Заключение на проект федерального закона N 434371-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности" (не действует)

Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва от 7 июня 2007 г. N 3.9-96/3
по проекту федерального закона N 434371-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности"
(внесен депутатами Государственной Думы Плескачевским В.С, Богомольным Е.И., Агеевым А.А., Саблиным Д.В., Шибалкиным А.С., Тягуновым А.А., Ковалем А.П., Коганом А.Б.)

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной, Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 434371-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности".

Предметом законопроекта является создание правовой базы для реализации перехода к эффективному сочетанию государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности в строительной отрасли в условиях предусмотренной с 1 января 2009 года отмены лицензирования.

Система лицензирования строительной деятельности, как в части выдачи лицензий, так особенно контроля за участниками строительного процесса в значительной степени себя изжила и не только не соответствует принципам рыночной экономики, но уже сдерживает развитие строительной сферы.

В настоящее время трудно отрицать, что в обществе явно складывается, имеющая тенденцию к усилению, общая негативная оценка положения дел на рынке строительных услуг, несмотря на поставленную Президентом страны задачу по созданию в стране рынка доступного жилья.

После череды обрушений реально ощущается опасность техногенных катастроф, обусловленная низким качеством строительства и эксплуатации возводимых зданий и сооружений, неадекватного затратам роста цен на жилье.

При этом анализ действующей системы государственного управления и контроля в строительстве показывает, что задействованные в многосложной системе как многочисленные, дублирующие друг друга государственные органы в целом, так и конкретные чиновники, в частности, не несут никакой ответственности за отсутствие надлежащего контроля и надзора в этой сфере деятельности за обеспечение прав потребителей.

Кроме того, механизма реализации такой ответственности просто не существует, что недопустимо в такой социально направленной отрасли в стране с рыночной экономикой.

В результате просматривается недостаточная эффективность и высокие издержки надзора и контроля со стороны органов власти за профессиональной (предпринимательской) деятельностью и требованиями к продукции.

В тоже время государство не имеет конкретных партнеров в этой сфере, поскольку при решении стратегических задач, какой и является национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" не может иметь дело со всем строительным сообществом (только выдано более 240 тыс. лицензий, а аннулировано за 2004-5гг. 103 лицензии), которое сегодня не структурировано и участники которого не объединены единством правил и стандартов профессиональной деятельности.

Получившие лицензию организации зачастую самоликвидируются сразу после завершения строительства конкретного объекта и бесследно исчезают с рынка, в результате потребителю их услуг просто некому предъявить претензию.

Такая практика становится возможной и потому, что сегодня строительный рынок информационно закрыт как для потребителя его услуг, так и для государственных органов.

Вступая в правовые отношения с конкретной строительной компанией, гражданин или юридическое лицо не обладают необходимой объективной информацией о ней и практически негде ее получить.

Отсутствуют институционально определенные механизмы обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти в вопросах правоустановления и надзора за отраслью.

Поэтому необходимость такого перехода является назревшей объективной реальностью.

Вместе с тем, этой системе полной безответственности государственного регулирования противопоставляется разработанная в последние годы в контексте проводимой в стране административной реформы модель эффективного сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности.

Речь идет о замещении государственного регулирования, в том числе через лицензирование, механизмами саморегулирования со стороны бизнеса через специальную форму регулятора - институты профессионального общественного регулирования, когда саморегулирование позиционируется в качестве публичной инициативной деятельности предпринимателей.

Такая модель предполагает законодательное установление стабильных и предсказуемых правил рыночного поведения, повышающих гарантии прав собственности и улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.

Создание СРО в строительной отрасли - более эффективный путь для продвижения рыночных отношений в стране и одновременно форма контроля за участниками рынка, чем практикующийся в настоящее время в России государственный контроль, поскольку принципы их построения основываются не на конфликте интересов, а обеспечении баланса интересов предпринимателей и государства, что безусловно является ключевым условием нынешнего этапа экономического развития государства.

Законопроектом предусматривается отмена с 1 января 2009 года лицензирования таких видов строительной деятельности, как проектирование зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, которое заменяется ответственностью саморегулируемых организаций, членами которых согласно концепции законопроекта в обязательном порядке должны быть организации субъекты строительной деятельности: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Законопроект направлен на существенное снижение административного воздействия на строительную деятельность, освобождение государственных органов от выполнения избыточных регулирующих функций, осуществление рыночного регулирования субъектов строительной деятельности.

