Налоговый контроль
Обособленные подразделения
Постановка на учет
Организациям, имеющим обособленные подразделения на территории РФ, можно вздохнуть свободно: в подпунктах 1, 4 ст. 83 НК РФ теперь закреплена норма о том, что этим организациям не нужно вставать на учет в налоговом органе, если организация уже состоит на учете в данном налоговом органе или на территории данного муниципального образования по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Таким образом, даже если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений. Налоговый орган в этом случае определяется организацией самостоятельно.
Это очень важная новация, если учесть, что споры о том, как должна осуществляться постановка на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений и что, собственно говоря, следует считать территориальной обособленностью, не стихали до последнего времени.
Даже у налоговых органов не было единства по данному вопросу.
Так, Департамент налоговой политики Минфина России еще в 2001 г. указал, что "территориальная обособленность... может определяться территорией города, улицы или района в городе" (письмо Минфина России от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87). Это означало, что в целях налогообложения подразделение, находящееся на территории того же муниципального образования, что и организация, является территориально обособленным. Данных взглядов Минфин придерживался достаточно долго (косвенно это вытекает из части третьей п. 3 письма Минфина России от 30.11.2005 N 03-03-04/1/123).
Таким образом, сторонники данной позиции были убеждены, что критерием территориальной обособленности выступает адрес (с точностью до номера дома).
Бытовало и другое мнение: подразделение является территориально обособленным от организации-налогоплательщика в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация-налогоплательщик уже состоит на учете*(1). Следовательно, постановка на налоговый учет не производилась, если головная организация и обособленное подразделение были расположены на территории, подведомственной одной налоговой инспекции.
Из этого положения исходила и судебно-арбитражная практика. Иногда такие взгляды начинал разделять и Минфин (см. письмо Минфина России от 25.08.2004 N 03-01-10/3-105).
Как было указано в п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, на налогоплательщика, вставшего на учет по одному из предусмотренных в ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.
Так что позиция ВАС РФ с последним мнением законодателя не расходится.
Подача заявления о постановке на учет
Заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения подается организацией в течение одного месяца со дня создания этого подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). В этом смысле в законе ничего не изменилось.
Форма заявления утверждена приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".
К заявлению должны прилагаться копии:
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии): приказа о создании, положения об обособленном подразделении, доверенности на руководителя обособленного подразделения и т.п.
Подписывать заявление вправе лишь руководитель организации*(2). При этом представитель организации, уполномоченный на представление заявления в налоговый орган, вправе только представить, но не подписать такое заявление.
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимает налоговый орган (п. 9 ст. 83 НК РФ).
Прекращение деятельности подразделения
В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета по месту его нахождения осуществляется по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления (но не ранее окончания выездной налоговой проверки - в случае ее проведения). Такое правило закреплено теперь в п. 5 ст. 84 НК РФ.
Раньше этот срок составлял 14 дней, а случай с проведением выездной налоговой проверки законом вообще не рассматривался.
Следует отметить, что при ликвидации обособленного подразделения не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится лишь при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ).
В частных разъяснениях налоговые органы высказывали мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения производиться может, но только в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.
На практике же, узнав о закрытии филиала, контролеры приходят с выездной проверкой почти всегда.
Ряд авторов утверждали, что налоговики в этом случае действуют незаконно*(3). Иногда с ними выражали солидарность и судьи.
Арбитраж
ФГУП обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налоговой инспекции, вынесенного по результатам проведения выездной налоговой проверки, о доначислении налогов, пеней и штрафа за их неуплату.
Основанием для иска ФГУП явилось, в частности, и то обстоятельство, что налоговой инспекцией проведена повторная выездная налоговая проверка ФГУП, поскольку ранее за тот же период и по тому же вопросу была проведена проверка филиала ФГУП.
Суд удовлетворил иск ФГУП, указав следующее.
