г. Владимир |
|
12 октября 2011 г. |
Дело N А79-1762/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.10.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4) в лице филиала в Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.06.2011
по делу N А79-1762/2011,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала в Чувашской Республике - Чувашии
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии от 10.03.2011 N П-021/0023 об устранении выявленного нарушения,
при участии:
от открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала в Чувашской Республике - Чувашии - Бикмурзиной Е.В. по доверенности от 15.07.2010 N 0597/10,
и установил:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала в Чувашской Республике - Чувашии (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 10.03.2011 N П-021/0023 об устранении выявленного нарушения.
Решением от 14.06.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии отказал Обществу в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Со ссылкой на статью 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" Общество считает, что не требуется согласия субъекта персональных данных в случае обработки персональных данных в целях исполнения договора на оказание услуг связи, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.06.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа руководителя от 28.02.2011 N 66-нд в связи с жалобой физического лица Управлением проведена внеплановая выездная проверка филиала Общества, в ходе которой выявлено, что пункт 3.4 Правил оказания услуг связи "МТС" не соответствует части 4 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных" в части отсутствия в согласии целей обработки персональных данных.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 10.03.2011.
Кроме того, Обществу выдано предписание от 10.03.2011 N П-021/0023, которым ему предложено в срок до 11.04.2011 устранить выявленное нарушение, о чем сообщить Управлению не позднее 13.04.2011.
Общество не согласилось с указанным предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009 N 51 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 22.05.2009 N 167, Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 82 Административного регламента проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 01.12.2009 N 630, в случае выявления по результатам проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных оператору вместе с актом выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено в части 2 названной статьи, сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами.
Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В части 1 статьи 15 Федерального закона N 152-ФЗ предусмотрено, что обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
Кроме того, на основании пункта 4 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328, сведения об абоненте, ставшие известными оператору связи в силу исполнения договора об оказании услуг подвижной связи, могут использоваться оператором связи для оказания справочных и иных информационных услуг или предаваться третьим лицам только с письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Согласие абонента-гражданина на обработку его персональных данных в целях осуществления оператором связи расчетов за оказанные услуги связи, а также рассмотрения претензий не требуется.
Исходя из положений приведенных норм получение согласия субъекта (абонента) на обработку персональных данных, за исключением установленных названными Правилами условий, является обязательным.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя: фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; цель обработки персональных данных; перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва; собственноручную подпись субъекта персональных данных.
Таким образом, положение данной нормы предусматривает обязательные требования к содержанию письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в пункте 3.4 Правил оказания услуг связи "МТС" (в редакции от 24.12.2010, от 22.02.2011) отсутствует цель обработки персональных данных, что является нарушением положений части 4 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ.
При этом факт получения согласия субъекта персональных данных с указанными Правилами на момент заключения договора не имеет значения для квалификации допущенного Обществом нарушения, как противоречащего требованиям вышеназванного законодательства.
Довод Общества о неисполнимости предписания ввиду отсутствия указания в нем конкретных действий, которые необходимо совершить Обществу, во внимание не принимается.
Как указало Управление в отзыве на апелляционную жалобу, оператору предоставлено право выбора способов устранения нарушения без ограничения его действий со стороны государственного органа.
В данном случае это не противоречит положениям Административного регламента проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 01.12.2009 N 630, которые предусматривают указание в предписании лишь на содержание выявленного нарушения и необходимость его устранения, но не устанавливают обязательного требования в части указания способа устранения нарушения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что предписание от 10.03.2011 вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе и его представителем в судебном заседании, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным предписания от 10.03.2011 N П-021/0023.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.06.2011 по делу N А79-1762/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала в Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1762/2011
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы" филиала открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в Чувашской Республике - Чувашии, Филиал ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Чувашской Республике
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4438/11