Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2012 г. N 02АП-6087/12
г. Киров |
|
12 октября 2012 г. |
Дело N А29-4651/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Караваевой А.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Терентьева К.Н., действующего на основании доверенности от 22.12.2011,
представителя ответчика - Смирновой Н.Г., действующей на основании доверенности от 30.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.07.2012 по делу N А29-4651/2012, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по заявлению открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" (ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по деятельности Филиала N 1 (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685),
о признании частично недействительным решения,
установил:
открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по деятельности Филиала N 1 (далее - Фонд социального страхования) от 28.02.2012 N 1 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессиональном заболевании в части доначисления страховых взносов за период с 01.01.2011 по 30.09.2011 в размере 214 797 рублей 98 копеек, в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы по страховым выплатам за период с 01.01.2011 по 30.09.2011 в размере 33 409 рублей 32 копейки, начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01.01.2011 по 30.09.2011 в размере 3 272 рубля 13 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.07.2012 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Воркутауголь" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.07.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что выплаты, производимые работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха и выплаты, производимые организацией работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, не подлежат обложению страховыми взносами.
Ссылаясь на статьи 15, 186 Трудового кодекса Российской Федерации Общество указывает, что выплаты донорам, не являются выплатами из трудовых отношений, не являются заработной платой в понятии статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации и соответственно не входят в объект обложения страховыми взносами по статье 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Общество указывает, что выплаты работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, относятся к виду обязательного социального обеспечения и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Фонд социального страхования обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители ОАО "Воркутауголь" и Фонда социального страхования в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовали в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, куда явились представители Фонда социального страхования и Общества.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель Фонда социального страхования озвучил возражения на апелляционную жалобу Общества, изложенные в отзыве на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 1 Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми проведена документальная выездная проверка ОАО "Воркутауголь" по вопросам полноты начисления, своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.04.2008 по 30.09.2011. В ходе проверки Фонд социального страхования пришел к выводу о занижении Обществом облагаемой базы по страховым взносам в результате невключения выплат производимых работникам-донорам и выплат, производимых организацией работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Результаты проверки отражены в акте от 03.02.2012 N 13 н/с (т. 1 л.д. 17-33).
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений страхователя директором Фонда социального страхования принято решение от 28.02.2012 N 1 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за занижение облагаемой базы. Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку в сумме 167 046 рублей 59 копеек, пени в сумме 6 661 рубль 37 копеек и штраф в сумме 33 409 рублей 32 копейки (т. 1 л.д. 43-45).
Решением Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми N 2 от 26.04.2012 решение филиала N 1 ГУ - РО ФСС по РК N 1 от 28.02.2012 оставлено без изменения, а жалоба страхователя - без удовлетворения (т. 1 л.д. 119).
Общество не согласилось с решением Фонда социального страхования и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался статьями 1, 3, 8, подпунктом 1 пункта 1 статьи 9, статьей 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктом 1 статьи 1, статьями 20.1, 20.2, 22 Федерального закона N125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьями 164, 186, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и пришел к выводу, что спорные выплаты не подпадают под те виды компенсационных выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, и не являются иными видами обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Статьей 20 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - эта ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Закона.
Пунктами 2 и 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.
Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 "Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 предусмотрено, что страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Объектом обложения страховыми взносами в силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Исключение составляют необлагаемые выплаты, которые перечислены в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В данный перечень не включены выплаты, производимые работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха и выплаты, производимые организацией работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Исходя из содержания статей 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работников состоит из двух основных частей: вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статьей 262 Трудового кодекса РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Учитывая изложенное, названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником при сдаче крови и ее компонентов и при предоставлении дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, сохраняется средний заработок, означает, что работнику выплачивается заработная плата.
Данная правовая позиция изложена и в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11.
В указанном постановлении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что выплаты, производимые работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, не подпадают под те виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что от размера выплат, с которых исчисляются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зависит и размер пособия, подлежащего выплате работнику в результате наступления страхового случая (пункт 2 статьи 12 Закона N 125-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что у Общества отсутствовали основания для невключения в облагаемую базу по страховым взносам выплат работникам-донорам и работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Довод Общества о том, что спорные выплаты начислены не связи с выполнением трудовой функции, а являются гарантированной государством выплатой и не облагаются страховыми взносами, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Законодательство о социальном страховании направлено на защиту прав работников; оно гарантирует в случае наступления страхового случая определенные минимальные выплаты; источник формирования выплат - работодатель, с которым физическое лицо состоит в трудовых отношениях.
В данном случае спорные суммы выплачены Обществом именно в связи с тем, что физические лица - доноры и лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами находятся в трудовых отношениях; выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении; работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, а также работникам за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Как указано выше спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые в соответствии с Законом не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. Иное толкование действующего законодательства приводит к ущемлению прав гражданина-работника, что недопустимо.
Довод Общества о том, что на страхователя возложена лишь обязанность по предоставлению четырех дополнительных выходных дней, для лиц осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а возмещение расходов производится за счет бюджета Фонда социального страхования, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку Закон N 125-ФЗ не ставит вопрос обложения выплат страховыми взносами в зависимость от ее источника.
Таким образом, выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, в том числе суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха и выплаты, и лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, неправомерно не включены Обществом в облагаемую базу.
На основании вышеизложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решения суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы Общества по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 16.08.2012 N 15871. Из положений подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по делам о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа составляет 1 000 рублей. Таким образом, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату Обществу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.07.2012 по делу N А29-4651/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу по добыче угля "Воркутауголь" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 16.08.2012 N 15871 государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.