В соответствии с абзацем 3 ст. 87 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Статьей 89 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
Таким образом, из толкования названных норм следует, что результаты проведенной выездной налоговой проверки филиала налогоплательщика учитываются при проведении выездной налоговой проверки самого налогоплательщика (Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2004 N А33-12371/02-С3-Ф02-3444/04-С1).
В свою очередь, применительно к зарегистрированным в порядке ст. 55 ГК РФ филиалам (представительствам) бытовала сложная цепочка рассуждений.
Так, из п. 8 ст. 63 ГК РФ и п. 6 ст. 22 Закона о регистрации*(4) следует, что ликвидация фирмы считается завершенной после появления соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Поэтому, по мнению судей, указанный в учредительных документах филиал будет ликвидирован в момент государственной регистрации изменений в уставе общества.
В статье 19 Закона о регистрации сказано, что организация должна уведомить инспекцию об изменениях, вносимых в учредительные документы, по форме N Р13002*(5). Кроме того, контролерам нужно представить решение учредителей (участников, акционеров) об изменении устава, а также сам текст изменений.
После получения указанных документов у инспекторов остается 5 дней для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о регистрации). С этого момента филиал должен быть ликвидирован.
С таким подходом соглашались и суды.
Арбитраж
Инспекцией ФНС России проведена выездная налоговая проверка ЗАО в части деятельности его филиала. По результатам проверки вынесено решение о привлечении ЗАО к ответственности.
ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском о признании указанного решения инспекции недействительным.
Удовлетворяя заявленные ЗАО требования, суд исходил из отсутствия оснований для проведения налоговой проверки филиала ЗАО и привлечения общества к налоговой ответственности, поскольку филиал был ликвидирован.
В обоснование своего решения ФАС указал следующее.
В соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ и ст. 22 Закона о регистрации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Данные положения касаются и обособленных подразделений общества.
Судами установлено, что решение о прекращении деятельности филиала и его ликвидации было принято на внеочередном общем собрании акционеров. Данные изменения в устав были зарегистрированы в ЕГРЮЛ, о чем выдано свидетельство от 4 марта 2004 г.
На основании принятого решения о ликвидации филиала и имеющегося свидетельства общество сообщило в инспекцию по месту нахождения филиала о ликвидации данного подразделения 9 марта 2004 г. То есть на момент принятия решения о проведении выездной налоговой проверки филиала (26 апреля 2004 г.) инспекции фактически было известно о ликвидации данного подразделения.
Таким образом, проведение проверки филиала и вынесение решения о привлечении к налоговой ответственности было неправомерно (Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2005 N Ф09-1112/2005-С2).
В свете изменений, внесенных в п. 5 ст. 84 НК РФ, практика проведения выездных налоговых проверок при ликвидации обособленных подразделений, скорее всего, будет выглядеть следующим образом.
1. Спор о правомерности проведения выездной налоговой проверки в случае закрытия обособленного подразделения останется актуальным, поскольку проведение выездной налоговой проверки обособленных подразделений (филиалов и представительств) может осуществляться лишь в соответствии с нормами ст. 89 НК РФ.
2. По смыслу п. 5 ст. 84 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки при закрытии обособленного подразделения теперь не ограничен.
3. А вот 10-дневный срок для ликвидации (снятия с учета) обособленного подразделения будет актуален лишь для случаев, когда выездная налоговая проверка не проводилась.
4. Если проверка все-таки назначена, то для снятия подразделения с налогового учета придется дожидаться ее окончания. Причем срок, в который после окончании проверки должно быть ликвидировано подразделение, в законе не оговаривается.
"Стучать" только по закону!
Статья 85 НК РФ устанавливает обязанность органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.
С введением поправок ряды таких информаторов пополнили:
- адвокатские палаты субъектов РФ;
- органы, осуществляющие нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы;
- органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
В свою очередь, на банки возложена дополнительная обязанность сообщать не только об открытии и закрытии счетов, но и об изменении реквизитов таких счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ).
А вот физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут ограничить сведения о себе только персональными данными. Идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН) они вправе не указывать. Такая норма закреплена в новой редакции п. 7 ст. 84 НК РФ.
