город Москва |
|
18 января 2012 г. |
дело N А40-91538/11-20-385 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
Судей М.С. Сафроновой, Е.А. Солоповой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.И. Кантаром
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 2 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2011
по делу N А40-91538/11-20-385, принято судьей А.В. Бедрацкой,
по заявлению ООО "СтройБюро" (ОГРН 1037704040527, 121019, г.Москва, Б. Афанасьевский пер., д.31,3)
к ИФНС России N 2 по г. Москве
о признании недействительным решения, обязании возместить НДС путем возврата;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Крюков В.В. по дов. N 72 от 18.10.2011, Хоменкова А.Б. по дов. N 73 от 18.10.2011
от заинтересованного лица - Горягин А.Г. по дов. б/н от 29.11.2010
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройБюро" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 2 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании частично недействительным решение инспекции от 10.05.2011 N 101 "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении НДС в размере 2 026 995,96 руб. и об обязании возместить НДС в размере 2 026 995,96 руб. путем возврата а расчетный счет общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что заявителем в инспекцию 19.10.2010 представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2007 г. Инспекцией в отношении заявителя по уточненной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка за период 4 квартал 2007 г.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 02.02.2011 N 19649/ндс и, с учетом возражений налогоплательщика 10.05.2011 вынесено решение N 101 "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению" согласно которому обществу отказано в возмещении НДС в сумме 5 626 959 руб.
Решением УФНС России по г. Москве от 18.07.2011 N 21-19/070453 указанное решение инспекции в части отказа в налоговых вычетах по счетам-фактурам, выставленным ООО "Спецгидроком-СВ" в сумме 1 098 933,82 руб. и ООО "Рикс-Строй инж" в сумме 2 501 019,43 руб. отменено в остальной части (в сумме 2 026 995,96 руб.) оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы инспекции о том, что общество в оспариваемом налоговом периоде вправе предъявить к вычету не весь объем уплаченного поставщикам НДС, а лишь часть его в соответствии с долями, размер которых установлен дополнительным соглашением от 19.12.2007 N б/н и протоколом от 30.01.2008. Заявитель вправе принимать к вычету только 70 % НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг).
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из материалов дела, 13.04.1998 г. между ООО "Концерн "Старт-ЦБС" (инвестор) и Правительством Москвы (администрация) заключен Контракт N 5-1224/р-2 (далее - Контракт), предметом которого является реализация инвестиционного проекта на площадке по адресу ул. Гиляровского, 2/5 в целях реализации комплексной реконструкции центральной части г. Москвы (п. 2.1. Контракта).
13.07.2001 г. инвестор и администрация заключили дополнительное соглашение N 5-1224/р-2-1766, в котором предусмотрено ряд положений Контракта в новой редакции.
19.12.2007 г. было принято дополнительное соглашение к Контракту, в соответствии с которым произведена полная переуступка прав от инвестора к обществу (п. 1.1. дополнительного соглашения от 19.12.2007).
Из положений Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2007) следует, что общество реализует инвестиционный проект по проектированию и строительству многофункционального комплекса с включением помещений Московского театра под руководством О. Табакова на земельном участке по адресу ул. Гиляровского, вл. 2-4, вл. 2/5, стр. 5, вл. 4, стр. 6 и пр. Мира, вл. 5, стр. 4 (п. 2.1. Контракта).
В соответствии с п. 2.2. Контракта в рамках реализации инвестиционного проекта общество обязуется за счет собственных и привлеченных инвестиций произвести проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы в соответствии с разработанной ГУП "Моспроект-2" концепцией строительства, в том числе: осуществить строительство первой очереди многофункционального комплекса на земельном участке по адресу ул. Гиляровского, вл. 2 - 4, 2/5, стр. 5, включающего помещения театра; осуществить работы по сносу здания по адресу пр. Мира, вл. 5, стр. 4 и осуществить строительство второй очереди многофункционального комплекса на земельном участке по адресу ул. Гиляровского, вл. 4, стр. 6 и пр. Мира, вл. 5, стр. 4.
При этом в силу пункта 3.3. Контракта установлен раздел долевой собственности на объект строительства по общей нежилой площади объекта комплекса:
- 30 % общей нежилой площади объекта (не менее 5 000 кв.м.) в собственность города в лице Департамента имущества г. Москвы для размещения помещений ГУК г. Москвы "Московский театр под руководством О. Табакова" с последующей передачей театру своей доли в оперативное управление;
- 70 % общей нежилой площади объекта в собственность общества.
И по машино-местам и площади общего пользования гаража-стоянки:
- 20 % общей площади гаража-стоянки в собственность города в лице Департамента имущества г. Москвы с последующей передачей театру в оперативное управление для размещения стоянки зрительских и служебных автомобилей, а также технических помещений театра;
- 80 % общей площади гаража-стоянки и 100 % площадей сервисных служб в собственность общества.
