую экспертизу.
2. Медицинская экспертиза осуществляется медицинским консилиумом, состав которого утверждается Верховным Судом Российской Федерации.
3. Медицинский консилиум состоит из 9 человек (вариант: 15 человек) - высококвалифицированных врачей в соответствующей области медицины из числа граждан Российской Федерации, рекомендованных на паритетных началах от Государственной Думы, Совета Федерации и Президента Российской Федерации (в случае, если Президент Российской Федерации не в состоянии принимать самостоятельно решения, от его имени кандидатуры в состав медицинского консилиума рекомендуются Правительством Российской Федерации).
(Вариант: ... рекомендованных на паритетных началах от Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации.)
4. В состав медицинского консилиума со стороны Президента Российской Федерации (вариант: Правительства Российской Федерации) в обязательном порядке входит лечащий врач Президента Российской Федерации.
5. К работе медицинского консилиума в качестве консультантов могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане - специалисты соответствующего медицинского профиля.
6. Медицинский консилиум в своей деятельности независим.
7. Каждый член медицинского консилиума несет уголовную ответственность за внесение ложных сведений в заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации.
8. Президент Российской Федерации, должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, учреждений здравоохранения и органов управления здравоохранением обязаны оказывать содействие деятельности медицинского консилиума.
Статья 9. Вопросы, решаемые медицинским консилиумом
Медицинский консилиум в результате своей работы должен ответить на следующие вопросы:
а) имеются ли у Президента Российской Федерации признаки психического расстройства функций организма, препятствующие ему осуществлять полномочия Президента Российской Федерации в полном объеме;
б) имеются ли у Президента Российской Федерации признаки физического расстройства функций организма, препятствующие ему осуществлять полномочия Президента Российской Федерации в полном объеме;
в) носит ли расстройство функций организма Президента Российской Федерации, препятствующее ему осуществлять его полномочия, стойкий, постоянный и необратимый характер;
г) возможно ли восстановление способности Президента Российской Федерации осуществлять свои полномочия в полном объеме до истечения срока его пребывания в должности Президента Российской Федерации.
Статья 10. Заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации
1. Медицинский консилиум не позднее четырнадцати дней со дня назначения Верховным Судом Российской Федерации медицинской экспертизы проводит врачебное обследование Президента Российской Федерации и дает одно из следующих заключений, в котором указываются данные о состоянии здоровья обследуемого:
а) о фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, или иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, а также невозможности восстановления такой способности до истечения срока его пребывания в должности Президента Российской Федерации;
б) о фактической способности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, либо о возможности восстановления до истечения срока его пребывания в должности Президента Российской Федерации способности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
в) о необходимости принятия дополнительных мер по установлению стойкого, постоянного и необратимого характера неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
2. Заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации подписывается членами медицинского консилиума. Каждый член медицинского консилиума имеет право на изложение особого мнения, которое прилагается к указанному заключению.
3. Подписанное заключение медицинского консилиума о состоянии здоровья Президента Российской Федерации незамедлительно направляется в Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, а также в палаты Федерального Собрания.
4. В случае несогласия с заключением медицинского консилиума Президент Российской Федерации в течение десяти дней с момента его подписания вправе обжаловать его в Верховный Суд Российской Федерации и обратиться с просьбой провести медицинский консилиум в другом составе либо провести дополнительное медицинское обследование.
Статья 11. Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации заключения медицинского консилиума о возможности или невозможности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья исполнять свои полномочия
1. Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней с момента поступления заключения медицинского консилиума рассматривает данное заключение и выносит соответствующее решение.
2. В случае вынесения решения Верховного Суда о неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия и невозможности восстановления такой способности до истечения срока его пребывания в должности Президента Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации не позднее двух дней с момента вынесения данного решения направляет его в Конституционный Суд Российской Федерации.
3. В случае вынесения решения Верховного Суда Российской Федерации о фактической способности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, либо о возможности восстановления до истечения срока его пребывания в должности Президента Российской Федерации способности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом "б" статьи 2 настоящего Федерального закона прекращается.
4. В случае вынесения решения Верховного Суда Российской Федерации с необходимости принятия дополнительных мер по установлению стойкого, постоянного и необратимого характера неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия Верховный Суд Российской Федерации возлагает на медицинский консилиум обязанности по непрерывному фиксированию в специальном журнале (надлежащим образом прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью Верховного Суда Российской Федерации) в течение четырех месяцев подряд способности или неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья исполнять свои полномочия в полном объеме.
5. По истечении четырех месяцев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, медицинский консилиум дает заключение в соответствии с пунктами "а" и "б" части 1, а также частями 2 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.
6. Рассмотрение заключения медицинского консилиума, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи.
7. В случае поступления в Верховный Суд Российской Федерации жалобы Президента Российской Федерации на заключение медицинского консилиума и обращения о проведении медицинского консилиума в другом составе либо проведении дополнительного медицинского обследования Верховный Суд Российской Федерации выносит одно из следующих решений:
а) провести дополнительное медицинское обследование в том же составе медицинского консилиума;
б) провести медицинский консилиум в другом составе;
в) оставить жалобу Президента Российской Федерации без удовлетворения.
Статья 12. Рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о соблюдении установленного порядка признания стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
1. Конституционный Суд Российской Федерации не позднее десяти дней с момента получения решения Верховного Суда Российской Федерации о неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия и невозможности восстановления такой способности до истечения срока его пребывания в должности Президента Российской Федерации, рассматривает вопрос о соблюдении установленного настоящим Федеральным законом порядка признания стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
2. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения о несоблюдении установленного порядка признания стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия рассмотрение вопроса о признании такой неспособности прекращается.