Напомним, что к персональным данным, в частности, относятся (п. 1 ст. 84 НК РФ):
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- место жительства;
- данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
- данные о гражданстве.
Налоговые проверки
В статье 87 Налогового кодекса закреплены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. И после 1 января 2007 г. в этом плане ничего не изменилось. Но при этом как содержательная, так и процедурная часть налоговых проверок претерпели существенные изменения.
Рассмотрим новые правила проведения проверок подробнее.
Камеральные налоговые проверки
В новой редакции НК РФ круг задач, стоящих перед камеральной налоговой проверкой, значительно сужен, равно как ограничены и другие параметры ее проведения.
По смыслу пунктов 1 и 2 ст. 88 НК РФ*(6) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в силу закона.
При этом по общему правилу налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 7 ст. 88 НК РФ).
В исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:
- право налогоплательщика на получение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
- право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- правомерность применения налоговых вычетов (ч. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ), а также документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Во всех других случаях требование налогового органа предоставить при камеральной проверке дополнительные документы не будет соответствовать НК РФ.
Так, например, при обнаружении ошибок в налоговой декларации (расчете) и/или противоречий (несоответствий) между сведениями, имеющимися в представленных документах, налоговый орган будет вправе требовать от налогоплательщика в течение пяти дней сделать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, но не вправе истребовать дополнительные документы (п. 3 ст. 88 НК РФ). Предоставление таких документов - право, а не обязанность налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Именно по такому пути шла судебная практика и ранее. В частности, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11.10.2005 N А55-5609/05-29 разъяснил, что камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и не должна подменять собой выездную проверку. Если камеральной проверкой в представленных документах не выявлено противоречий, то и правовых оснований для истребования дополнительных документов не имеется.
Впрочем, если проверяющее должностное лицо налогового органа сочтет, что представленных документов для проведения проверки недостаточно, оно вправе истребовать и другие документы как у самого налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ), так и у иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), вручив им требование о представлении указанных документов.
Это означает, что по сути налоговый орган может истребовать документы практически в любом случае.
* * *
В прежней редакции ст. 87 НК РФ указывалось, что налоговой проверкой (как выездной, так и камеральной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки.
Теперь данное положение справедливо лишь для выездных налоговых проверок. Об этом говорится в части второй п. 4 ст. 89 НК РФ.
В отличие от выездных проверок, конкретный период, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой, в НК РФ не определен. Однако из содержания ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка может проводиться только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) за соответствующий период, охваченный декларацией.
Впрочем, как будет истолкована ст. 88 НК РФ налоговиками - покажет практика.
* * *
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов (п. 2 ст. 88 НК РФ).
В случае обнаружения в документации ошибок или противоречий налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием в течение пяти дней дать необходимые пояснения или установить срок для внесения соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ).
И лишь после соблюдения указанной процедуры, если после представления налогоплательщиком пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, в установленном порядке составляется акт налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения (ч. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ):
1) полное и сокращенное наименование (фамилию, имя, отчество - для физических лиц) налогоплательщика;
2) предмет проверки, т.е. сведения о налогах, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должность фамилию и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается ФНС России (ч. 5 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки (ч. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Что касается проверки периодов текущего года, то налоговые органы всегда исходили из того, что закон не ограничивает их права на проведение камеральных и выездных налоговых проверок за текущий год. Думается, что и после внесения изменений в НК РФ подобная практика сохранится.
* * *
По общему правилу налоговые органы не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, а общее число выездных налоговых проверок в течение календарного года должно быть не больше двух (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Но в силу части второй п. 10 ст. 89 НК РФ данное правило не применяется в двух случаях:
1) при назначении повторной выездной налоговой проверки (ч. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ), проводимой:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. Причем во втором случае может проверяться только тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация. И это - существенная новелла Налогового кодекса;
2) при назначении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Таким образом, если перечисленные основания отсутствуют, то налоговый орган не вправе осуществлять повторную выездную налоговую проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.
