г. Самара |
|
01 августа 2012 г. |
Дело N А55-13958/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.07.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2012 по делу N А55-13958/2012 (судья Корнилов А.Б.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания" (ИНН 6312065420, ОГРН 1066312006540), г.Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары, г.Самара, об оспаривании решения,
с участием в судебном заседании:
представителя ИФНС России по Кировскому району г.Самары Камалетдиновой Г.И. (доверенность от 05.09.2011 N 04-32/16484),
представителей ООО "Кировский комбинат школьного питания" Савина А.В. (доверенность от 12.01.2011) и Корниенко И.Г. (доверенность от 01.04.2012 N 101),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кировский комбинат школьного питания" (далее - ООО "Кировский КШП", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары (далее - налоговый орган) от 19.01.2012 N 11-19/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 25.05.2012 по делу N А55-13958/2012 Арбитражный суд Самарской области заявление общества удовлетворил.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Общество апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представители общества апелляционную жалобу отклонили.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ООО "Кировский КШП" по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) за 1 квартал 2011 года принял решение от 19.01.2012 N 11-19/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислил налог в сумме 3 702 366 руб. и штраф по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 886 руб.
Решением от 27.03.2012 N 03-15/07622 Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области утвердило решение налогового органа.
Основанием для начисления НДС и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Кировский КШП" льготы, предусмотренной пп.5 п.2 ст.149 НК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.5 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
Согласно п.2.1 СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, питание обучающихся в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских изделий и булочных изделий и их реализации.
П.1 ГОСТ Р 50647-94 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35) определяет общественное питание как совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.
В силу п.2 указанного ГОСТа предприятие общественного питания представляет собой предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ видами экономической деятельности ООО "Кировский КШП" являются, в том числе, производство и поставка продукции общественного питания.
В проверяемом периоде общество производило кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия, и осуществляло их поставку в школы, детские сады, медицинские лечебные учреждения на основании договоров и муниципальных (государственных) контрактов на организацию питания.
На территории г.о.Самара правила и порядок заключения договоров и муниципальных контрактов на обеспечение (организацию) питания учеников в общеобразовательных школьных учреждениях (школах) регламентированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Приказом Департамента образования администрации г.о.Самара от 02.06.2010 N 1105-од "Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Самара за счет средств родителей (законных представителей)".
На основании указанного Приказа для обеспечения (организации) питанием учеников в общеобразовательных школьных учреждениях (школах) заключаются следующие договоры:
1) между обществом (исполнитель) и МОУ (организатор) - на оказание услуг по организации питания учащихся общеобразовательного учреждения.
2) между обществом (исполнитель) и родителем (законным представителем) воспитанника МОУ.
По условиям договора, заключенного МОУ с ООО "Кировский КШП" во исполнение п.5 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", общество осуществляет только поставку продуктов и их обработку (приготовление завтраков, обедов, полдников из поставленных продуктов) без непосредственной реализации учащимся и сотрудникам МОУ. Кроме того, общество обязано обеспечить работу буфетов, буфетов-лотков на территории МОУ (столовой) в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
Таким образом, ООО "Кировское КШП", не являясь школьной столовой, фактически выполняет ее функции (осуществляет поставку продуктов питания на пищеблок МОУ, их обработку (приготовление блюд)).
Анализ положений данного договора свидетельствует о том, что получателем услуг по организации питания является непосредственно МОУ. Это обстоятельство подтверждается также актами о продаже и отпуске продукции кухни, которые составляются и подписываются обществом и МОУ ежедневно.
По договору возмездного оказания услуг ООО "Кировский КШП" (исполнитель) по заданию родителя (законного представителя) (заказчик) оказывает услуги по обеспечению горячим питанием на платной основе учащегося МОУ, а заказчик обязуется эти услуги оплатить. Данный договор не содержит положений о порядке приема-сдачи заказчику оказанных услуг.
В рассматриваемых отношениях по обеспечению (организации) питания учеников МОУ существует следующий порядок учета и приема-сдачи оказанных услуг: из числа своих сотрудников МОУ назначает ответственного за организацию питания учащихся, который предоставляет заявки обществу о количестве питающихся на следующий день, производит прием от общества готовых блюд по акту о продаже и отпуске продукции кухни, осуществляет непосредственно отпуск готовых блюд потребителям (учащимся МОУ), ведет учет фактически питающихся учащихся общеобразовательного учреждения, журнал учета учащихся, получающих питание, производит сверку расчетов с обществом и т.д.
Как уже указано, акт о продаже и отпуске продукции кухни ежедневно составляется и подписывается обществом и уполномоченным представителем школы с обязательным проставлением печати школы, независимо от источника оплаты (родительские средства или средства бюджета).
Из изложенного следует, что родитель (законный представитель) не является получателем услуг в данных правоотношениях.
Таким образом, ООО "Кировский КШП", фактически выполняя функции школьной столовой, осуществляет приготовление на территории МОУ блюд (завтраков, обедов, полдников) и реализует их непосредственно МОУ вне зависимости от того, за счет каких средств (бюджетных или родительских) происходит оплата питания учащегося.
В силу ст.39 НК РФ под реализацией товаров (работ, услуг) понимается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пп.5 п.2 ст.149 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.
Положения указанного подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, при реализации продукции собственного производства в столовых, расположенных в школах, установлены условия применения льготы: налогоплательщик должен являться школьной столовой (выполнять функции школьной столовой); продукты питания должны быть произведены непосредственно налогоплательщиком; продукты питания должны быть реализованы в школе; МОУ должно полностью или частично финансироваться из соответствующего бюджета.
НДС по своей правовой природе является косвенным налогом, включается налогоплательщиками в цену реализуемых товаров (работ, услуг) и фактически уплачивается в бюджет за счет средств покупателей.
Следовательно, целью предоставления пп.5 п.2 ст.149 НК РФ налоговой льготы является поддержка социально важных программ государства - обеспечения доступного питания для наиболее социально незащищенных слоев населения: школьников, студентов, больных, персонала соответствующих учреждений образования и здравоохранения.
Применение льготы не ставится в зависимость от того, за счет каких средств осуществляется оплата продуктов питания (бюджетные средства или средства родителей).
На основании изложенного, оценив и исследовав имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о соблюдении ООО "Кировский КШП" требований пп.5 п.2 ст.149 НК РФ для применения льготы.
Вывод суда подтверждается арбитражной судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 21.06.2012 по делу N А40-124341/11).
Указание в п.3.2 договора возмездного оказания услуг, заключенного между обществом (исполнитель) и родителем (законным представителем), стоимости рациона питания учащегося с учетом НДС 18 % является опечаткой. Материалами дела подтверждается, что в стоимость рациона питания налог не входил (в цену не включался) и родителями не уплачивался.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2012 года по делу N А55-13958/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13958/2012
Истец: ООО "Кировский комбинат школьного питания"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары