город Ростов-на-Дону |
|
17 июня 2013 г. |
дело N А32-12521/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сиволобовой М.А.
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2013 по делу N А32-12521/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дело"
к заинтересованному лицу: Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края
о признании ненормативных актов недействительными, обязании совершить действия
принятое в составе судьи Купреева Д.В.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дело" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.02.2012 N 54230 о привлечении ООО "Дело" к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 464 819,80 руб., доначисления недоимки по НДС в размере 2 324 099 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 100 759,34 руб.; о признании недействительным решения ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края от 22.02.2012 N 1706 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; обязании ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края возместить ООО "Дело" путем возврата на расчетный счет суммы НДС в размере 307 558 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 27.03.2013. признаны недействительными решение инспекции от 22.02.2012 N 54230 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления к уплате в бюджет НДС в размере 2 324 099 руб., начисления пени по НДС в размере 100 759,34 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС в размере 464 819,80 руб.; решение инспекции от 22.02.2012 N 1706 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Суд обязал налоговый орган возместить обществу путем возврата на расчетный счет 307 558 руб. НДС; взыскал с инспекции в пользу заявителя судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что представленные договоры являются договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки, поэтому обществу неправомерно начислен НДС, пени и штраф, а также отказано в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению.
ИФНС России по городу Новороссийску Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, основано на ошибочном толковании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ; налогоплательщик не является экспедитором, так как не осуществляет организацию перевозки, и ему вверялся груз для доставки получателю, соответственно, право на применение ставки 0 процентов в отношении реализованных услуг у общества отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суд поступили ходатайства от общества о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя и о приобщении отзыва к материалам дела. Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв к материалам дела, удовлетворить ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.10.2011 обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2011 года.
Налоговым органом в период с 03.10.2011 по 06.01.2012 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 20.01.2012 N 41103 и вынесены решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.02.2012 N 54230; об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, от 22.02.2012 N 1706.
Не согласившись с указанными выше решениями налоговой инспекции, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционными жалобами.
Управление решениями от 19.04.2012 N 20-12-395, N 20-12-394 оставило апелляционные жалобы общества без удовлетворения и утвердило решения инспекции.
Общество, не согласившись с решениями налогового органа от 22.02.2012 N 54230 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 22.02.2012 N 1706 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, обратилось в арбитражный суд.
Основанием для доначисления сумм по НДС послужил вывод налогового органа о том, что обществом необоснованно применена налоговая ставка 0 процентов по НДС по операциям по реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налога на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01.01.2011 в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ содержалось положение о применении ставки 0 процентов в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01.01.2011 подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ утратил силу, и вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0 процентов.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ к таким услугам отнесены услуги по международной перевозке товаров.
Согласно абзацу 3 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ положения данной нормы распространяются, в частности, и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абзац 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
Таким образом, буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, то есть налогоплательщик-экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения приведенной нормы распространяются также на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом в целях указанного подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в спорном периоде (во 2 квартале 2011 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплены еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 ГК РФ). Однако НК РФ в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки, как указано выше.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила), используются термины "договор транспортной экспедиции", "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционные услуги". Представляется, что первые два термина используются в тех же значениях, которые придаются им главой 41 ГК РФ и Законом, соответственно. Термин "транспортно-экспедиционные услуги" определен как услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза, что соответствует определениям первых двух названных выше терминов. Из пункта 4 Правил следует, что оказание транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Таким образом, из совокупного толкования главы 41 ГК РФ, Закона и Правил следует, что они регулируют одни и те же отношения, которые могут обозначаться терминами "транспортно-экспедиционные услуги" (в значении конкретных услуг) или "транспортно-экспедиционная деятельность" (в значении процесса оказания услуг) и которые в соответствии с системой отдельных видов обязательств, предусмотренной второй частью ГК РФ, опосредуются договором транспортной экспедиции.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. При этом, согласно пункту 1 статьи 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Однако НК РФ также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость только к транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Пункт 1 статьи 801 ГК РФ содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующем признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такового консультирования; заключение договора перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза.