* * *
Для организаций, имеющих филиалы и представительства, актуальны также вопросы: возможна ли выездная налоговая проверка филиала, если в течение одного налогового периода проверялась сама организация? Или наоборот: можно ли проверять организацию, если ранее проверялся филиал?
В новой редакции ст. 89 НК РФ на них появились ответы.
По общему правилу налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки только в составе проверки головной организации. Исключением является проверка правильности исчисления и уплаты филиалом региональных и/или местных налогов. В этом случае налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (п. 7 ст. 89 НК РФ).
Таким образом, если ранее проверялась организация в целом, то налоговые органы вправе назначить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (представительства).
Если ранее проводилась самостоятельная налоговая проверка филиала (представительства), то налоговые органы вправе в течение одного периода провести выездную проверку организации в целом. Это прямо следует из содержания части третьей п. 5 ст. 89 НК РФ, где сказано, что при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитываются проведенные самостоятельные выездные налоговые проверки его филиалов и представительств.
Продление и приостановление проверки
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Но данное правило претерпевает существенные коррективы в случаях:
- продления срока выездной налоговой проверки;
- приостановления ее проведения.
Установленный в п. 6 ст. 89 НК РФ двухмесячный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России (ч. 2 п. 6 ст. 89 НК РФ).
Согласно п. 2 действующего письма МНС России от 29.04.2004 N 06-4-03/640 "О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок" в настоящее время основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:
- проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;
- получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п. ) на территории, где проводится проверка;
- иные исключительные обстоятельства.
Изменятся ли эти основания после 1 января 2007 г., по-видимому, будет решать ФНС России.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки осуществляется руководителем налогового органа или его заместителем по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ. К таким основаниям, в частности, относятся:
- истребование документов (в рамках проводимой выездной налоговой проверки) у контрагентов проверяемого налогоплательщика или иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
- проведение экспертиз;
- перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. Исключение составляют случаи, когда требуется получение информации от иностранных государственных органов. В такой ситуации срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно еще на три месяца. Так что с учетом приостановления срок проверки может составить 8 - 11 месяцев.
Крупнейшие налогоплательщики
При внесении в НК РФ поправок не были обойдены вниманием и крупнейшие налогоплательщики.
Несмотря на то что частью третьей п. 1 ст. 83 НК РФ было предусмотрено право Минфина определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, нормы, касающиеся особенностей налогового контроля в отношении них, в прежней редакции НК РФ отсутствовали.
Закон N 137-ФЗ восполнил этот пробел. Теперь в части второй п. 2 ст. 89 НК РФ прямо указано, что решение о проведении выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший их постановку на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Таким образом, если организация, признанная крупнейшим налогоплательщиком, имеет местонахождение и состоит на налоговом учете, к примеру, в г. Угличе, а межрайонная налоговая инспекция по учету крупнейших налогоплательщиков находится в г. Ярославле, то органом, правомочным проводить выездную налоговую проверку, будет Ярославская межрайонная налоговая инспекция по учету крупнейших налогоплательщиков.
О судьбе встречных проверок
В прежней редакции НК РФ проведение встречных проверок было предусмотрено частью второй ст. 87 НК РФ.
В новой редакции НК РФ каких-либо упоминаний о встречных проверках нет. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Следовательно, проводить встречные налоговые проверки налоговые органы с 1 января 2007 г., казалось бы, больше не вправе.
Тем не менее в соответствии с новой ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих информацией о проверяемом налогоплательщике, соответствующие документы. Причем документы могут быть истребованы как в рамках проведения налоговой проверки - выездной или камеральной (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), так и вне ее (п. 2 ст. 93.1. НК РФ), т.е. по сути - в любом случае.
Сама процедура закреплена в п. 3 ст. 93.1 НК РФ: проверяющий налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета контрагентов и иных лиц, у которых должны быть получены документы. В свою очередь налоговый орган по месту учета контрагента или иного лица должен направить тому соответствующее требование о представлении документов (информации).
