Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2008 г. N 15АП-1748/2008 (ключевые темы: лицензирование - размещение отходов - опасные отходы - охрана окружающей среды - лицензируемые виды деятельности)

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 18 апреля 2008 г. N 15АП-1748/2008

 

город Ростов-на-Дону

дело N А53-21804/2007-С6-47

18 апреля 2008 г.

15АП-1748/2008

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2008 г.

 

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Черняк Е.В.,

при участии:

от заявителя: представитель Файкова Е.В. по доверенности N 2 от 07.06.2007 г.,

от заинтересованного лица: начальник отдела правовой работы по доверенности N 01/3 от 09.01.2008 г. удостоверение N 154 от декабря 2006 г.,

от третьих лиц: заместитель начальника отдела государственного экологического контроля Рыбянец С.Н. по доверенности N 26д от 12.03.2008 г., удостоверение N 289 от 20.09.2006 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2008г. по делу N А53-21804/2007-С6-47

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовская заготовительная база"

к заинтересованному лицу Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов

при участии третьего лица МТУ Ростехнадзора по ЮФО

о признании незаконным решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов,

принятое в составе судьи Сулименко Н.В.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Ростовская заготовительная база" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов о признании незаконным решения N 01/4108 от 21.08.2007 г. об отказе в установлении лимитов на размещение отходов (с учетом уточненных требований).

Решением суда от 15.02.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что деятельность по размещению опасных отходов, является лицензируемой, соответствующей лицензии общество не имеет, в связи с чем оснований для удовлетворения требований общества не имеется.

Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК Ф. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общество заявляло не об установлении новых лимитов на размещение отходов, а на продление ранее установленных лимитов, Комитет рассмотрел фактически не те требования, которые заявляло общество и суд не принял это во внимание. Заявитель также указывает, что не занимается обезвреживанием отходов, не использует их в собственном производстве, заключает договоры со специализированными организациями на сбор, транспортировку и размещение отходов, мест хранения отходов в качестве вторичных техногенных полигонов общество не имеет. Временное накопление отходов до их вывоза, по мнению общества, не является их хранением, в связи с чем лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности обществу не требуется. По мнению заявителя жалобы, поскольку указанной лицензии от него не требовалось при установлении в 2005 году лимитов на размещение отходов, требование Комитета о ее предоставлении для подтверждения ранее предоставленных лимитов является незаконным.

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. На территории ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" организованы объекты хранения опасных отходов, оборудованные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, вывоз отходов с предприятия после их временного размещения (хранения) осуществляется заявителем собственным транспортом, три вида отходов (минеральный шлам, отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные) используется обществом. Данные обстоятельства, по мнению Комитета, свидетельствуют об осуществлении обществом трех операций с опасными отходами, входящих в состав лицензируемого вида деятельности, а именно: размещение отходов в оборудованных для этих целей объектах, транспортировку отходов, использование отходов.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы Комитета, просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на то, что со второго полугодия 2005 г. до конца 2006 г. лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории Ростовской области не осуществлялось, хотя законодательно было закреплено. Это объясняется отсутствием механизма (устанавливаемого подзаконными актами) для реализации положений закона. В указанный период лимиты на размещение отходов выдавались предприятиям, деятельность которых подпадала под установленное законом лицензирование, сроком на 1 год, по истечение которого предприятиям необходимо представить документы на установление лимитов, а не на подтверждение неизменности производственного процесса (как полагает заявитель жалобы). Доводы общества о том, что оно не занимается деятельностью, подлежащей лицензированию, не соответствуют действительности, поскольку общество осуществляет деятельность по хранению, транспортировке и использованию опасных отходов.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали изложенные выше доводы.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" является предприятием, в процессе деятельности которого образуются промышленные отходы. В этой связи 05.04.2006 г. Управление по технологическому и экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Ростовской области утвердило разработанный обществом Проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения сроком на 5 лет (уведомление N 30-02/299 от 23.01.2006 г. - л.д. 32 т.1). При этом обществу разъяснено, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 461 от 16.06.2000 г. "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" установление лимитов размещения отходов в течение срока действия соответствующего Проекта подлежит ежегодному дополнительному согласованию и подтверждению, осуществляемому Управлением Ростехнадзора на основании заявления общества.

Ввиду отсутствия в Ростовской области на момент утверждения названного Проекта лимитов нормативно-технической базы для исполнения требования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (и объективной невозможности получения хозяйствующими субъектами на территории Ростовской области в период со второго полугодия 2005 г. до окончания 2006 г. лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности) обществу "Ростовская заготовительно-сбытовая база" Управлением Ростехнадзора по Ростовской области были установлены лимиты на размещение отходов по указанному проекту сроком на 1 год (с 1.10.2006 г. по 30.09.2007 г. - л.д. 33 т.1) при отсутствии у общества лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

14.08.2007 г. ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" направило в уполномоченный орган заявление о ежегодном подтверждении лимитов на размещение отходов (л.д. 34 т.1), рассмотрев которое Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов по Ростовской области отказал письмом от 21.08.2007 г. N 01-4108 обществу в установленнии лимитов, мотивировав свой отказ необходимостью получения обществом лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д. 9 т.1).

Считая указанный отказ незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.

В силу п.2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания незаконным решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие его закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом формулировка приведенной статьи закона свидетельствует о том, что удовлетворение заявленных обществом требований возможно только в случае одновременного выполнения двух закрепленных в ней условий (то есть как несоответствия оспариваемого обществом письма требованиям действующего законодательства, так и нарушения им прав и законных интересов заявителя).

