г. Томск |
|
10 февраля 2012 г. |
Дело N А45-15382/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Кривошеина С.В., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Палыга В.П. по доверенности от 25.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" (ИНН 5403106150, ОГРН 1025401316820), г. Новосибирск на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.11.2011 года по делу N А45-15382/2011 (судья Мануйлов В.П.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новосибирской области
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новосибирской области (далее - Управление Росздравнадзора по НСО, административный орган) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Новосибирской области о привлечении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ НСО "ГНОКБ", областная клиническая больница, учреждение, апеллянт) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КОАП РФ.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.11.2011 заявление Управления удовлетворено, областная клиническая больница привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, областная клиническая больница обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что при рассмотрении дела имело место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также недоказанность обстоятельств, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Представитель областной клинической больницы в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещено надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя областной клинической больницы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управление Росздравнадзора по НСО в соответствии с приказом N 480-ПР/11 от 27.07.2011 по 24.08.2011 провело внеплановую выездную проверку соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области Государственная Новосибирская областная клиническая больница, имеющего лицензии на осуществление медицинской деятельности:
- N ФС-54-01-001005 сроком с 12.05.2009 по 05.03.2014;
- N ФС-54-01-001018 сроком с 22.05.2009 по 24.03.2014;
- N ФС-54-01-001019 сроком с 22.05.2009 по 10.04.2013;
- N ФС-54-01-001086 сроком с 09.09.2009 по 09.09.2014,
По адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности: 630087, г.Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 130, о чем составлен акт от 24.08.2011.
По результатам проверки в отношении ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" составлен протокол N 10 от 24.08.2011 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КОАП РФ.
Основанием составления данного протокола явилось несоблюдение лицензиатом требований пунктов 1, 9, 10 Правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", несоответствие Перечня разрешенных медицинских в специальном разрешении, выданном Министерством здравоохранения Новосибирской области (протокол N 1 от 07.04.2011) перечню платных услуг пункта 11.1 Порядка ПМУ в ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" от 03.08.2010 N 1178.
Управление обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении областной клинической больницы к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд Новосибирской области на основании части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 1.5, части 3 статьи 14.1, статей 26.1, 26.2, части 2 статьи 28.2 Кодекса, положений Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, пунктов 1, 9, 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27, пришел к выводу о доказанности события вменяемого административного правонарушения, удовлетворив заявленные требования Управления о привлечении к административной ответственности.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 17 Закона о лицензировании положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по такому виду деятельности, как медицинская деятельность.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 5 указанного Положения о лицензировании соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке, относится к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении медицинской деятельности.
Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27 (далее - Правила N 27) и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
На основании п. 1 Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно статье 20 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года N 5487-1 (далее - основы) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Приказом Департамента здравоохранения Новосибирской области от 10.04.2009 года N 546 "О порядке предоставления платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области" п. 1.4. установлено, что платные медицинские услуги предоставляются населению дополнительно к бесплатным видам медицинской помощи, оказываемым за счет средств бюджетов всех уровней и средств фонда обязательного медицинского страхования, и не подменяют их.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения.
Исчерпывающий перечень платных медицинских услуг установлен разделом N 4 Приказа Департамента здравоохранения Новосибирской области от 10.04.2009 года N 546 "О порядке предоставления платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области".
ГБУЗ НСО "ГНОКБ" имеет Разрешение N 22 от 07.04.2011 года с приложением, в котором установлен перечень разрешенных платных медицинских услуг, то есть ГБУЗ НСО "ГНОКБ" может оказывать медицинские услуги на платной основе, только в рамках разрешенного перечня.
Приказом Департамента здравоохранения Новосибирской области от 10.04.2009 года N 546 "О порядке предоставления платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области" п. 1.13., п. 1.14 установлено, что оказание платных медицинских услуг проводится в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) Учреждения (далее - Структурные подразделения), а также утверждаются Штаты Структурного подразделения по оказанию платных услуг. В тоже время в соответствии с п. 3.7 вышеуказанного Порядка оказание платных медицинских услуг медицинским персоналом, входящим в штат Учреждения, осуществляется в свободное от основной работы время. Графики учета рабочего времени по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно.