Требование направляется в течение пяти дней со дня получения от проверяющего налогового органа поручения (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
Согласно п. 7 ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России.
Истребование документов
Процедура истребования документов у налогоплательщика в рамках проведения налоговой проверки (камеральной и выездной) предусмотрена ст. 93 НК РФ.
Документы могут представляться в виде копий, заверенных самим проверяемым. Нотариального заверения при этом не требуется.
При заверении копий документов следует руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов," утвержденным Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Думается, что для большей обоснованности "бесед" с налоговиками следует запастись экземпляром данного документа.
Документы должны представляться налогоплательщиком в течение 10 дней со дня вручения требования (ранее этот срок составлял 5 дней).
Сейчас все сроки в НК РФ исчисляются в рабочих днях. Раньше такого уточнения в НК РФ не было. Поскольку в законе не указывалось, как следует исчислять данный срок - в рабочих или календарных днях, Минфин России в письме от 23.11.2005 N 03-02-07/1-317 разъяснил, что речь идет о календарных днях.
Но суды во многих случаях занимали противоположную позицию и требовали исчислять срок представления документов для проверки в рабочих днях, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах следует исчислять в рабочих днях (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 N Ф04/3562-1013/А46-2003).
В этой связи позиция судов представляется нам более обоснованной.
Если налогоплательщик не в состоянии выполнить требование налогового органа в срок, то он вправе письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления документов. Причем уведомление нужно успеть направить не позднее дня, следующего за вручением требования налогового органа.
На основании уведомления, полученного от налогоплательщика, налоговый орган вправе продлить срок представления документов или отказать в таком продлении, о чем выносится отдельное решение. При этом налогоплательщик вправе обжаловать отказ в судебном порядке.
А вот отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).
Впрочем, судебная практика и раньше шла по такому пути.
Соответствующие решения содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2005 N А05-4231/04-18, Центрального округа от 16.06.2005 N А09-12331/04-30 и от 16.08.2005 N А62-178/05.
Например, с точки зрения ФАС Волго-Вятского округа, истребование дополнительных сведений и документов в ходе камеральной проверки должно производиться налоговым органом с учетом целей соответствующей налоговой проверки. Полномочия налогового органа по истребованию документов при проведении камеральной проверки не ограничены случаями обнаружения ошибок и противоречий в налоговой декларации (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.05.2006 N А82-5807/2005-99).
В свою очередь, по мнению ФАС Поволжского округа, при отсутствии выявленных ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, истребование дополнительных документов должно быть признано незаконным (см.: постановления ФАС Поволжского округа от 24.11.2005 N А57-4208/05-9 и от 11.10.2005 N А55-5609/05-29).
Впрочем, с такими выводами согласны не все суды. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 08.02.2006 N А05-12139/05-31 указал: "Ст. 88 НК РФ не ограничивает право налоговых органов на истребование документов для проведения камеральной налоговой проверки никакими условиями, в т.ч. объемом запрашиваемой документации".
"Иной" не значит "другой"
В пункте 2 новой ст. 100.1 НК РФ упоминается об "иных мероприятиях налогового контроля". О чем именно идет речь?
Несмотря на то, что термин "иные мероприятия" в Кодексе не расшифровывается, можно предположить, что к ним относятся "дополнительные мероприятия налогового контроля", перечисленные в части третьей п. 6 ст. 101 НК РФ.
К таким мероприятиям, в частности, относятся:
- истребование документов в рамках проведения налоговой проверки и вне ее, в том числе у контрагентов налогоплательщика и иных лиц (статьи 93, 93.1 НК РФ);
- допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);
- проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).
Данный перечень является исчерпывающим.
В связи с изложенным возникает вопрос: могут ли считаться "иными мероприятиями", к примеру, осмотр, выемка документов, проведение инвентаризации, получение объяснений, привлечение специалистов и т.п.?
