Комментарий к приказу Минфина РФ от 17 марта 2005 г. N 41н "Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, и Порядка ее заполнения" и приказу Минфина РФ от 17 марта 2005 г. N 42н "Об утверждении формы Заявления о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, и Рекомендаций по его заполнению" (А.М. Пановский, "Нормативные акты для бухгалтера", N 8, апрель 2005 г.)

Комментарий к приказу Минфина РФ от 17 марта 2005 г. N 41н
"Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе,
подлежащем обложению единым социальным налогом, для налогоплательщиков,
не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц,
и Порядка ее заполнения" и приказу Минфина РФ от 17 марта 2005 г. N 42н
"Об утверждении формы Заявления о предполагаемом доходе, подлежащем
обложению единым социальным налогом, для налогоплательщиков,
не производящих выплаты и вознаграждения в пользу
физических лиц, и Рекомендаций по его заполнению"


Минфин России утвердил две новые формы налоговой отчетности по единому социальному налогу для плательщиков-"неработодателей", которые уплачивают этот налог с собственных доходов (индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов):

- заявление о предполагаемом доходе (приказ от 17.03.2005 N 42н);

- декларацию о предполагаемом доходе (приказ от 17.03.2005 N 41н).

Они заменят одну старую декларацию о предполагаемом доходе (утверждена приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649*(1)). Причиной этому стала вступившая с 2005 года в силу поправка в пункте 2 статьи 244 Налогового кодекса. Теперь, начав предпринимательскую деятельность, "неработодатели" вместо декларации должны представлять заявление (Закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ). А уж потом - в случае значительного изменения заявленных доходов - скорректировать их сумму в декларации.

Несмотря на игру слов, форма существенно не поменялась. Однако плательщикам нужно быть внимательными и использовать новые бланки отчетности со дня вступления их в силу.

Приказ N 41н был официально опубликован 6 апреля 2005 года. Следовательно, новую форму налоговой декларации о предполагаемом доходе нужно применять начиная с 17 апреля. Дата официальной публикации приказа N 42н - 8 апреля 2005 года. Соответственно новая форма заявления о предполагаемом доходе действует начиная с 19 апреля.

Обратите внимание: приказ МНС России N БГ-3-05/649 утратил силу лишь частично. Форма декларации по ЕСН, утвержденная этим же документом, по которой предприниматели, фермеры и адвокаты должны отчитаться по доходам, полученным за год, продолжает действовать. Напомним, что декларацию за 2004 год нужно представить не позднее 3 мая 2005 года (30 апреля - нерабочий день). Кроме того, эту же форму нужно представить в инспекцию и в случае прекращения предпринимательской деятельности:

- в пятидневный срок после подачи соответствующего заявления - предпринимателями и фермерами;

- в 12-дневный срок после принятия решения о приостановлении (прекращении) их статуса - адвокатами.

Такие новые правила вступили в силу с этого года (Закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ).


Порядок представления форм о предполагаемом доходе


Заявление (декларация) о предполагаемом доходе необходимо для установления (перерасчета) размера авансовых платежей по ЕСН для тех индивидуальных предпринимателей, которые только начинают свою деятельность. Напомним, что в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями являются частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (ст. 11 НК РФ). А в целях соцналога к ним также приравниваются члены крестьянских и фермерских хозяйств (подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ). Далее всех этих плательщиков мы будем называть предпринимателями.

Заявление о предполагаемом доходе предприниматели подают в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала своей деятельности (п. 2 ст. 244 НК РФ). Например, если предприниматель был зарегистрирован 7 апреля 2005 года, то последним сроком подачи заявления о предполагаемом доходе будет 13 мая 2005 года.

Получив заявление о предполагаемом доходе, инспекторы рассчитывают суммы авансовых платежей, которые предприниматели должны перечислять в бюджет в течение года. Напомним сроки их уплаты (п. 4 ст. 244 НК РФ):

- не позднее 15 июля (половина годовой суммы авансовых платежей);

- не позднее 15 октября и 15 января года, следующего за отчетным (уплачиваются еще два платежа в размере одной четвертой от годовой суммы авансовых платежей).

Величину авансовых платежей инспекторы рассчитывают так: сумму предполагаемого дохода за вычетом расходов, связанных с их извлечением, умножают на ставку ЕСН.


Пример 1

Индивидуальный предприниматель Орлов В.Ю. 26 апреля 2005 года подал в инспекцию заявление о предполагаемом доходе, в котором указал, что сумма его предполагаемых доходов в 2005 году составит 400 000 руб., а расходов - 300 000 руб. Ставка ЕСН для предпринимателей и адвокатов, чья налоговая база не превышает 280 000 руб. в год, сейчас составляет соответственно 10 и 8 процентов (п. 3, 4 ст. 241 НК РФ).

