Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2012 г. N 05АП-8308/12 (ключевые темы: ломбард - залог - налогоплательщики, плательщики сборов - уведомление - легализация)

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2012 г. N 05АП-8308/12

 

г. Владивосток

 

21 декабря 2012 г.

Дело N А51-14534/2012

 

Резолютивная часть постановления оглашена 19 декабря 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2012 года.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока,

апелляционное производство N 05АП-8308/2012

на решение от 07.08.2012

судьи Е.М. Попова

по делу N А51-14534/2012 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению ООО "Ломбард Залог" (ИНН 2536157494, ОГРН 1052503077131) о признании недействительным уведомления ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570) от 06.06.2012 N 04-19/09489

при участии:

от ООО "Ломбард Залог" - не явились

от ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока: Буша А.В. - специалист 1 разряда по доверенности N 10-12/1086 от 29.11.2012, срок действия 1 год.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Залог" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Владивостока (далее по тексту - налоговый орган, инспекция), принятого в форме уведомления от 06.06.2012 N 04-19/09489 "О вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание Комиссии по легализации налоговой базы".

Решением от 07.08.2012 суд удовлетворил требования общества.

Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, налоговый орган, ссылаясь на положения подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что инспекцией правомерно, на основании письменного уведомления было вызвано общество для дачи пояснений по вопросу формирования налоговой базы в связи получением убытков за 12 месяцев 2011 года.

Инспекция полагает, что поскольку факт приглашения руководителя ООО "Ломбард Залог" для дачи пояснений не может нарушать права и законные интересы общества, оспариваемое уведомление необоснованно признано судом недействительным.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока поддержала доводы апелляционной жалобы.

ООО "Ломбард Залог" надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания своего представителя не направило, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации коллегия рассмотрела апелляционную жалобу налогового органа в отсутствие представителя общества.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Владивостока в адрес ООО "Ломбард Залог" направлено уведомление N 04-19/09489 от 06.06.2012 "О вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание Комиссии по легализации налоговой базы", которым предложено Обществу явиться 26.06.2012 с целью представления письменных пояснений по поводу отрицательной налоговой базы по налогу на прибыль за 12 месяцев 2011 года.

Кроме того, за непредставление запрашиваемых документов (сведений) в установленный срок, а также за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогоплательщик предупрежден об ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Полагая, что уведомление инспекции не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая уведомление недействительным, суд, ссылаясь на положения статей 31, 32, 82, 87, 88 НК РФ, Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пришел к выводу о том, что требование инспекции о предоставлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществления им налогового контроля в форме налоговой проверки.

Между тем судом не принято во внимание, что в соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется, в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Так, исходя из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ, на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщики, в свою очередь, обязаны уплачивать законно установленные налоги (сборы), а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

Подпунктами 3, 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ регламентирована обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случае и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения; обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов).

В силу статьи 30 НК РФ, статьи 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах РФ" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в предусмотренных законодательством случаях - за правильностью исчисления и полнотой и своевременностью уплаты других обязательных платежей.

При этом налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 33 НК РФ налоговые органы обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности.

Согласно подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы наделены правом:

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

- требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Как следует из содержания статьи 82 НК РФ, налоговый контроль осуществляется, в том числе, посредством получения объяснений налогоплательщиков, как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах РФ".

В целях реализации прав налоговых органов приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в которой предусмотрено, что налоговый орган обязан указывать подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В соответствии с подпунктом 6.7 раздела II Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налогового службе" налоговые органы правомочны создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Общие принципы организации работы налоговых органов с убыточными организациями установлены в письме ФНС России от 18.05.2007 N ММ-14-02/220дсп@ "О работе налоговых органов с убыточными организациями".

Пунктом 4.6 Основных положений по реализации письма ФНС России от 18.05.2007 N ММ-14-02/220дсп@ "О работе налоговых органов с убыточными организациями" налоговым органом предоставляется право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Указанное в письме ФНС России от 18.05.2007 N ММ-14-02/220дсп@ "О работе налоговых органов с убыточными организациями" право налоговых органов вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления корреспондирует аналогичному праву налогового органа, закрепленному подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Из содержания уведомления от 06.06.2012 N 04-19/09489 следует, что налогоплательщик приглашался на заседание Комиссии по легализации налоговой базы, где ему предлагалось дать пояснения по поводу полученных убытков и представить документы, в том числе налоговые регистры по статьям доходов и расходов, влияющие на формирование налоговой базы по налогу на прибыль, в случае расхождения сведений между данными налоговой и бухгалтерской отчетности представить пояснения за 12 месяцев 2011 года, что относится к закрепленным статьями 31, 82 Налогового кодекса Российской Федерации полномочиям налогового органа.

Принимая во внимание предоставленное налоговому органу вышеуказанными нормами НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах РФ" право проведения налогового контроля, в том числе, с вызовом налогоплательщика и получения от него пояснений, судебная коллегия приходит к выводу, что факт приглашения руководителя и главного бухгалтера ООО "Ломбард Залог" для дачи пояснений по вопросам расчетов с бюджетом и представления документов с целью побуждения к оценке полноты отражения в учете хозяйственных операций и правильности формирования отчетных данных соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, целью работы Комиссии с убыточными организациями (Комиссии по легализации налоговой базы) является пресечение случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, выявление случаев фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, выявление схем ухода от налогообложения, а также обеспечение своевременного и полного контроля за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, направление в адрес общества уведомлений с целью получения пояснений для установления полноты поступлений налога на прибыль в бюджет прямо предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа полномочий на направление организациям уведомления с целью вызова руководителя общества на заседании Комиссии по легализации налоговой базы не основан на нормах права и признается коллегией ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая, что направление налогоплательщику уведомления о вызове его на заседание Комиссии по легализации налоговой базы соответствует нормам законодательства и не может нарушать прав и законных интересов общества, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общества. В связи с чем решение Арбитражного суда Приморского края от 07.08.2012 подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.08.2012 по делу N А51-14534/2012 отменить.

В удовлетворении требований ООО "Ломбард Залог" о признании недействительным уведомления ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока от 06.06.2012 N 04-19/09489 "О вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) на заседание Комиссии по легализации налоговой базы" отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

 

Председательствующий

А.В. Пяткова

 

Судьи

Т.А. Солохина
Е.Л. Сидорович

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.