Нам представляется, что в состав иных мероприятий должны входить только те действия, которые могут осуществляться за рамками выездной или камеральной проверки. Если же определенные действия (например, инвентаризация - п. 13 ст. 89 НК РФ, осмотр - п. 1 ст. 92 НК РФ или выемка - п. 14 ст. 89 НК РФ) проводятся только в процессе налоговой проверки, то относить их к "иным мероприятиям" уже нельзя. В противном случае речь может идти о повторной налоговой проверке.
Решение о проведении дополнительных мероприятий принимается руководителем налогового органа по результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки.
В настоящее время форма такого решения утверждена Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60.
Итоговые документы налоговых проверок
Если в результате проведения камеральной налоговой проверки выявляется факт совершения налогового правонарушения (иного нарушения законодательства о налогах и сборах), то должностные лица налогового органа, проводящие проверку, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки обязаны составить акт налоговой проверки по установленной форме (ч. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю).
Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
После этого в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки является итоговым документом любой выездной налоговой проверки, а также тех камеральных проверок, в результате которых выявлены нарушения налогового законодательства.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
В акте налоговой проверки указываются:
1) дата акта налоговой проверки, под которой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
2) полное и сокращенное наименования (фамилия, имя, отчество) проверяемого лица*(7);
3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки:
7) период, за который проведена проверка;
8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
9) даты начала и окончания налоговой проверки;
10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ.
Прежняя редакция ст. 100 НК РФ не предъявляла требований к структуре акта налоговой проверки. Теперь же форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются ФНС России (п. 4 ст. 100 НК РФ).
В настоящее время действует инструкция МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах," утвержденная Приказом МНС России от 10.04.2000 АП-3-16/138.
Акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения акта налоговой проверки, факт уклонения отражается в акте, а сам акт направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. Причем датой вручения акта будет считаться шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, проверяемый вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Таким образом, у налогоплательщиков стало больше времени для обжалования акта налоговой проверки. Прежний срок для обжалования составлял две недели.
Решение по результатам налоговой проверки
Значительные изменения внесены в положения НК РФ, регулирующие процедуры принятия решения по результатам налоговой проверки, вступления в силу этого решения, порядка его обжалования.
Статья 101 НК РФ теперь подробно описывает процедуру принятия решения по результатам налоговой проверки и перечисляет действия, которые должен произвести руководитель налогового органа (заместитель руководителя) перед рассмотрением материалов налоговой проверки, в ходе рассмотрения дела и по его результатам.
Перед рассмотрением дела руководитель должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть оглашены акт налоговой проверки, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения налогоплательщика.
Оглашение данных документов не является обязанностью руководителя налогового органа и оставлено НК РФ на его личное усмотрение.
При рассмотрении материалов налоговой проверки руководитель налогового органа устанавливает:
1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушения законодательства о налогах и сборах;
2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В том случае, если необходимы дополнительные доказательства, руководитель налогового органа принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом данные мероприятия должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц.
Пунктом 5 ст. 101 НК РФ установлено, что в качестве дополнительных могут проводиться следующие мероприятия: истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Отметим, что ранее решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносилось по результатам налоговой проверки, а по новым правилам - в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки должна соблюдаться руководителем налогового органа, поскольку нарушение процедуры рассмотрения дела является основанием для отмены решения.
Однако не каждое нарушение данной процедуры является безусловным основанием для отмены решения.
Решение может быть отменено, если нарушены:
- существенные условия процедуры - не обеспечена возможность налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки или представить свои объяснения;
- иные условия процедуры, если они могли привести к принятию неправомерного решения.
А по результатам налоговой проверки теперь может быть вынесено только одно из двух решений:
- о привлечении к налоговой ответственности;
- об отказе в привлечении налоговой ответственности.
В решении о привлечении к налоговой ответственности помимо установленных ранее сведений теперь обязательно должны быть указаны размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
А в решении об отказе в привлечении к налоговой ответственности указываются размер недоимки (если она имеется) и сумма начисленных пеней.
