город Омск
31 января 2008 г. |
Дело N А70-4246/29-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Тайченачевым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1847/2007) общества с ограниченной ответственностью "Всероссийская топливная компания" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.08.2007 по делу N А70-4246/29-2007 (судья Тихомиров В.В.),
принятое по заявлению прокурора Ленинского АО г. Тюмени
к обществу с ограниченной ответственностью "Всероссийская топливная компания" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от прокурора Ленинского АО г. Тюмени - не явился, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Всероссийская топливная компания" - не явился, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского АО г. Тюмени обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Всероссийская топливная компания" (далее - ООО "ВТК", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 14.08.2007 по делу N А70-4246/29-2007 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленное требование и привлек ООО "ВТК" к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе ООО "ВТК" просит решение арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного прокурором Ленинского АО г. Тюмени требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, при рассмотрении дела в суде первой инстанции арбитражным судом не была дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела, что повлекло принятие неверного решения. Так, арбитражным судом не было принято во внимание, что лицензия выдается на определенный вид деятельности, а не на объект, где данная деятельность осуществляется.
В представленном до судебного заседания отзыве прокурор Ленинского АО г. Тюмени просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ВТК", прокурор Ленинского АО г. Тюмени, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает рассмотреть жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
16.07.2007 должностными лицами прокуратуры Ленинского АО г. Тюмени была проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности ООО "ВТК" расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 57.
В ходе проверки было установлено отсутствие лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта - топливно-заправочного пункта, что, по мнению прокурора, является нарушением подпункта 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" заместитель прокурора Ленинского АО г. Тюмени постановлением от 16.07.2007 б/н возбудил производство об административном правонарушении в отношении ООО "Всероссийская топливная компания".
На основании данного постановления прокурор обратился в Арбитражный суд Тюменской области с требованием о привлечении ООО "ВТК" к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14.08.2007 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу подпункта 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 (в ред. от 01.02.2005 N 49) под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденными Приказом Минэнерго от 01.08.2001 N 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива. Поскольку автомобильное топливо является легковоспламеняющейся и горючей жидкостью, а обеспечение постоянной продажи этого материала достигается путем его хранения, то данный объект является пожароопасным объектом, для эксплуатации которого, в силу статьи 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, требуется наличие разрешения (лицензии).
Факт эксплуатации пожароопасного производственного объекта (автозаправочной станции) ООО "ВТК", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 57, без соответствующей лицензии подтвержден материалами дела (объяснения генерального директора ООО "ВТК" от 16.07.2007, объяснения начальника отдела по работе с юридическими лицами ЗАО "Консалтинговая компания "ГОРСИ" от 13.07.2007, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.07.2007) и обществом по существу не оспаривается, в связи с чем, с учетом требований приведенных выше правовых норм ООО "ВТК" обязано иметь лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта (автозаправочной станции).
С учетом изложенного, в действиях ООО "ВТК" усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства, регламентирующим основания и порядок привлечения к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Ссылка ООО "ВТК" о том, что лицензия выдается на определенный вид деятельности, а не на объект, где данная деятельность осуществляется, не принята судом апелляционной инстанции во внимание.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, автозаправочные станции являются отдельно расположенными действующими пожароопасными объектами. В связи этим лицензированию подлежит деятельность юридических лиц (предпринимателей) по эксплуатации каждого конкретного пожароопасного производственного объекта, а не деятельность этих лиц по эксплуатации пожароопасных производственных объектов в целом.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 632 в подпункт "а" пункта 1 Положения "О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" внесены изменения. Он изложен в следующей редакции: под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом. Данные изменения вступили в силу 16.10.2007.
Следовательно, автозаправочные станции, с указанной выше даты, осуществляющие розничную продажу нефтепродуктов, исключены из объектов, признаваемых пожароопасными производственными объектами, на эксплуатацию которых необходима лицензия, однако до этой даты, общество было обязано иметь лицензию по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.
В силу частей 1 и 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из материалов дела следует, что ООО "ВТК" осуществляло деятельность по эксплуатации автомобильной автозаправочной станции.
Постановление о назначении административного наказания в отношении ООО "ВТК" не исполнено (исполнительный лист судом не выдан).
При таких обстоятельствах в настоящий момент основания для взыскания с ООО "ВТК" административного штрафа по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
С учетом изложенного, обжалуемое решение Арбитражного суда Тюменской области подлежит отмене.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем государственная пошлина в размере 1000 руб. 00 коп., уплаченная ООО "ВТК" при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как ошибочно уплаченная.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 4 части 1, пунктами 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.08.2007 по делу N А70-4246/29-2007 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требования прокурора Ленинского АО г. Тюмени требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Всероссийская топливная компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 руб. 00 коп.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Всероссийская топливная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп., уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 28.08.2007 N 33.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4246/29-2007
Истец: Прокурор Ленинского административного округа г. Тюмени
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Всероссийская топливная компания"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1847/2007