13 сентября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-5569/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2011 года по делу N А05-5569/2011 (судья Дмитриевская А.А.),
установил
Архангельский линейный отдел Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230; далее - Управление, административный орган) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" (ОГРН 1022900515516; далее - ОАО "АМТП", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определениями суда от 06 июня 2011 года и от 04 июля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Архангельская транспортная прокуратура (далее - прокуратура) и Федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Архангельск" (далее - учреждение).
Решением арбитражного суда от 18 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
ОАО "АМТП" оспорило судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Учреждение в отзыве считает несостоятельным вывод суда о неукомплектованности буксирного теплохода "Мурман" квалифицированным рядовым составом.
Управление в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, апелляционная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Управления от 11.04.2011 N 100/П в отношении ОАО "АМТП" проведена плановая выездная проверка, целью которой являлось установление выполнения обществом требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий, а также обеспечение безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (том 1, лист 35).
В результате проверки выявлены следующие нарушения:
- неукомплектованность буксирного теплохода "Мурман" квалифицированным рядовым составом (статья 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ);
- осуществление перевозок пассажиров морским транспортом в осенне-зимний период с нарушением правил РМРС и РРР по обеспечению безопасности пассажиров средствами спасения (Раздел 2, 3 "Спасательные средства, правила по оборудованию морских судов" часть II РМРС и глава 8 "Спасательные средства" Книга 3 РРР);
- осуществление деятельности (буксировка морским транспортом, морская перевозка грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах) в отсутствие договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судов при исполнении ими служебных обязанностей (постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", пункт 2 статьи 60 КТМ РФ).
По результатам проверки 29.04.2011 составлен акт N 13/11 и выдано предписание N Фи-2-13/11 (том 1, листы 36-45).
По факту выявленных нарушений государственным инспектором Управления в отношении общества составлен протокол от 20.05.2011 серии 007 N Фи-000002 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки в силу статьи 23.1 указанного Кодекса переданы в арбитражный суд для привлечения ОАО "АМТП" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление лицензируемой предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно подпунктам 56 и 71 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по перевозке морским транспортом пассажиров, а также осуществление буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
ОАО "АМТП" имеет лицензии на осуществление перевозок морским транспортом пассажиров и буксировку морским транспортом сроком действия до 25.08.2013 (том 1, листы 23-24).
Подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" (далее - Положение о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров), закреплено, что обязательными лицензионными условиями является соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности мореплавания, установленных КТМ РФ.
Установленные КТМ РФ правила распространяются на морские суда во время их плавания как по морским, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом (пункт 1 статьи 3 данного Кодекса)
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 КТМ РФ федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации издаёт в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Согласно пункту 2.2.2.1 Правил по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства от 22.06.2009 НД N 2-020101-57 для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет, отвечающий требованиям 6.3.1 и 6.3.2.
В соответствии с пунктом 8.3.1 Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания, утверждённых распоряжением Минтранса России от 11.11.2002 N НС-137-р, судно должно быть снабжено спасательными жилетами исходя из обеспечения 100% людей, находящихся на борту.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение указанных требований на борту буксировочных теплоходов "Турий" и "Мурман" при перевозке пассажиров отсутствовало необходимое количество спасательных жилетов, о чём составлены акты осмотра судов от 26.04.2011 N Фи-9 и Фи-10 (том 1, листы 142-145).
Так, при перевозке пассажиров буксирным теплоходом "Турий" 26.04.2011 с 11 час 00 мин до 11 час 30 мин по маршруту Архангельск (лесозавод N 14) - о. Бревенник - Архангельск (лесозавод N 14) на борту теплохода имелось 10 спасательных жилетов, что подтверждается свидетельством о годности к плаванию (регистровый N 8860767). Тогда как во время движения по маршруту Архангельск (лесозавод N 14) - о. Бревенник находилось 30 пассажиров, при возвращении в Архангельск - 40 пассажиров.
При перевозке пассажиров буксирным теплоходом "Мурман" 26.04.2011 с 09 час 20 мин до 10 час 30 мин по маршруту Архангельск (город) - о. Кеостров - Архангельск (город) на борту теплохода имелось 9 спасательных жилетов, что подтверждается свидетельством о годности к плаванию (регистровый N 224667). Тогда как во время движения по маршруту Архангельск (город) - о. Кеостров находилось 56 пассажиров, при возвращении в Архангельск (город) - 105 пассажиров.
Факты допущенных нарушений подтверждаются объяснениями Бахура А.В., Дерягина-Палена Л.А., Новосёловой И.Г., Ижмякова А.В., Шаркова А.В. и обществом не оспариваются.
При этом апелляционная коллегия отклоняет доводы подателя жалобы о том, что общество не является ответственным за указанные нарушения, поскольку договоров на перевозку пассажиров посредством продажи проездных билетов не заключало.
