г. Самара |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А65-27975/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 25 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2013 г. по делу N А65-27975/2012 (судья Кириллов А.Е.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению индивидуального предпринимателя Сарповой Тамары Ивановны (ИНН 166003838995, ОГРНИП 310169002200125), г. Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сарпова Тамара Ивановна (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.10.2012 г. N 71 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2013 г. по делу N А65-27975/2012 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан N 71 от 23.10.2012 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, предпринимателем нарушено "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", утвержденное Банком России 12.10.2011 г. N 373-П, введенное в действие с 01.01.2012 г., чему суд первой инстанции не дал оценки.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 26.09.2012 г. административным органом была проведена проверка заявителя по вопросу работы с денежной наличностью и полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники за период с 26.09.2012 г. по 08.10.2012 г. В ходе проверки было установлено, что предпринимателем не ведется кассовая книга, в результате чего за период с 01.01.2012 г. по 25.09.2012 г. не оприходованы денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники в сумме 242 134 руб.
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 08.10.2012 г. N 72, протокол об административном правонарушении от 08.10.2012 г. N 72/2, на основании которых вынесено постановление от 23.10.2012 г. N 71 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Заявитель считает, что отсутствует событие административного правонарушения, несоблюдение индивидуальным предпринимателем предписаний, содержащихся в Указании ЦБ РФ N 1843-У, при расчетах с индивидуальными предпринимателями, не образует состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 15,1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.ч. 4, 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Арбитражный суд первой инстанции указал в решении, что основаниями для привлечения к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ являются нарушение требований работы с денежной наличностью и кассового обслуживания, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждено решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40) и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (утверждено Центральным банком Российской Федерации 05.01.1998 N 14-П) (далее - Положение ЦБ РФ N 14-П).
Указанные выше нормативные акты Центрального банка Российской Федерации устанавливают определенные обязанности, касающиеся оприходования в кассу денежной наличности, порядка хранения свободных денежных средств, для предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлена обязанность предприятий вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пункту 12 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в редакции постановлений от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36) (далее - постановление Госкомстата РФ N 88) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, в том числе форма КО-4 "Кассовая книга".
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций (пункт 1.1) распространяются на юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц (пункт 2 в редакции от 03.05.2000 N 36 постановления Госкомстата РФ N 88).
Кроме того, кассовая книга как документ, применяемый для учета поступлений и выдачи наличных денег организаций в кассе, является документом бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета) утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
Пунктом 4 указанного выше Порядка учета установлена обязанность индивидуальных предпринимателей по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных операций путем фиксирования в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Данный порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
Постановлением Госкомстата РФ N 88 утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, которые введены в действие с 01.01.1999 г.
Пунктом 1.1 постановления Госкомстата РФ N 88 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, в том числе "КМ-4" "Журнал кассира-операциониста", утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Обязанность по выполнению требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положения ЦБ РФ N 14-П, а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету кассовых операций - КО-4 "Кассовая книга", а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин - КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" возложена на юридические лица всех форм собственности. Определенные обязанности по исполнению положений указанных выше Порядка учета и Положения ЦБ РФ N 14-П возлагаются также на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций: руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера, кассира).
На индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не возложена обязанность по ведению унифицированной формы первичной учетной документации: КО-4 "Кассовая книга" и другие обязанности, указанные административным органом в протоколе об административном правонарушении от 08.10.2012 г. и постановлении от 23.10.2012 г.
Порядок учета не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, не обязаны вести книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Основанием для привлечения к ответственности предпринимателя послужило то обстоятельство, что им не оприходована денежная наличность.
Между тем у заявителя отсутствует обязанность по оприходованию в кассу денежной наличности, а поэтому его бездействие не является противоправным, следовательно предприниматель не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Этот вывод арбитражного суда первой инстанции сделан без учета того, что с 01.01.2012 г. введено в действие "Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", утвержденное Банком России 12.10.2011 г. N 373-П в соответствии с которым на индивидуальные предприниматели определяют лимит остатка наличных денег, обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства), вести кассовые операции, осуществлять прием наличных по приходным кассовым ордерам, вести кассовую книгу.
Заявитель не определил лимит остатка денежных средств и не вел кассовую книгу, наличные денежные средства принимал по приходным кассовым ордерам, таким образом совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Однако это правонарушение обладает признаками малозначительного, поскольку заявитель ранее к административной ответственности не привлекался, является предпринимателем у которого отсутствуют наемные работники, заявитель уплачивает налоги по упрощенной системе налогообложения, и нарушение в виде не установления лимита остатка наличных денежных средств и отсутствие кассовой книги не привело к сокрытию объектов налогообложения, а поэтому следует ограничится в данном случае устным замечанием, а поэтому оспариваемое постановление обоснованно признано незаконным и отменено.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272-1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2013 г. по делу N А65-27975/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27975/2012
Истец: ИП Сарпова Тамара Ивановна, ИП Сарпова Тамара Ивановна,г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N19 по Республике Татарстан, г. Казань