С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы - диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган приводит доводы о том, что применение ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки. Доводы налогового органа сводятся к следующему. Из представленных налогоплательщиком документов нельзя сделать вывод об участии ООО "Дело" в организации самой международной перевозки. Инспекция отмечает, что организацией международной перевозки может быть либо самостоятельное оказание услуги перевозки товара между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой за ее пределами, либо заключение соответствующего договора с перевозчиком. Налоговый орган полагает, что если организация не организует перевозку груза, то, несмотря на выполнение им действий указанных в абзаце 3 пункта 1 статьи 801 ГК РФ, специальных положений, применяемых в целях налогообложения, предусмотренных абзацем 4 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, она не может быть признана экспедитором применять налоговую ставку 0 процентов. Кроме того, налоговая инспекция в апелляционной жалобе отмечает, что ООО "Дело" в ходе камеральной проверки не представило доказательств организации обществом международной перевозки, следовательно, не подтвердило право на применение ставки 0 процентов в отношении реализованных транспортно-экспедиционных услуг.
В материалы дела представлены договоры транспортно-экспедиционного обслуживания, заключенные ООО "Дело" с заказчиками услуг фирмой "Малситранс ЛТД" (США) (N ЮО/ТЭО/02-10, N ЮО/ТЭО/03-10 от 31.12.2009), ООО "ФосАгро-Транс" (N ЮО/ТЭО/50-09 от 01.02.2010), ООО "Морские грузовые перевозки" (N ЮО/ТЭО/24-10 от 29.04.2010), ООО "ВИЗ-Сталь" (N ЮО/ТЭО/08-09 от 29.01.2009), трехсторонний договор, заключенный между ООО "Дело", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и ОАО "Новороссийский торговый порт" (N 602-7473 Г от 03.12.2009), а также акты выполненных работ и счета-фактуры.
Суд апелляционной инстанции исследовал указанные договоры и установил следующее.
По договору от 31.12.2009 N 602-7473 Г, заключенному между ООО "Дело" (экспедитор), ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (заказчик) и ОАО "НМТП" (порт), обществом во 2 квартале 2011 года оказаны транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки: транспортно-экспедиционное сопровождение перевалки грузов заказчика, поставляемых заказчиком на экспорт через Новороссийский морской торговый порт (далее - Порт) на сумму 9 337 942,55 руб.
Как следует из материалов дела, оказанные услуги экспедитора включают в себя: согласование с портом плана завоза грузов, контроль за своевременной подачей портом в адрес органов исполнительной власти в области транспорта телеграммы для включения грузов в план перевозок; представление интересов заказчика при составлении на железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги коммерческих и иных актов при утере и повреждении грузов в процессе транспортировки и разгрузки; контроль за разгрузкой, принятием и размещением грузов в порту, а также за погрузкой грузов на судно; информирование о повреждениях/порчи в вагоне грузовых мест, их упаковке при их поступлении в адрес порта; предоставление отчета по каждому грузовому месту, поврежденному в процессе выгрузки из вагона или перемещения к месту складирования; оперативный учет поступления грузов в порт и их погрузки на судно; инспекцию груза на открытых и крытых складах порта для контроля его фактического состояния; отслеживание выполнения портом доработки (ремонта) груза и его упаковки; оформление товаросопроводительных документов (коносаментов, поручений на погрузку, грузовых таможенных деклараций, документов контроля доставки и т.д.) на каждую партию грузов в соответствии с инструкциями заказчика; контроль состояния грузовых мест, их упаковки в процессе погрузки на судно; получение расписки порта о наличии грузов в порту по предлагаемой заказчиком форме и предоставления ее заказчику; представление интересов заказчика перед портом и железной дорогой при составлении актов, связанных с перевалкой и перевозкой грузов, в случае задержки погрузки-выгрузки судна, вагонов, а также в случаях прибытия грузов в ненадлежащем состоянии; предоставление информации о движении грузов (поступление, накопление, отгрузка) в порту и на железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, а также о движении, подходе, начале и окончании погрузки судна.
Услуги оказаны в отношении грузов заказчика, перевозимых в режиме "непрямого международного сообщения", приведенного в статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ), указывающей, что перевозками в непрямом международном сообщении признаются перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что названные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Новороссийска относятся к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов и информационным услугам, указанным в пунктах 3.1.2, 3.1.5 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004, иными словами, по настоящему договору обществом фактически оказаны транспортно-экспедиционные услуги, соответствующие услугам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при организации международной перевозки товаров.
Как следует из материалов дела, обществом в соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговую инспекцию представлены следующие документы к данному контракту:
счета на оплату, выставленные покупателю;
выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных услуг на счет общества;
счета-фактуры и акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), в которых отражено что ООО "Дело" оказало услуги по ТЭО экспортного груза;
поручение на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" Новороссийской таможни. Судом апелляционной инстанции установлено, что в поручениях имеются ссылки на реквизиты грузовых таможенных деклараций, железнодорожные накладные, по которым груз поступил в порт. Указанные железнодорожные накладные в соответствии с условиями договора с заказчиком (пункт 6.1.6) содержат указание в графе "грузополучатель" - "ОАО "Новороссийский морской торговый порт" для компании ООО "Дело"", в графе "особые заявления, отметки отправителя" - "Для отправки на экспорт по договору N 602-7473 Г";
коносаменты, подтверждающие факт приемки товара к перевозке, в которых в графе "порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
При этом в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса в целях данной статьи под перевалкой понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
По договору N ЮО/ТЭО/24-10 от 29.04.2010, заключенному между ООО "Дело" (экспедитор) и ООО "Морские грузовые перевозки" (клиент, заказчик), обществом во 2 квартале 2011 года оказаны транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки: транспортно-экспедиционное сопровождение перевалки грузов заказчика, поставляемых заказчиком на экспорт через Новороссийский морской торговый порт на сумму 191 052,83 руб.
Как следует из материалов дела, оказанные услуги экспедитора включают в себя: принятие мер к постановке к причалу судна клиента в соответствии с Общими правилами и условиями оказания услуг ОАО "НМТП" и Положением об организации обработки судов в ОАО "НМТП", без задержек на рейде, если этому не препятствуют погодные условия или занятость причала судами, обработка которых задержалась по причине погодных условий; организацию раскредитования железнодорожных накладных портом на груз клиента; организацию подачи груженых вагонов с выставочных путей на фронты выгрузки и уборку порожних вагонов на выставочные пути локомотивами порта; своевременное выполнение всех необходимых таможенные формальностей в Новороссийской таможне; организацию подготовки портом выгруженных вагонов к сдаче железной дороге в соответствии с требованиями Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации; выполнение транспортно-экспедиторского обслуживания груза клиента, организацию оформления экспортной продукции, выгружаемой из вагонов, карточками учета экспортных грузов (приемными актами); за счет клиента организацию поставки портом крепежных, а также древесных прокладочных и сепарационных материалов для сепарации и крепления грузов в грузовых помещениях и на палубе судна, передачу оригиналов судовых грузовых документов по факту погрузки на судно, обеспечение проставления в ГТД отметки "товар вывезен".
Услуги оказаны в отношении грузов заказчика, перевозимых в режиме "непрямого международного сообщения", приведенного в статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ), указывающей, что перевозками в непрямом международном сообщении признаются перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что названные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Новороссийска относятся к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов и информационным услугам, платежно-финансовым услугам и услугам по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, указанным в пунктах 3.1.2, 3.1.5, 3.1.8 и 3.1.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004, иными словами, по настоящему договору обществом фактически оказаны транспортно-экспедиционные услуги, соответствующие услугам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при организации международной перевозки товаров.
Как следует из материалов дела, обществом в соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговую инспекцию представлены следующие документы к данному контракту:
счета на оплату, выставленные покупателю;
выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных услуг на счет общества;
счета-фактуры и акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), в которых отражено что ООО "Дело" оказало услуги по ТЭО и организации перевалки экспортного груза;
поручение на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" Новороссийской таможни. Судом апелляционной инстанции установлено, что в поручениях имеются ссылки на реквизиты грузовых таможенных деклараций, железнодорожные накладные по которым груз поступил в порт. Указанные железнодорожные накладные в соответствии условиям договора с заказчиком (пункт 2.1.12) содержат указание в графе "грузополучатель" - "ОАО "Новороссийский морской торговый порт" для компании ООО "Дело"", в графе "особые заявления, отметки отправителя" - "Для отправки на экспорт по договору N 602-7326 Г";
коносаменты, подтверждающие факт приемки товара к перевозке, в которых в графе "порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
На основании контрактов от 31.12.2009 N ЮО/ТЭО/02-10, N ЮО/ТЭО/03-10, заключенных между ООО "Дело" (экспедитор) и "MILESEATRANS LIMITED" (клиент, заказчик), обществом во 2 квартале 2011 года оказаны транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки:
транспортно-экспедиционное сопровождение перевалки экспортных и транзитных грузов клиента (бумаги, картона в рулонах, целлюлозной продукции) на сумму 25 614,53 руб.;
транспортно-экспедиционное сопровождение перевалки экспортных и транзитных грузов клиента (цветных металлов) на сумму 804 802,76 руб.
Налогоплательщиком в материалы дела представлены реестры оказанных по данным контрактам услуг.