В соответствии с пунктами 2, 11 Правил N 27 платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в рамках договоров, заключаемых с гражданами или организациями, которыми регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время персонала допускается в порядке исключения в связи с технологией их проведения при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и при выполнении специалистами объемов медицинской помощи по гарантированной программе.
Материалы дела свидетельствуют о том, что учреждение оказывает платные медицинские услуги населению.
Как следует из протокола об административном правонарушении и подтверждается материалами административного дела в нарушение вышеназванных Правил и Порядка размещения пациентов отдела коммерческой деятельности в отделениях ГБУЗ НСО "Государственная Новосибирская областная клиническая больница", утвержденному приказом ГБУЗ НСО "ГНОКБ" от 01.09.2010 N 1358 установлены случаи, когда платные больные "занимают" бюджетные койки и, как следствие, оказание платных медицинских услуг происходит в основное рабочее время.
В нарушение требований п. 5.11 Новосибирской областной Программы оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011, утвержденной Постановлениям законодательного собрания Новосибирской области пятого созыва от 24.02.2011 N 38, очередь в листе ожидания на плановую госпитализацию больных в ГБУЗ НСЛ "ГНОКБ" составляет до 491 дня.
Проверкой установлено, что не соблюдается принцип добровольности при оказании платных медицинских услуг, когда пациент не отказывается от бесплатной услуги, а не осведомлен о возможности ее получения. Доступная информация о возможности плановой госпитализации при наличии показаний в течение одного месяца отсутствует.
В нарушение статьи 424 части 1 ГК РФ исполнение договоров на оказание медицинских услуг по цене, установленной соглашением сторон, оплачено не в соответствии с Прейскурантом цен на медицинские услуги ГБУЗ НСО "ГНОКБ". В договорах, предметом которых является обследование и лечение, указана цена со ссылкой на Прейскурант только на проведение койка-дней в отделениях больницы. Таким образом, договором на оказание медицинских услуг не определена цена, указанная в предмете договора, а именно, лечение и обследование.
Калькуляционные расчеты, обосновывающие стоимость оказываемых платных услуг на койко-дни, составлены арифметически неверно, лечение и обследование проводятся без оплаты (например, в нефрологическом отделении).
В нарушение Новосибирской областной программы государственных гарантий оказание гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением законодательного собрания Новосибирской области пятого созыва от 24.02.2011 N 38 заключены договоры на оказание платных медицинских услуг, входящих в объем медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, а именно, первичная медико-санитарная, специализированная (за исключением высокотехнологичной (договоры N 13864 от 24.01.2011, N 14608 от 30.05.2011, N 14325 от 12.04.2011, N 13946 от 02.02.2011, N 13928 от 31.01.2011, N 14711 от 15.06.2011, N 14716 от 15.06.2011, N 14663 от 07.06.2011, N 14794 от 27.06.2011, N 14452 от 03.05.2011).
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение областной клинической больницей условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Факт совершения учреждением вменяемого административного правонарушения установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 24.08.2011, протоколом от 24.08.2011 N 10 об административном правонраушении.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применительно к положениям статьи 2.1 КоАП РФ апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлена вина учреждения в совершении вмененного ему правонарушения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что у учреждения имелась возможность для соблюдения требований и условий лицензируемой деятельности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, Управлением не допущено. Учреждению предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Управлением требования о привлечении ГБУЗ НСО "ГНОКБ" к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции наложил на учреждение штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок и порядок привлечения к ответственности Управлением и судом первой инстанции соблюден, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 5.1 статьи 211, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 ноября 2011 года по делу N А45-15382/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применительно к положениям статьи 2.1 КоАП РФ апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлена вина учреждения в совершении вмененного ему правонарушения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что у учреждения имелась возможность для соблюдения требований и условий лицензируемой деятельности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Управлением требования о привлечении ГБУЗ НСО "ГНОКБ" к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции наложил на учреждение штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А45-15382/2011
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новосибирской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новосибирской области
Ответчик: ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная кличиская больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-484/2012