В соответствии с муниципальным контрактом от 21.02.2011 N 1-Л, заключённым мэрией г. Архангельска (заказчик) и ОАО "АМТП" (исполнитель), заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по перевозке пассажиров ледокольными буксирами в период весенней и осенней ледокольных кампаний 2011 года транспортными средствами - ледокольными буксирами на переправах о. Кегостров - город (МРВ), Хабарка - Соломбала, л/з 14 - МЛП, л/з 22 - л/з 23, Кузнечевский л/з - Экономия - Реушеньга, согласно поручаемым маршрутам и расписанию движения ледокольных буксиров. Заказчик осуществляет оплату за выполненные услуги исполнителю в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели на 2011 год. Платежи в рамках настоящего контракта осуществляются заказчиком ежемесячно, после рассмотрения и согласования актов приёмки передачи оказанных услуг (пункты 1.1, 1.2, 2.2.1 и 3.4).
Тем же контрактом предусмотрено, что общество обязуется оказывать услуги по перевозке пассажиров с использованием ледокольных буксиров, предоставленных в исправном техническом состоянии с действующими документами Регистра РФ, снаряжённых надлежащим образом, укомплектованных квалифицированными экипажами, при обеспечении безопасности перевозки пассажиров в соответствии с действующими документами Регистра (пункты 2.1.1, 2.1.4).
Следовательно, именно на ОАО "АМТП" лежит обязанность по предоставлению для перевозки пассажиров судов, находящихся в исправном техническом состоянии и снаряженных надлежащим образом. Продажа проездных билетов на суда общества через кассу Архангельского речного порта не влияет объём его обязательств по муниципального контракту от 21.02.2011 N 1-Л.
При таких обстоятельствах, поскольку нарушение требований по обеспечению безопасности пассажиров средствами спасения допущено обществом в рамках осуществляемой им предпринимательской деятельности, Управление правомерно пришло к выводу о нарушении указанных требований именно ОАО "АМТП".
В ходе проверки административным органом также выявлено отсутствие у рядовых членов экипажа буксирного теплохода "Мурман" Куриша В.Д., Мещерекова В.А. и Козлова О.М. квалификационных свидетельств матроса, моториста.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров лицензионным требованием и условием, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров, является укомплектование лицензиатом (соискателем лицензии) судов членами экипажа, имеющими дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утверждённым в соответствии со статьёй 54 КТМ РФ.
Пунктом 1 данной статьи Кодекса предусмотрено, что к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утверждённым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1999 N 900, членам экипажей морских судов, за исключением судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, выдаются квалификационные свидетельства для лиц рядового состава: матроса, моториста.
Поскольку в данном случае судно эксплуатировалось в пределах акватории морского порта Архангельск, Управление сделало правильный вывод о нарушении обществом статьи 54 КТМ РФ.
Следует отметить, что аналогичные требования к квалификации членов экипажа предъявляются и подпунктом "б" пункта 2 Положения о дипломировании членов судов внутреннего плавания, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 N 349.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также объяснения общества о том, что буксирный теплоход "Мурман" (судно типа река-море плавания) используется как внутренних водных путях, так и на участках реки с морским режимом судоходства, то отсутствие у рядовых членов экипажа Куриша В.Д., Мещерекова В.А. и Козлова О.М. квалификационных свидетельств матроса и моториста является нарушением как Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, так и Положения о дипломировании членов судов внутреннего плавания.
Согласно пункту 2 статьи 60 КТМ РФ судовладелец обязан страховать жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.
Подпунктом "ж" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров и подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", лицензионным требованием и условием, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров и при осуществлении буксировок, является наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей.
Наличие у ОАО "АМТП" свидетельства о регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации не подтверждает выполнение обществом указанных выше требований, поскольку наличие у лицензиата договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей прямо названо как лицензионное требование при осуществляемой обществом деятельности.
При этом апелляционная коллегия принимает во внимание тот факт, что при получении лицензии в 2008 году общество представляло договор страхования от несчастных случаев от 02.02.2008 сроком действия на один год (том 1, листы 75-83).
Также следует отметить, что после проверки ОАО "АМТП" заключён договор страхования от несчастных случаев от 04.05.2011 N 1290000-0000763-НСБЮ своих работников в количестве 120 человек сроком действия с 16.05.2011 по 15.05.2012. Копия страхового полиса представлена в материалы дела (том 1, лист 74).
Поскольку факт отсутствия на момент проверки договора страхования жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими служебных обязанностей обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела, Управление сделало правильный вывод о нарушении ОАО "АМТП" пункта 2 статьи 60 КТМ РФ.
С учётом изложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об осуществлении обществом предпринимательской деятельности (перевозки морским транспортом пассажиров и буксировок морским транспортом) с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в связи с чем обоснованно привлёк последнего к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июля 2011 года по делу N А05-5569/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5569/2011
Истец: Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ОАО "Архангельский морской торговый порт"
Третье лицо: Архангельский транспортный прокурор, ФГУ "Администрация морского порта Архангельск"
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5558/11