Следовательно, годовая сумма авансового платежа составит 10 000 руб. (100 000 руб. x 10%). График авансовых платежей у предпринимателя будет выглядеть так:

15 июля 2005 года - 5000 руб.;

17 октября 2005 года - 2500 руб. (15 октября 2005 года - нерабочий день);

16 января 2006 года - 2500 руб. (15 января 2006 года - нерабочий день).

Декларацию о предполагаемом доходе предприниматели в обязательном порядке представляют, если их доходы значительно (более чем на 50%) превысят заявленные. А вот при значительном сокращении доходов представление уточняющей декларации - право плательщика, но не обязанность.

Требование о представлении декларации о предполагаемом доходе распространяется на всех индивидуальных предпринимателей. И на тех, кто начал в текущем году свою деятельность (и подал заявление о предполагаемом доходе). И на тех, кто продолжает ее (в том случае, если разница между доходами и расходами текущего года значительно превышает фактическую налоговую базу за предыдущий год).

После получения декларации о предполагаемом доходе инспекторы должны в течение пяти дней пересчитать суммы подлежащих уплате авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты.


Изменения в формах о предполагаемом доходе


Несмотря на свои различные названия, заявление и декларация о предполагаемом доходе практически идентичны. Мало чем они отличаются и от старой декларации о предполагаемом доходе.

Как и раньше, заявление и декларация о предполагаемом доходе состоят из трех листов. Причем второй лист (сведения о налогоплательщике) заполняется лишь в случае отсутствия у налогоплательщика ИНН. Поэтому предприниматели, как правило, заполняют только титульный лист и лист с расчетом предполагаемого дохода.

На титульном листе форм появились новые реквизиты: "Вид документа", "Налоговый период", "Основной государственный регистрационный номер для индивидуального предпринимателя". А реквизит о категории налогоплательщика из титульного листа перенесен в лист с расчетом предполагаемого дохода. При этом сами обозначения категорий не поменялись. Индивидуальным предпринимателям присвоен код 05, членам (главам) крестьянских (фермерских) хозяйств - 06, а адвокатам - 07. Эту цифру необходимо указывать в поле "Налогоплательщик" (код строки 005) расчетного листа.

Сам расчет в новых формах, как и прежде, состоит из трех показателей: суммы предполагаемых доходов и расходов в текущем году и их разница. Напомним, что в состав расходов можно включить те траты, которые предусмотрены главой 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса (п. 3 ст. 237 НК РФ). А из доходов членов крестьянских (фермерских) хозяйств исключаются также расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 236 НК РФ).

В заключение добавим, что в новых формах показатели в расчетном листе отражаются в полных рублях, без копеек.


Пример 2

У индивидуального предпринимателя Орлова В.Ю. полученный доход за март-август 2005 года составил 605 000 руб., а фактические расходы - 450 000 руб. В заявлении о предполагаемом доходе по строке 030 он указал сумму 100 000 руб. Она более чем на 50 процентов отличается от фактически полученной прибыли:

((605 000 руб. - 450 000 руб.) : 100 000 руб. - 1) x 100% = 55%.

Следовательно, Орлов В.Ю. должен представить в инспекцию декларацию о предполагаемом доходе. Расчетный лист он заполнил следующим образом (с учетом того, что уточненная предполагаемая сумма дохода за 2005 год у него составит 890 000 руб., а расхода - 760 000 руб.):


Расчет предполагаемого дохода, подлежащего обложению единым
социальным налогом, для налогоплательщиков, не производящих выплаты
и вознаграждения в пользу физических лиц


Наименование показателя Код стро-
ки
Сумма в руб-
лях
1 2 3
Предполагаемый доход от предпринимательской или иной профессиональной
деятельности
010 890 000
Предполагаемые расходы, связанные с извлечением дохода 020 760 000
Предполагаемый доход, подлежащий обложению единым социальным налогом (стр.
010 - стр. 020)
030 130 000

В соответствии с пунктом 3 статьи 244 Налогового кодекса суммы авансовых платежей по ЕСН после перерасчета составят:

17 октября 2005 года - 5500 руб. (2500 руб. + (130 000 руб. - 100 000 руб.) x 10%);

16 января 2006 года - 2500 руб.


А.М. Пановский,

аудитор


"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, апрель 2005 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Документ опубликован в "НА" N 23, 2004.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"


ООО "Агентство бухгалтерской информации"


Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.