г. Ессентуки |
Дело N А63-12316/07-С7-36 |
28 января 2008 года |
Рег. N 16АП-2016/07 |
28 января 2008 года оглашена резолютивная часть постановления.
28 января 2008 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Цигельников И.А.,
судьи: Винокурова Н.В., Мельников И.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Цигельниковым И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2007 по делу N А63-12316/07-С7-36 (судья Быкодорова Л.В.),
при участии:
от Комитета Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности - не явились;
от ООО ТПП "Меркурий" - Серебрянникова С.М. (доверенность от 15.05.2007), Мальцева Н.С. (доверенность от 08.12.2007),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью торгово-производственное предприятие "Меркурий" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности (далее - Комитет по лицензированию) о признании незаконным и отмене решения от 21.09.2007 N 361 о приостановлении действия лицензии С 002776 регистрационный номер 02024708-Д от 01.07.2007 на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением от 29.10.2007 суд заявленные требования общества удовлетворил, признав недействительным и отменив решение Комитета по лицензированию от 21.09.2007 N 361 о приостановлении действия лицензии С 002776 регистрационный номер 02024708-Д от 01.07.2007 на розничную продажу алкогольной продукции.
Не согласившись с решением, Комитет по лицензированию направил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своих требований Комитет по лицензированию указал, что ошибочны выводы суда первой инстанции о том, что установленные Комитетом по лицензированию нарушения обществом правил торговли не являются основанием для приостановления действия лицензии. По мнению Комитета, действие лицензии общества было приостановлено правомерно, поскольку обществом были допущены нарушения лицензионных требований и условий.
В отзыве общество апелляционную жалобу не признало, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Комитета по лицензированию поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу не признала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.09.2007 специалистами комитета Головиным В.Н. и Бахметьевой К.В. на основании распоряжения председателя комитета по проведению проверки от 18.09.2007 N 1291 были проведены мероприятия по контролю деятельности лицензиата общества (магазин в доме N 484 по ул. Ленина в городе Ставрополе) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям.
Проверке подлежало соблюдение обществом требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Постановления Правительства Ставропольского края от 18.02.2004 N 26-П "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края", раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Актом по результатам проверки от 19.09.2007 N 000852 установлены следующие нарушения:
- в нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" обществом была реализована одна бутылка вина "Ле Деньер"(0,75 л., натуральное, сухое, красное, производство Франция, импортер МОРО) несовершеннолетним Дымовой А.С. (паспорт серии 07 04 N 427884, выдан 22.12.2004 ОВД Промышленного района города Ставрополя) и Алексенко А.С. (паспорт серии 07 05 N 653032, выдан 22.11.2005 ОВД Промышленного района города Ставрополя);
- в нарушение Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров" на 11 наименованиях алкогольной продукции не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника, в том числе вина "Савиньон" (0,75л., белое, сухое, производство Франция), вина "Замок ЛИРИЯ" (о,75л., бело, сухое, производство Испания), вина "ВУДХЭВЕНШИРАЗ РОУЗ" (0,75л., розовое, производство Калифорния);
- в нарушение статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" СП 2.3.6. 1066-01 продавцами Гейко и Копыловой не подтверждено наличие у них личных медицинских книжек;
- в нарушение статьи 9 Закона "О защите прав потребителей", а также Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров" отсутствует вывеска с информацией о месте нахождения общества;
- в нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) отсутствует план эвакуации при пожаре, инструкция о пожарной безопасности.
По акту проверки обществом в Комитет по лицензированию 20.09.2007 представлены объяснения, содержащие информацию об устранении указанных нарушений.
21.09.2007 Комитетом по лицензированию принято решение N 361 о приостановлении действия лицензии С 002776 рег. N 02024708-Д от 01.07.2007, выданной обществу на розничную продажу алкогольной продукции, сроком на шесть месяцев.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционным судом на основании следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", отношения в сфере оборота алкогольной продукции (к которому отнесена розничная продажа алкогольной продукции), регулируются данным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Определение порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, согласно статье 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Законом Ставропольского края от 11.10.2006 N 70-КЗ "О розничной продаже алкогольной продукции на территории Ставропольского края" (п.2 ст.2) установлено, что лицензирование розничной продажи алкогольной продукции производится в порядке, установленном Правительством Ставропольского края.
Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края (положение о лицензировании), утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 18.02.2004 N 26-п., которым определены процедура и основания проведения мероприятий, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением действия лицензий и т.п.
Материалами дела установлено, что проверка в отношении общества была проведена на основании распоряжения Комитета по лицензированию от 18.09.2007 N 1291.
Распоряжением Комитета по лицензированию от 18.09.2007 N 1291 был установлен перечень нормативных актов, обязательные требования которых подлежали проверке: Закон N 171-ФЗ, Постановление Правительства Ставропольского края от 18.02.2004 N 26-П и раздел XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки Комитетом по лицензированию было установлено, что продавцом общества Гейко Е.А. была реализована бутылка вина "Ле Деньер" несовершеннолетним лицам Дымовой А.С. и Алексенко А.С.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а также пунктом 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи), не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
Ответственность за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним установлена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Признавая доказанным вину общества в совершении правонарушения, Комитет по лицензированию исходил из того, что общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению его работником требований законодательства. В частности, при продаже несовершеннолетним алкогольной продукции продавец Гейко Е.А. не поинтересовалась возрастом покупателя.
Между тем необходимо учитывать, что запретив продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, законодатель не обязал продавца в любом случае выяснять у покупателей возраст, требовать предъявления документов, удостоверяющих их возраст. Предполагается, что эта обязанность возникает лишь в случае, если у продавца (посредством визуального восприятия) возникнут сомнения в возрасте покупателя.
Из материалов дела (в том числе, акта проверки от 19.09.2007, письменных объяснений общества от 20.09.2007) следует, что по внешнему виду Дымова А.С. выглядит гораздо старше 18 лет, в связи с чем каких-либо сомнений относительно достижения ею совершеннолетия при визуальном восприятии у продавца не возникло.
В акте проверки N 000852 от 19.09.2007 указано на то, что установлен факт продажи алкогольной продукции несовершеннолетним Дымовой С.А. (паспорт серии 07 04 N 427884) и Алексенко А.С. (паспорт серии 07 05 N 653032).
Однако из материалов дела, невозможно установить каким образом сотрудниками Комитета по лицензированию были установлены обстоятельства продажи алкогольной продукции именно несовершеннолетним Дымовой С.А. и Алексенко А.С., а также каким образом установлены паспортные данные несовершеннолетних, если в материалах дела отсутствуют их объяснения или какие-либо иные процессуальные документы, составленные проверяющими во время совершения указанных действий и установления обстоятельств.
Кассовый чек на покупку в материалах дела отсутствует.
Сотрудниками Комитета по лицензированию не были привлечены понятые.
Также материалами дела не подтверждается, что имеются показания свидетелей, подтверждающие, что обществом 19.09.2007 продана алкогольная продукция именно гражданам Дымовой С.А. и Алексенко А.С.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о применении Комитетом непредусмотренных законодательством методов проверки выразившихся в использовании Комитетом при осуществлении проверки несовершеннолетних лиц, путем инициирования ими покупки алкогольной продукции.
Доказательства, полученные Комитетом по лицензированию в результате такой проверки, не могут считаться допустимыми в силу пункта 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем не могут служить основаниями для приостановления действия лицензии общества.
Также проведенной Комитетом проверкой было установлено, что на 11 наименованиях алкогольной продукции в том числе: вино "Савиньон" (0,75л., белое, сухое, производство Франция), вино "Замок ЛИРИЯ" (о,75л., бело, сухое, производство Испания), вино "ВУДХЭВЕНШИРАЗ РОУЗ" (0,75л., розовое, производство Калифорния), не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции, цене алкогольной продукции, наименовании производителя (юридическом адресе), стране происхождения алкогольной продукции, сертификации алкогольной продукции, государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции, содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению, дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.