Обращаем внимание! Теперь решение как о привлечении к ответственности, так и об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику (его представителю).
Решение о привлечении к ответственности исполняется со дня его вступления в силу налоговым органом, вынесшим это решение.
Для исполнения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ.
Отдельная статья посвящена порядку производства по делам, когда правонарушения выявляются не в ходе налоговой проверки. Речь идет о правонарушениях, предусмотренных главой 16 НК РФ, за исключением тех, которые предусмотрены статьями 120, 122 и 123 НК РФ.
Процедура следующая.
При обнаружении правонарушения должностное лицо налогового органа составляет акт по установленной форме.
Акт вручается налогоплательщику под расписку или отправляется по почте.
В течение 10 дней со дня получения акта налогоплательщик вправе представить свои возражения.
По истечении данного срока акт рассматривается руководителем налогового органа в течение 10 дней.
Порядок рассмотрения дела и вынесения решения по этому акту аналогичен порядку рассмотрения дела по материалам налоговой проверки. Однако в данной процедуре не предусмотрена возможность проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
При этом в случае необходимости могут быть приглашены свидетели, эксперт, специалист.
Обеспечительные меры
После того как руководитель налогового органа вынесет решение о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, он вправе вынести также решение о принятии обеспечительных мер.
Данные меры направлены на то, чтобы обеспечить возможность исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и(или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до тех пор, пока решение о привлечении к ответственности не будет исполнено, или до того момента, пока само решение о принятии обеспечительных мер не будет отменено.
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
При этом к имуществу, в отношении которого может быть установлен запрет на отчуждение, относятся:
- недвижимое имущество, в том числе не участвующее в производстве продукции (работ, услуг);
- транспортные средства, ценные бумаги, предметы дизайна служебных помещений;
- иное имущество, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
- готовая продукция, сырье и материалы.
Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке в качестве обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения оботказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
Налогоплательщик, в свою очередь, может обратиться в налоговый орган с заявлением об отмене данных обеспечительных мер. При этом налогоплательщик обязан представить:
1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ.
Обжалование решения о привлечении к ответственности
С 1 января 2007 г. изменен и порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности.
В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (либо об отказе в привлечении к ответственности) вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
При этом до момента вступления в силу решения оно может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
Обратите внимание: апелляционная жалоба подается на невступившее в силу решение налогового органа.
Таким образом, она должна быть подана до истечения 10 дней со дня ее получения налогоплательщиком.
Апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. И в том случае, если вышестоящий налоговый орган оставит решение о привлечении к ответственности без изменений, данное решение вступает в силу с даты утверждения его вышестоящим налоговым органом.
А если вышестоящий орган изменит решение, оно вступает в силу с учетом внесенных изменений с даты принятия решения вышестоящим налоговым органом.
Если же налогоплательщик не обжаловал решение о привлечении к ответственности в апелляционном порядке, он вправе его обжаловать в вышестоящий орган уже после того, как оно уже вступит в силу.
Статьей 139 НК РФ установлен специальный срок для обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности. Этот срок - один год с момента вынесения данного решения.
Обратите внимание: подача жалобы на вступившее в силу решение не приостанавливает его исполнение автоматически.
Для того чтобы приостановить обжалуемое решение, налогоплательщик должен подать соответствующее ходатайство в вышестоящий налоговый орган (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).
Налоговый орган в свою очередь вправе (но не обязан!) приостановить исполнение данного решения.
Налоговый орган вправе приостановить исполнение решения и в том случае, если он имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ.
Решение о приостановлении исполнения акта (действия) - прерогатива руководителя налогового органа, принявшего такой акт, либо вышестоящего налогового органа (п. 2 ст. 141 НК РФ).
Налогоплательщик вправе обжаловать решение о привлечении к ответственности не только в вышестоящий орган, но и в судебном порядке.
Обратите внимание: заявление об обжаловании решения налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав, т.е. с момента получения решения налогового органа (п. 4 ст. 197 АПК РФ).