Как следует из материалов дела, оказанные услуги экспедитора включают в себя: транспортно-экспедиторское обслуживание грузов клиента в порту Новороссийска; контроль за поступлением грузов на станцию Новороссийск и в порт; своевременно выполняет необходимые таможенные формальности, осуществляет декларирование груза таможенным брокером в порту Новороссийска (при необходимости и за счет клиента); выдача поручений на погрузку груза на судно порту, а также другим транспортным организациям; обеспечение постановки судна к причалу в согласованную дату без задержек на рейде, если этому не препятствуют метеоусловия, по окончании погрузки на судно формирует комплект грузовых документов.
Услуги оказаны в отношении грузов заказчика, перевозимых в режиме "непрямого международного сообщения", приведенного в статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ), указывающей, что перевозками в непрямом международном сообщении признаются перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что названные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Новороссийска относятся к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов и информационным услугам, платежно-финансовым услугам и услугам по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, указанным в пунктах 3.1.2, 3.1.5, 3.1.8 и 3.1.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004, иными словами, по настоящим контрактам обществом фактически оказаны транспортно-экспедиционные услуги, соответствующие услугам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при организации международной перевозки товаров.
Как следует из материалов дела, обществом в соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговую инспекцию представлены следующие документы к данному контракту (реестр представленных документов: приложение N 1 к дополнительному отзыву на апелляционную жалобу):
счета на оплату, выставленные покупателю;
выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных услуг на счет общества;
счета-фактуры и акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), в которых отражено что ООО "Дело" оказало услуги по ТЭО и организации перевалки экспортного груза;
поручение на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" Новороссийской таможни. Судом апелляционной инстанции установлено, что в поручениях имеются ссылки на реквизиты грузовых таможенных деклараций, железнодорожные накладные по которым груз поступил в порт. Указанные железнодорожные накладные в соответствии условиям договора с заказчиком (пункт 2.1.7) содержат указание в графе "грузополучатель" - "ОАО "Новороссийский морской торговый порт" для компании "Mileseatrans", в графе "особые заявления, отметки отправителя" - "Для отправки на экспорт по договору N 602-7666 Г", экспедитор по указанному договору ООО "Дело";
коносаменты, подтверждающие факт приемки товара к перевозке, в которых в графе "порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
По договору от 01.02.2010 N ЮО/ТЭО/50-09, заключенному между ООО "Дело" (экспедитор) и ООО "ФосАгро-Транс" (клиент, заказчик), обществом во 2 квартале 2011 года оказаны транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки: транспортно-экспедиционное сопровождение перевалки грузов клиента, поставляемых клиентом на экспорт через Новороссийский морской торговый порт на сумму 3 958 700 руб.
Как следует из материалов дела, оказанные услуги экспедитора включают в себя: от своего имени, но за счет и в интересах клиента, организовать транспортно-экспедиторское обслуживание клиента в порту; за счет и в интересах клиента, обеспечить подвод вагонов на станцию Новороссийск, подачу груженых вагонов с выставочных путей на фронты выгрузки и уборку порожних вагонов с выставочных путей; за счет и в интересах клиента организовать погрузку груза на суда в соответствии с выданными клиентом поручениями с интенсивностью по принятой технологии перегрузки минеральных удобрений по прямому варианту "вагон-борт судна"; производить оформление отгрузочных документов на судно в соответствии с погрузочной инструкцией клиента, в т.ч.: поручение на погрузку; грузовой манифест; расписка капитана в получении комплекта документов, отправляемых капитанской почтой, выполнение таможенных формальностей.
Услуги оказаны в отношении грузов заказчика, перевозимых в режиме "непрямого международного сообщения", приведенного в статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ), указывающей, что перевозками в непрямом международном сообщении признаются перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что названные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Новороссийска относятся к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов и информационным услугам, платежно-финансовым услугам и погрузочно-разгрузочным и складским услугам, указанным в пунктах 3.1.2, 3.1.5, 3.1.8 и 3.1.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004, иными словами, по настоящему договору обществом фактически оказаны транспортно-экспедиционные услуги, соответствующие услугам, указанным в подпункте 2.1 пункте 1 статьи 164 НК РФ, при организации международной перевозки товаров.
