Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2011 г. N 15АП-3088/11 (ключевые темы: субсидии - обязательные платежи - Краснодарский край - собственник имущества - сельское хозяйство)

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2011 г. N 15АП-3088/11

 

город Ростов-на-Дону

дело N А32-30950/2010

22 апреля 2011 г.

15АП-3088/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2011 года.

 

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2011 по делу N А32-30950/2010 (судья Крылова М.В.) по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Государственному унитарному предприятию Краснодарского края Племенное хозяйство "Юбилейное" при участии третьих лиц Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о взыскании 29 368 846 рублей,

при участии:

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в арбитражный суд Краснодарского края с иском к ГУП КК Племенное хозяйство "Юбилейное" (далее предприятие) о взыскании 29 368 846 руб. - части прибыли, подлежащей перечислению в краевой бюджет. В обоснование исковых требований истец ссылается на положения пункта 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 08.12.2008г. N 1559-КЗ "О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", согласно которому государственные унитарные предприятия Краснодарского края направляют в краевой бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 15%.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечёны Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

Решением суда от 01.02.2011 в иске отказано. Суд пришел к выводу, что в представленном предприятием отчете о прибылях и убытках за 2009 год ошибочно указана сумма субсидии в размере 195 792 309 руб. в составе доходов предприятия, поэтому часть прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 15%, составила 486 056 руб. 00 коп., которые уже перечислены предприятием.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит судебный акт отменить, иск удовлетворить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда не соответствуют фактическим материалам дела, неправильно применены нормы материального права. У организации, получившей субсидию, в соответствии со ст.78 БК РФ возникает экономическая выгода. Денежные средства, полученные в виде субсидий, в данном случае признаются доходом в целях применения сельскохозяйственного налога и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ, поэтому учет суммы субсидий в прочих доходах соответствует действующему законодательству. Аудиторское заключение от 01.03.2010 N 7/49 подтверждает задолженность предприятия перед бюджетом. Судом необоснованно применен п.2 ст.154 НК РФ, поскольку ответчик не относится к числу налогоплательщиков, применяющих при реализации товаров (работ, услуг) государственные регулируемые цены или льготы, предоставляемые отдельным потребителям. Суд необоснованно применил ч.2 ст.321.1 НК РФ, регулирующую особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, поскольку ответчиком выступает государственное унитарное предприятие.

В отзыве на апелляционную жалобу ГУП КК Племенное хозяйство "Юбилейное" просит решение оставить без изменения, поскольку полученные предприятием в 2009 году в рамках краевой целевой программы субсидии из краевого и федерального бюджетов на возмещение части затрат на приобретение поголовья КРС подлежат учету в составе внереализационных доходов, налоговая база для исчисления ЕСХН признается равной нулю.

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в отзыве поддерживает доводы предприятия, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.

Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить, поскольку согласно форме 2 "Отчет о прибылях и убытках" за 2009 год чистая прибыль предприятия составила 199033тыс.рублей, задолженность по уплате в краевой бюджет части прибыли по итогам работы за 2009 год составляет 29386846 рублей (15% от суммы прибыли), рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. Дело рассмотрено в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края от 29.01.1993г. N 84 было зарегистрировано ГУП КК Племенное хозяйство "Юбилейное", х. Духовской, Гулькевичского района.

Согласно п. 3.8 устава предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией, полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в краевой бюджет части прибыли, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2009г. N 128 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Краснодарском крае" на 2009-2012 годы утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Краснодарском крае" на 2009-2012.

Предприятием в рамках указанной программы на возмещение затрат по приобретению в 2009 году племенного молодняка крупного рогатого скота мясных пород предприятием получена субсидия в размере 195 792 309 руб. что подтверждается платежными поручениями N N 72006 от 21.12.2009г., 72002 от 02.12.2009г.

Согласно отчету о прибылях и убытках чистая прибыль предприятия за 2009 год составила 199 033 000 руб.

Согласно расчету подлежащей уплате в краевой бюджет части прибыли государственного унитарного предприятия, остающееся в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, составленному ГУП КК ПХ "Юбилейное" по итогам работы за 2009 год к оплате в краевой бюджет подлежит 29 854 902 руб. 00 коп.

ГУП КК Племенное хозяйство "Юбилейное" перечислило в краевой бюджет по итогам работы за 2009 год 486 056 руб. 00 коп., в связи с чем истец обратился в арбитражный суд.

Материалами дела подтверждено, что ответчик является государственным унитарным предприятием Краснодарского края, функции учредителя осуществляют Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Департамент сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края . Имущество предприятия находится в государственной собственности Краснодарского краяи закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. ГУП КК Племенное хозяйство "Юбилейное" осуществляет свою деятельность, определенную уставом в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Законом Краснодарского края от 08.12.2008г. N 1559-КЗ "О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрено, что государственные унитарные предприятия Краснодарского края направляют в краевой бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 15%.

При правильном применении норм материального права суд первой инстанции констатировал нормативно закрепленную обязанность унитарного предприятия отчислять часть прибыли собственнику имущества, выступающему учредителем такого предприятия (п. 1 ст. 295 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Проверяя доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Указанные средства и имущество в целях налогообложения прибыли не признаются средствами целевого финансирования или целевыми поступлениями, исчерпывающий перечень которых приведен в подпункте 14 пункта 1 и пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, а освобождаются от налогообложения налогом на прибыль организаций по самостоятельному основанию.

При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.

Субсидии государственному унитарному предприятию были выделены собственником имущества этого предприятия на возмещение части затрат по приобретению скота, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием, не подлежали учеты при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Статья 270 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, не позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли расходы, осуществленные налогоплательщиком за счет средств, полученных в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, расходы, произведенные государственным унитарным предприятием за счет субсидий, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия расходов критериям, предусмотренным ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неправильные ссылки суда на пункт 2 статьи 321.1, статью 154 Налогового кодекса Российской Федерации не привели к принятию неверного решения.

Поскольку 195 792 309 рублей полученных субсидий не подлежат включению в состав доходов ГУП КК Племенное хозяйство "Юбилейное", часть прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 15% правильно исчислена в размере 486 056 рублей и перечислена ответчиком истцу.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы распределению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2011 по делу N А32-30950/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.

 

Председательствующий

И.Н. Глазунова

 

Судьи

М.В. Ильина
Т.Р. Фахретдинов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.