5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации незамедлительно направляются в Совет Федерации.
Статья 13. Объявление о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
1. Не позднее пяти дней с момента получения решения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка признания стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия Совет Федерации принимает решения:
а) о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
б) о дате выборов нового Президента Российской Федерации.
2. Официальное сообщение о принятии Советом Федерации решения о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента Российской Федерации в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия и о дате выборов нового Президента Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации в финансируемые полностью или частично за счет средств государственного бюджета телевизионные и радиовещательные компании для незамедлительного обнародования, а также публикуется в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации".
Глава IV. Отрешение Президента Российской Федерации от должности
Статья 14. Порядок (процедура) выдвижения обвинения в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления против Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Основанием для отрешения Президента Российской Федерации от должности является совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления.
3. Инициирование процедуры отрешения Президента Российской Федерации от должности осуществляется Государственной Думой.
4. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации может быть сделано от имени не менее чем одной трети депутатов Государственной Думы, что подтверждается наличием соответствующего числа подписей под документом о предложении.
5. В случае внесения предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, Государственная Дума на своем заседании образовывает специальную комиссию из числа депутатов Государственной Думы.
6. Специальная комиссия в течение двадцати дней с момента своего образования изучает материалы, подтверждающие совершение Президентом Российской Федерации государственной измены или иного тяжкого преступления и дает заключение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в совершении данных преступлений или об его отклонении.
7. Заключение специальной комиссии не позднее трех дней после его подписания оглашается на заседании Государственной Думы и кладется в основу решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в совершении данных преступлений или об его отклонении.
8. Решение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
9. Решение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации незамедлительно направляется Председателем Государственной Думы в Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.
9. В случае если Государственная Дума не приняла необходимым большинством голосов решение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, процесс отрешения Президента Российской Федерации от должности прекращается.
Статья 15. Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации не позднее двадцати дней с момента получения решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации рассматривает его и дает заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков состава преступления (государственной измены или иного тяжкого преступления).
2. Заключение Верховного Суда Российской Федерации незамедлительно направляется в Государственную Думу.
Статья 16. Рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации
1. Конституционный Суд Российской Федерации не позднее двадцати дней с момента получения решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации рассматривает его и дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации незамедлительно направляется в Государственную Думу.
Статья 17. Направление решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в Совет Федерации
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации с заключениями Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации не позднее двух дней с момента их получения направляются Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.
Статья 18. Рассмотрение вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности Советом Федерации
1. Совет Федерации рассматривает вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думы обвинения против Президента Российской Федерации.
2. Если решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации.
4. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности незамедлительно направляется Председателем Совета Федерации в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Статья 19. Обнародование решения Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности
Официальное сообщение о принятии Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности незамедлительно направляется Председателем Совета Федерации в финансируемые полностью или частично за счет средств государственного бюджета телевизионные и радиовещательные компании для обнародования и публикуется в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации".
Глава V. Обеспечение непрерывного исполнения полномочий Президента
Российской Федерации
Статья 20. Исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации
1. В случае досрочного прекращения Президентом Российской Федерации принадлежащих ему полномочий его обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации приступает к временному исполнению обязанностей Президента Российской Федерации со дня:
указанного в заявлении Президента Российской Федерации об отставке;
принятия решения Советом Федерации о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента Российской Федерации ввиду стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья и о временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации;
принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности.
Статья 21. Исполнение обязанностей Президента Российской Федерации иными высшими должностными лицами
1. Если в случае досрочного прекращения Президентом Российской Федерации принадлежащих ему полномочий Председатель Правительства Российской Федерации не может временно исполнять его обязанности (по причине отставки, сложения полномочий, отрешения от должности, кончины, совершения тяжкого преступления либо несоответствия требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации к кандидату в Президенты Российской Федерации), то их временное исполнение на тех же основаниях вплоть до выборов нового Президента Российской Федерации возлагается на другое должностное лицо в следующей очередности:
а) Председатель Совета Федерации;
б) Председатель Государственной Думы;
в) Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
г) Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
д) Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координирующий вопросы финансов, налогов и сборов;
е) Заместитель Председателя Совета Федерации, получивший большинство голосов членов Совета Федерации (вариант: Первый заместитель Председателя Совета Федерации);
ж) Заместитель Председателя Государственной Думы, получивший большинство голосов депутатов Государственной Думы (вариант: Первый заместитель Председателя Государственной Думы).
2. Лица, перечисленные в части 1 настоящей статьи, на время исполнения обязанностей Президента Российской Федерации уходят в отставку с занимаемых должностей (вариант: приостанавливают свою деятельность в занимаемых должностях).
Статья 22. Объем и срок временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации
1. Председатель Правительства Российской Федерации, исполняющий обязанности Президента Российской Федерации (или иные высшие должностные лица в соответствии с частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона) в течение всего срока исполнения обязанностей Президента Российской Федерации не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации, исполняющий обязанности Президента Российской Федерации (или иные высшие должностные лица в соответствии с частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона), в течение всего срока исполнения обязанностей Президента Российской Федерации не вправе ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
3. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по исполнению обязанностей Президента Российской Федерации (или иных высших должностных лиц в соответствии с частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона) прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
4. Порядок передачи властных полномочий вновь избранному Президенту Российской Федерации определяется федеральным законом о вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 23. Введение в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.