Как следует из материалов дела, обществом в соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговую инспекцию представлены следующие документы к данному контракту:
счета на оплату, выставленные покупателю;
выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных услуг на счет общества;
счета-фактуры и акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), в которых отражено, что ООО "Дело" оказало услуги по организации перевалки и ТЭО экспортного груза;
поручение на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки и отметкой "погрузка разрешена" Новороссийской таможни. Судом апелляционной инстанции установлено, что в поручениях имеются ссылки на реквизиты грузовых таможенных деклараций, железнодорожные накладные по которым груз поступил в порт. Указанные железнодорожные накладные в соответствии условиям договора с заказчиком (пункт 2.1.29) содержат указание в графе "грузополучатель" - "ОАО "Новороссийский морской торговый порт" для компании ООО "Дело"", в графе "особые заявления, отметки отправителя" - "Прямой вариант", "Для отправки на экспорт по договору N 602-7474 Г";
коносаменты, подтверждающие факт приемки товара к перевозке, в которых в графе "порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
По договору от 29.01.2009 N ЮО/ТЭО/08-09, заключенному между ООО "Дело" (экспедитор) и ООО "Виз-Сталь" (клиент, заказчик), обществом во 2 квартале 2011 года оказаны транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки: транспортно-экспедиционное сопровождение перевалки грузов заказчика, поставляемых заказчиком на экспорт через Новороссийский морской торговый порт на сумму 302 206,31 руб.
Как следует из материалов дела, оказанные услуги экспедитора включают в себя: принимать меры к постановке к причалу судна клиента в соответствии с Общими правилами и условиями оказания услуг ОАО "НМТП" и Положением об организации обработки судов в ОАО "НМТП", без задержек на рейде, если этому не препятствуют погодные условия или занятость причала судами, обработка которых задержалась по причине погодных условий; организация раскредитование железнодорожных накладных портом на груз клиента; организовывать подачу груженых вагонов с выставочных путей на фронты выгрузки и убирает порожние вагоны на выставочные пути локомотивами порта; своевременно выполнять все необходимые таможенные формальности в Новороссийской таможне; организует подготовку портом выгруженных вагонов к сдаче железной дороге в соответствии с требованиями Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации; выполняет транспортно-экспедиторское обслуживание груза клиента, организует оформление экспортной продукции, выгружаемой из вагонов, карточками учета экспортных грузов (приемными актами); за счет клиента организует поставку портом крепежных, а также древесных прокладочных и сепарационных материалов для сепарации и крепления грузов в грузовых помещениях и на палубе судна, передача оригиналов судовых документов.
Услуги оказаны в отношении грузов заказчика, перевозимых в режиме "непрямого международного сообщения", приведенного в статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ), указывающей, что перевозками в непрямом международном сообщении признаются перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что названные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Новороссийска относятся к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов и информационным услугам, платежно-финансовым услугам и услугам по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, указанным в пунктах 3.1.2, 3.1.5, 3.1.8 и 3.1.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004, иными словами, по настоящему договору обществом фактически оказаны транспортно-экспедиционные услуги, соответствующие услугам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при организации международной перевозки товаров.
Как следует из материалов дела, обществом в соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговую инспекцию представлены следующие документы к данному контракту:
счета на оплату, выставленные покупателю;
выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных услуг на счет общества;
счета-фактуры и акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), в которых отражено что ООО "Дело" оказало услуги по организации перевалки и ТЭО экспортного груза;
поручение на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" Новороссийской таможни. Судом апелляционной инстанции установлено, что в поручениях имеются ссылки на реквизиты грузовых таможенных деклараций, железнодорожные накладные по которым груз поступил в порт. Указанные железнодорожные накладные в соответствии условиям договора с заказчиком (пункт 2.1.12) содержат указание в графе "грузополучатель" - "ОАО "Новороссийский морской торговый порт", в графе "особые заявления, отметки отправителя" - "Для компании "Дело", "Для отправки на экспорт по договору N 602-7150 Г";
коносаменты, подтверждающие факт приемки товара к перевозке, в которых в графе "порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание следующее.
Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. При этом в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса в целях данной статьи под перевалкой понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Согласно пояснениям налогоплательщика, по вышеуказанным договорам непосредственное осуществление данных операций обществом не производилось, в интересах и за счет клиента ООО "Дело" организовывало проведение таких работ, а именно оплачивало услуги, ОАО "НМТП", в дальнейшем предъявляя их заказчику к возмещению по отдельным актам, без формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, в связи, с чем к оказанным обществом услугам данный пункт не подлежит к применению.
Согласно подпункту 2.7 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению принадлежащих на праве собственности или на праве аренды железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в подпункте 3 пункта 3.7 статьи 165 Кодекса отметки таможенных органов.