В ходе выполнения работ по строительству многофункционального комплекса в 4 квартале 2007 г. подрядные организации предъявили обществу НДС в общей сумме 6 756 653,20 руб.
По мнению инспекции общество вправе применить налоговый вычет лишь в размере 70 % общей суммы НДС, предъявленной подрядчиками в связи со строительством многофункционального комплекса, т.е. пропорционально доле в праве собственности на указанный комплекс, который приобретет общество после окончания строительства.
Инспекция полагает, что оставшиеся 30 % НДС, предъявленного подрядчиками в связи со строительством многофункционального комплекса, вычету у общества не подлежат.
Данный вывод инспекция обосновывает тем, что "в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Учитывая, что 30 % построенного объекта подлежит передаче Правительству г. Москвы, а такая передача реализацией в целях налогообложения на основании ст. 39 НК РФ не признается, общество вправе принимать к вычету только 70 % сумм НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг)".
В связи с изложенной позицией из состава заявленных налоговых вычетов (6 756 653,20 руб.) инспекция расчетным путем выделила 30 % (2 026 995.96 руб. = 6 756 653,20 : 100 х 30) и отказала обществу в применении вычетов в указанной сумме.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что отказ инспекции в применении налоговых вычетов в размере 2 026 995,96 руб. не соответствует налоговому законодательству и сложившейся арбитражной практике.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.
При этом согласно абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычетам подлежат только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Пункт 5 ст. 172 НК РФ устанавливает, что вычеты сумм НДС, указанных в абзаце первом п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 НК РФ (т.е. в общем порядке - при наличии счета-фактуры и после постановки на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав).
Из названных норм налогового законодательства следует, что право на применение налоговых вычетов по НДС возникает при наличии следующих условий: приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС; наличие у налогоплательщика надлежаще оформленных счетов-фактур, выставленных поставщиками товаров (работ, услуг), имущественных прав; принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Иных условий для применения вычетов по НДС налоговое законодательство не устанавливает.
В рассматриваемом случае все условия для применения налоговых вычетов общество выполнило.
Приобретение работ подрядных организаций производилось для целей осуществления строительства многофункционального центра, предназначенного для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Работы, связанные со строительством помещений театра, общество приобретало в рамках выполнения встречных обязательств перед Правительством Москвы, которые установлены Контрактом.
Несение обществом расходов, связанных с передачей г. Москве помещений театра, являлось обязательным условием заключения Контракта.
Без выполнения работ по строительству помещений театра общество было бы лишено возможности осуществлять строительство многофункционального комплекса в целом.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 25.05.2007 г. N 03-03-06/1/319, если в рамках инвестиционного контракта на строительство объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти, без несения расходов на которые у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти возникают встречные возмездные обязательства, то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, расходы Общества, понесенные во исполнение условий Контракта (в том числе расходы на строительство помещений театра), являются экономически обоснованными и непосредственно связаны с основной производственной деятельностью общества - строительством многофункционального центра.
Следовательно, работы по строительству инвестиционного объекта (в том числе работы, связанные со строительством помещений Театра), приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Правомерность изложенной позиции подтверждается многочисленной сложившейся арбитражной практикой по аналогичным делам: постановления ФАС Московского округа от 19.05.2010 г. по делу N А40-135163/09-114-1029; от 15.12.2010 г. по делу N А40-45925/10-76-224; от 27.01.2011 г. по делу N А40-153236/09-108-1154; от 14.01.2011 г. по делу N А40-45928/10-99-238; от 22.06.2011 г. по делу N А40-36961/10-90-262; от 16.06.2011 г. по делу N А40-98129/10-4-447; от 19.09.2011 г. по делу N А40-146259/10-90-864.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
На дату принятия решения инспекцией, у общества отсутствовала недоимка по обязательным платежам в бюджет, что инспекцией не оспаривается.
Таким образом, вывод инспекции о неправомерном принятии обществом к вычету НДС в сумме 2 026 995,96 руб. не соответствует действующим положениям НК РФ и фактическим обстоятельствам дела.
Следовательно, решение суда является законным и обоснованным.
Таким образом, в апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ могли бы являться основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2011 по делу N А40-91538/11-20-385 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 5 ст. 172 НК РФ устанавливает, что вычеты сумм НДС, указанных в абзаце первом п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 НК РФ (т.е. в общем порядке - при наличии счета-фактуры и после постановки на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав).
...
В соответствии с письмом Минфина РФ от 25.05.2007 г. N 03-03-06/1/319, если в рамках инвестиционного контракта на строительство объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти, без несения расходов на которые у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти возникают встречные возмездные обязательства, то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
...
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет."
Номер дела в первой инстанции: А40-91538/2011
Истец: ООО "СтройБюро"
Ответчик: ИФНС России N 2 по г. Москве