По мнению Комитета предлагаемые в законопроекте нормы позволят унифицировать стандарты строительной деятельности, обеспечат развитие данного сектора рынка, превентивно будут способствовать повышению качества выполненных работ и услуг в области строительства, определить критерии, которым должен соответствовать участник строительной деятельности, чтобы сделать строительный рынок прозрачным и понятным для потребителей, очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников и в первую очередь ввести четкую схему ответственности участников градостроительной деятельности перед любыми третьими лицами.

Законопроектом предусматривается, что основными функциями такой саморегулируемой организации является:

1) установление правил и стандартов деятельности членов саморегулируемых организаций, осуществляющих градостроительную деятельность;

2) установление правил и условий приема в члены саморегулируемой организации, требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении деятельности по осуществлению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов капитального строительства;

3) представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

4) организация контроля за осуществлением своими членами деятельности по осуществлению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов капитального строительства в части соблюдения ими требований настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов по осуществлению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов капитального строительства, стандартов и правил саморегулируемой организации;

5) ведение реестра членов саморегулируемой организации и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам

6) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов.

Принятие указанного законопроекта позволит резко повысить управляемость строительным комплексом России и эффективность его деятельности, обеспечить реализацию концепции частно-государственного партнерства в сфере строительства, сформировать еще один важный институт гражданского общества в виде саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей.

Внедрение модели саморегулирования профессиональной строительной деятельности является также важным условием реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", ускорения формирования в Российской Федерации современного, отвечающего требованиям ВТО и другим международным стандартам, строительного рынка.

Новеллой рассматриваемого законопроекта является установление в пункте 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определения опасного объекта капитального строительства. Так под опасными объектами капитального строительства понимаются объекты публичного пользования: здания, строения, сооружения, объекты, в том числе строительство которых не завершено, особенно это медицинские и образовательные учреждения, учреждения дошкольного воспитания, кинотеатры, развлекательные и торговые центры, а также иные объекты. Вместе с тем в данной норме законопроекта предлагается путем исключения определить понятие неопасных объектов, таких как:

1. отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, высотой не более двенадцати метров и предназначенных для проживания одной семьи;

2. объектов публичного пользования или производственного назначения в которых одновременно может находится не более тридцати человек;

3. иных строений и сооружений, которые не могут быть признаны опасными, в соответствии с федеральным законодательством.

Комитет по собственности считает необходимым отметить следующее, поддерживая авторов в стремлении определения опасных объектов капитального строительства, вместе с тем данная норма требует существенной доработки в вопросах более четкого определения таких объектов и исключения двойного толкования при применении данной нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации после ее вступления в силу.

По мнению Комитета по собственности требуют конкретизации нормы законопроекта об установлении особенностей формирования, размещения и расходования средств компенсационного фонда применительно к деятельности субъектов строительной деятельности, так как по мнению Комитета риски могут быть у каждого вида деятельности обособленными.

Вместе с тем Комитет по собственности считает необходимым отметить следующее.

Несмотря на то что, законопроект соответствует идеям и целям саморегулирования, определенным в принятом в первом чтении проекте федерального закона "О саморегулируемых организациях", по мнению Комитета по собственности он нуждается в более детальной проработке отдельных механизмов саморегулирования применительно к строительной деятельности.

По мнению Комитета потребует дополнительного обсуждения перечень полномочий уполномоченного федерального органа, осуществляющего надзор и контроль за саморегулируемыми организациями субъектов строительной деятельности требований законодательства с учетом введения правовых норм об институте саморегулирования в строительной деятельности, как сорегуляторе от имени государства в качестве публичной инициативной деятельности субъектов строительной деятельности.

Законопроектом не урегулированы отношения когда и как члены СРО допускаются к работам по строительству и проектированию особо опасных объектов. Комитет считает, что такой допуск должен осуществляться путем специального разрешения выдаваемого уполномоченным федеральным органом государственной власти Российской Федерации

Законопроект нуждается в более тщательной правовой и лингвистической проработке.

На основании изложенного, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 434371-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности" в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению в аспекте изложенных в настоящем заключении предложений и замечаний.

 

Председатель Комитета

В.С. Плескачевский

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.