Имейте в виду, что до 2009 г. сохраняется возможность одновременного обжалования решения как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд, а с 1 января 2009 г. решение о привлечении к налоговой ответственности в суд можно будет обжаловать только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Порядок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом определен ст. 140 НК РФ.
Так же как и ранее, решение налогового органа по жалобе должно быть принято налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы. Однако теперь этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа.
Отметим, что ранее при отмене акта налогового органа назначалась дополнительная проверка. Сейчас при отмене акта налогового органа требование о назначении дополнительной проверки отменено;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
В том случае, если вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу, он вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Бесспорное взыскание штрафов
В 2006 г. налоговые органы получили право на взыскание с организаций штрафов до 50 000 руб. во внесудебном порядке.
Однако несмотря на отмену судебного порядка взыскание штрафов в указанных размерах производилось не самим налоговым органом. Решение налогового органа о взыскании штрафа должно было быть передано судебному приставу-исполнителю, который и производит взыскание санкции в порядке исполнительного производства, установленного Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п. 7 ст. 103.1 НК РФ).
Таким образом, в 2006 г. налоговые органы не вправе были выставлять инкассовые поручения в банк на списание с расчетного счета налогоплательщика суммы штрафных санкций.
С 1 января 2007 г. внесудебный порядок взыскания штрафов кардинально изменен. С этой даты ст. 103.1 НК РФ утратила силу, что привело к отмене порядка взыскания санкций в рамках Федерального закона N 119-ФЗ.
Взыскание штрафов теперь будет производиться в порядке, установленном ст. 46 НК РФ, предусматривающей исполнение решения налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание суммы штрафа.
Следует обратить внимание на некоторую неясность формулировок Налогового кодекса.
В 2007 г. ст. 46 НК РФ по-прежнему содержит положение, в соответствии с которым порядок, установленный данной статьей, применяется при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Напомним, что в настоящее время НК РФ содержит единственный случай, когда штраф взыскивается налоговым органом в порядке, установленном ст. 46 НК РФ.
Данный порядок предусмотрен п. 10 ст. 101.1 НК РФ в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.
В отношении всех остальных лиц порядок взыскания штрафов посредством выставления в банк налоговым органом инкассового поручения в 2006 г. не применяется.
С 1 января 2007 г. НК РФ вообще специально не называет случаи, когда взыскание штрафов производится в порядке ст. 46 НК РФ.
Однако в 2007 г. не установлен и иной порядок взыскания штрафов.
Судебный порядок взыскания штрафов сохраняется только в отношении взыскания штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. При этом все поправки направлены на то, чтобы отменить судебный порядок взыскания штрафов. И поскольку порядок взыскания штрафов, установленный ст. 46 НК РФ, - это единственный порядок, предусмотренный НК РФ, то именно он и будет применяться. Скорее всего, после вступления в силу рассматриваемых изменений в НК РФ Президиум ВАС РФ издаст соответствующие разъяснения по этому вопросу.
При этом налоговые органы наделяются правом на бесспорное взыскание штрафов независимо от суммы самих штрафов.
Л. Зуйкова,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Карсетская,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Шершнева,
ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
"Экономико-правовой бюллетень", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая ответственность. Применение гл. 16 Налогового кодекса РФ "Виды налоговых правонарушений". - М.: Налоги и финансовое право. 2005.
*(2) Пункт 8 Порядка заполнения заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (утвержден Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
*(3) См.: Попов Д. Как "увести" филиал из-под носа инспектора // Практическая бухгалтерия. 2006. N 2.
*(4) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
*(5) Утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
*(6) Если не указано иное, здесь и далее приведены ссылки на статьи НК РФ в новой редакции.
*(7) В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый контроль
Авторы
Л. Зуйкова - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Карсетская - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Е. Шершнева - ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"
Издание: Экономико-правовой бюллетень, N 1, январь 2007 г.
Учредитель: ОАО "АКДИ "Экономика и жизнь"