Согласно пункту 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В своих объяснения общество указало, что на начало проведения проверки в магазине проводилась предпродажная подготовка товара, путем выставления алкогольной продукции по видам на витрины, информация о том, что товар находится на оформлении была доведена в виде таблички с надписью "Товар на оформлении", что подтверждается имеющимися в деле фотографиями (т. 1, л.д.60).
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что выставление в местах продажи (на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют и Комитетом по лицензированию не представлены доказательства, подтверждающие факт реализации алкогольной продукции, находящейся на оформлении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии основании для приостановления действия лицензии общества по данному эпизоду.
Из акта проверки от 19.09.2007 следует, что специалистами Комитета по лицензированию была проведена проверка по соблюдению продавцами общества Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ). Проверкой было установлено, что в нарушение ст. 34 Закона N 52-ФЗ продавцами общества Гейко и Копыловой не подтверждено наличие у них личных медицинских книжек.
В соответствии с пунктами 3 и 5 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Согласно ст. 49 Закона N 52-ФЗ должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
С учетом того, что Комитет по лицензированию не является органом осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Ставропольскому краю, проведение Комитетом проверки соблюдения обществом требований Закона N 52-ФЗ является незаконной.
Также из акта проверки от 19.09.2007 следует, что специалистами Комитета по лицензированию была проведена проверка по соблюдению обществом положений Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. Проверкой было установлено нарушение обществом ст. 9 Закона N 2300-1 выразившееся в отсутствии вывески с информацией о месте нахождения общества.
Согласно ст. 40 Закона N 2300-1 государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).
С учетом того, что распоряжение Комитета от 18.09.2007 N 1291 на проведение проверки не предусматривало проверку общества по соблюдению требований Закона N 2300-1, действия Комитета по проверке соблюдения обществом требований установленных Законом N 2300-1 являются незаконными.
Кроме того, имеющимися в материалах дела доказательствами (фотографиями т.1, л.д.61) опровергаются выводы Комитета по лицензированию об отсутствии вывески с информацией о месте нахождения общества.
Из акта проверки от 19.09.2007 следует, что специалистами Комитета по лицензированию была проведена проверка и по соблюдению обществом Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). В результате которой было установлено нарушение обществом Правил пожарной безопасности выразившееся в отсутствии плана эвакуации при пожаре и инструкции о мерах пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.94 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
С учетом того, что Комитет по лицензированию не является органом уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, проведение Комитетом проверки соблюдения обществом Правил пожарной безопасности является незаконным.
Кроме того, согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.
С учетом того, что в материалах дела отсутствует и Комитетом не представлено доказательств того, что магазин общества, в котором проводилась проверка, является объектом с массовым пребыванием людей, нахождение плана эвакуации в подсобном помещении не противоречит требованиям законодательства.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора" (далее - Закон N 134-ФЗ) при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица и требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что проверяя соблюдение обществом Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), Закона N 2300-1 "О защите прав потребителей", Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" сотрудники Комитета вышли за пределы своих полномочий и мероприятий по контролю, предписанных им распоряжением N 1291 от 18.09.2007 (проверка соблюдения требований предусмотренных Законом N 171-ФЗ, Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.02.2004 N 26-П, раздел XIX Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Комитета от 21.09.2007 N 361 о приостановлении действия лицензии общества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что согласно законодательным актам, регулирующим вопрос приостановления лицензии, возможность приостановления лицензии непосредственно связана с подачей в суд заявления о привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 20 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" приостановление действия лицензии не связано с обращением лицензирующего органа с заявлением о привлечении лицензиата к административной ответственности.
Согласно п. 19 Положений "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края", лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии в случае выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти, в пределах компетенции указанных органов, нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.
Однако неверные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного апелляционный суд оставляет решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на комитет, которая им уплачена.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2007 по делу N А63-12316/07-С7-36 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12316/07-С7-36
Истец: ООО ТПП "Меркурий"
Ответчик: Комитет Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2016/07