Принимая решение, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ обществу в утверждении лимитов размещения отходов по мотивам отсутствия у заявителя лицензии на осуществление данного вида деятельности соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, материалами дела подтверждается и заявителем жалобы не оспаривается, что в процессе производственной деятельности ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" образуются 19 видов опасных производственных отходов. На территории общества имеются объекты, специально оборудованные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в которых осуществляется накопление и хранение указанных выше отходов. По мере накопления соответствующие отходы вывозятся обществом собственным автотранспортом и передаются специализированным предприятиям для их дальнейшей утилизации. Три вида отходов (минеральный шлам, отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные) используются предприятием в производственной деятельности (т.1 л.д. 13-22, 35, т.2 л.д. 64-65, 83-86, 89-92).

Основываясь на положениях Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", СанПин 2.1.7.322-03 (определяющие понятия хранения отходов и объектов размещения отходов), суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что временное содержание обществом на специально предназначенных для этого объектах опасных отходов подпадает под признаки хранения соответствующих отходов, перевозка отходов собственным транспортном свидетельствует об осуществлении обществом деятельности по их транспортировке, а применение трех видов отходов основной деятельности общества в его производственной деятельности свидетельствует о совершении ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" операции по использованию отходов.

Статья 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о подтверждении лимитов, предусмотрела необходимость получения лицензии для осуществления деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Таким образом, требование Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов о получении ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" лицензии на осуществление обществом соответствующих видов деятельности соответствует нормам действовавшего на момент его вынесения законодательства РФ.

Доводы заявителя жалобы о том, что общество не занимается деятельностью по хранению, транспортировке и использованию опасных отходов не соответствуют обстоятельствам дела и подлежат отклонению. То обстоятельство, что производственные отходы являются следствием основной деятельности ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база", не опровергает факта осуществления последним их хранения, перевозки и использования (то есть лицензируемых видов деятельности). При этом ссылка общества на то, что лицензируемой может являться только та деятельность, которая является уставной либо приносящей прибыль лицу, ее осуществляющему, не основан на нормах права.

Приведенные в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определения и критерии, а также определения, данные в ФЗ "Об отходах производства и потребления", не содержат дополнительных ограничительных условий, указывающих на то, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (компонент обращения с отходами) распространяется только на основные (уставные) виды деятельности либо виды предпринимательской деятельности.

Основным и единственным критерием отнесения деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов к лицензируемым видам деятельности является согласно ст. 4 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" потенциальная угроза опасных отходов для нанесения ущерба здоровью граждан и законным интересам государства.

В соответствии с п.7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. N 461, для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица должны представить в территориальные органы уполномоченного органа, в том числе копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При этом в силу п.10 названных Правил представление установленных данными правилами документов не в полном объеме является основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Материалами дела подтверждается, что лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" не имеет, копия соответствующей лицензии вместе с заявлением о подтверждении действия лимитов на размещение отходов обществом не представлена. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ обществу в установлении лимитов на размещение отходов на период с 1.10.2007 г. соответствует законодательству РФ, а потому оснований для удовлетворения требований общества о признании соответствующего отказа незаконным не имеется.

Доводы общества о том, что 23.01.2006 г. Управлением Ростехнадзора были утверждены для ООО "РЗСБ" лимиты размещения отходов сроком на пять лет, а предметом заявления общества в августе 2007 года являлось подтверждение действия ранее установленных лимитов, отказ в котором мог быть осуществлен только при изменении обществом производственного процесса, подлежат отклонению. Как указано выше, на момент обращения общества "Ростовская заготовительно-сбытовая база" с заявлением о подтверждении лимитов на размещение отходов Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов уже была названа в качестве лицензируемой. Однако до конца 2006 г. Правительством РФ и Ростехнадзором не был принят необходимый пакет подзаконных нормативных актов, предусматривающих механизм осуществления такого лицензирования. В этой связи лимиты на размещение отходов на основании поданных с середины 2005 и до конца 2006 года заявок утверждались без истребования у заявителей лицензии на осуществление соответствующих лицензируемых видов деятельности, однако срок действия такого утверждения составлял 1 год. Данные обстоятельства относятся и к ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база", лимиты для которого согласно материалам настоящего дела были установлены на срок с 01.10.2006 г. по 30.09.2007 г. (то есть на 1 год - л.д. 33 т.1). В этой связи ссылка общества на то, что уведомлением от 23.01.2006 г. N 30-02/299 ему были утверждены лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет, признается несостоятельной, поскольку из содержания указанного уведомления следует, что сроком на пять лет был утвержден проект нормативов образования отходов, и при этом обществу разъяснено, что установление лимитов на размещение отходов осуществляется на каждый конкретный год действия проекта на основании заявления, подаваемого в Управление Ростехнадзора.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене не установлено.

Госпошлина по апелляционной жалобе в силу ст. 110 АПК РФ относится на заявителя и была уплачена ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 349 от 12.03.2008 г. - т.2 л.д. 146).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Ростовской области от 15 февраля 2008 года оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

 

Председательствующий

С.И. Золотухина

 

Судьи

Н.Н. Иванова
Н.Н. Смотрова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А53-21804/2007-С6-47


Истец: общество с ограниченной ответственностью " Ростовская заготовительная база"

Ответчик: Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов

Третье лицо: МТУ Ростехнадзора по ЮФО


Хронология рассмотрения дела:


21.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4072/2008


18.04.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1748/2008