Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Предметом регулирования законопроекта являются отношения в области научной и научно-технической деятельности и реализации государственной научно-технической политики. Законопроект является специализированным законодательным актом, регламентирующим правовые отношения в области научной и научно-технической деятельности. Действие законопроекта будет распространяться на федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, научные организации и иные субъекты научной и (или) научно-технической деятельности.
Законопроект состоит из двух статей. В первой статье, включающей четыре пункта, излагаются изменения абзацев, новые редакции наименований статей и отдельных положений, содержащихся в статьях Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
В статье 4 указанного федерального закона изменяется наименование и исключается определение работника сферы научного обслуживания как не имеющего прямого отношения к научной и (или) научно-технической деятельности.
В статье 5 данного федерального закона пункт 7 приводится в соответствие Земельному кодексу Российской Федерации (статья 20).
В статье 6, с учетом предложений Минфина России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, изменяется наименование и предлагается применительно к академиям наук слова "имеющие государственный статус" заменить словом "государственные".
В пункте 1 статьи 6 исключается ограничение в перечислении видов организаций, входящих в состав академий наук, что позволит включать в состав академий наук организации, порядок деятельности и финансирования которых будет определяться уставами только соответствующих академий наук, в частности, образовательные учреждения. При этом понятия "организации научного обслуживания и социальной сферы" сохраняются в тексте данного федерального закона с учетом предложения Российской академии наук.
В статье 6 (пункт 4, дополнительный абзац) также закрепляется сложившаяся практика по вопросам установления Правительством Российской Федерации окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук.
Пункт 2 статьи 6 дополнен новыми абзацами об утверждении устава Российской академии наук Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук и об утверждении в должности президента Российской академии наук Президентом Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 6 дополнен новыми абзацами об утверждении устава и утверждении в должности президента отраслевой академии наук Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания академии наук. Президент отраслевой академии наук избирается из числа действительных членов академии наук.
Пункт 6 статьи 6 приводится в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20).
В статье 7 организации научного обслуживания и социальной сферы исключаются из числа субъектов, определяющих приоритетные направления развития науки и техники, а также из процесса формирования системы научных организаций.
Утверждение Президентом Российской Федерации в должности президента Российской академии наук и Правительством Российской Федерации - президентов отраслевых академий наук, включая сроки рассмотрения представленных кандидатур, должны решаться в соответствии с установленным порядком оформления документов в Правительстве Российской Федерации (Регламент Правительства Российской Федерации) и Администрации Президента Российской Федерации (Правила оформления документов в Администрации Президента Российской Федерации, Положение о Канцелярии Президента Российской Федерации, Положение о Референтуре Президента Российской Федерации).
Положения, направленные на урегулирование правовых последствий в случае неутверждения в должности президента Российской академии наук и президентов отраслевых академий, будут отражены в утверждаемых Правительством Российской Федерации уставах академий наук при их приведении в соответствие с настоящим законом. При этом предлагается внести в уставы государственных академий наук положение о том, что в случае, если не происходит утверждение президента государственной академии наук в сроки, установленные для рассмотрения этого вопроса в Администрации Президента Российской Федерации (для президента Российской академии наук) или в Правительстве Российской Федерации (для президентов отраслевых государственных академий наук), то проводятся повторные выборы в порядке, предусмотренном уставом соответствующей академии. Кроме того, в уставах государственных академий наук необходимо будет предусмотреть введение должности первого вице-президента, на которого до утверждения в установленном порядке президента государственной академии наук возлагается исполнение его обязанностей.
Введение в действие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, не повлияет на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, на макроэкономические показатели развития страны.
Принятие законопроекта:
снимет неоправданные ограничения в указанной сфере деятельности;
будет способствовать формированию целостного законодательства, регламентирующего отношения, связанные с деятельностью организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, а также большей интеграции науки и образования.
Последствия принятия законопроекта:
совершенствование правовых норм, определяющих отношения, связанные с осуществлением и регулированием научной и научно-технической деятельности, повышение эффективности ее регулирования;
повышение эффективности использования государственных и других финансовых средств, направляемых в научно-техническую сферу.
Предлагаемый законопроект направлен на решение общенациональных задач, связанных с развитием науки, повышением эффективности и действенности управления ее развитием в соответствии с современной и прогнозируемой социально-экономической ситуацией.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не потребует увеличения или выделения дополнительных средств из федерального бюджета или предоставления дополнительных налоговых льгот.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм данного законопроекта
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" потребует подготовки и принятия следующих нормативно-правовых актов:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения уставов государственных академий наук".
В порядке утверждения уставов государственных академий наук должны быть предусмотрены процедуры и сроки принятия, рассмотрения, согласования и утверждения уставов государственных академий наук, а также консультационные и согласительные процедуры при неутверждении уставов.
2. Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук".
В порядке установления окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук должны быть предусмотрены процедуры внесения предложений об установлении и индексации окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук, а также порядка их согласования с учетом положений бюджетного законодательства и Регламента Правительства Российской Федерации.
Принятие представленного законопроекта не потребует разработки, изменения и признания утратившими силу актов федерального законодательства и нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.