Согласно пояснениям налогоплательщика, по вышеуказанным договорам осуществление данных операций обществом не производилось, согласование с железной дорогой предоставления подвижного состава для завоза грузов является обязанностью заказчика, в связи, с чем к оказанным обществом услугам данный пункт не подлежит к применению.
Таким образом, из представленных документов следует, что заявитель, выступая в качестве экспедитора, осуществлял организацию перевалки и транспортно-экспедиционное обслуживание груза в порту Новороссийска, документальное оформление организации перевалки грузов, информационное сопровождение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
По условиям вышеперечисленных договоров фактически ООО "Дело" (экспедитор) осуществляет согласование с ОАО "НМТП" порядка погрузки (выгрузки) и контроль за выполнением последним погрузочно-разгрузочных работ, организуя информационно-документальный обмен между заказчиками услуг и непосредственным их исполнителем - ОАО "НМТП".
Все перечисленные услуги оказаны ООО "Дело" в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, другой - за ее пределами, что подтверждается представленными документами (в частности, коносаментами).
Факт того, что услуги ООО "Дело" оказаны в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, другой за ее пределами, подтверждается представленными в материалы дела документами (в частности, коносаментами). Кроме того, суд первой инстанции в обжалуемом решении указал, что сам факт международной перевозки грузов, экспедируемых ООО "Дело", налоговым органом не опровергался.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод налогового органа об отсутствии на отдельных ГТД отметок Новороссийской таможни "товар вывезен", поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у заявителя права на применение ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Каких-либо дополнительных требований, связанных с транспортно-экспедиционными услугами, в частности непосредственно сама организация международной перевозки законодательством не предусмотрена.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности". Согласно пункту 4 Правил транспортно-экспедиционные услуги - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Осуществление непосредственно самой перевозки груза является правом, а не обязанностью экспедитора, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ не указано, что экспедитор должен выступать организатором перевозки.
В рамках оказания спорных транспортно-экспедиционных услуг в интересах грузоотправителей ООО "Дело" оказаны в том числе услуги: контроля за разгрузкой, приемом и размещением груза в порту, а также за погрузкой грузов на судно, прием груза от железной дороги, маркировка груза по заявке клиента и т.п., то есть перевалка грузов с одного вида транспорта (железнодорожный вагон) на другой (морское судно). Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевалка грузов - это комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Понятие "непрямое международное сообщение" приведено в статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ), указывающей, что перевозками в непрямом международном сообщении признаются перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги, оказанные ООО "Дело", по своему факту не могут быть фактически оказаны вне рамок международной перевозки. Следует также отметить, что в соответствии со статьей 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пунктом 1 статьи 94 Конвенции от 10.12.1982 ООН по морскому праву территория иностранного судна является территорией иностранного государства, под флагом которого оно ходит.
Непосредственно осуществление или организация международной перевозки есть право, а не обязанность экспедитора. Это прямо указано по тексту статьи 801 ГК РФ "Договор транспортной экспедиции", согласно которой договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Довод налогового органа о том, что без организации перевозки ООО "Дело" не может являться экспедитором, а взаимоотношения ООО "Дело" с заказчиками не подлежат регулированию по статье 801 ГК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что статья 801 ГК РФ имеет диспозитивный характер, содержит оговорку: "а также другие обязанности, связанные с перевозкой", то есть позволяет расширительное толкование. Договор транспортной экспедиции неразрывно связан с перевозкой груза (часть 1 статьи 801 ГК РФ). Кроме того, общество лишь выполняет условия договора - оказывает услуги при организации международной перевозки товара третьим лицом.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2013 по делу N А75-1873/2012.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает разъяснения Пленума ВАС РФ, изложенные в определении от 25.06.2012 N ВАС-4665/12, в которых указано, что согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Таково согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое. Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза. Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза.
Судом первой инстанции правомерно не принят во внимание довод налогового органа о том, что каждая из услуг, относящихся в соответствии с ГОСТ Р 52298-2004 к категории транспортно-экспедиционных, может образовать самостоятельный предмет договора транспортной экспедиции. Отдельные элементы работ и услуг экспедитора полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузо-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени, оформление документов на экспортируемый товар - договором возмездного оказания услуг.
Суд первой инстанции обоснованно признал данные выводы ошибочными и противоречащими главе 49 ГК РФ, Закону N 87-ФЗ, Правилам N 554, которыми при определении порядка осуществления транспортно-экспедиционной деятельности не устанавливается каких-либо ограничений в отношении права экспедитора указать в договоре и оказывать часть из перечисленных в ГОСТ Р 52298-2004 услуг. В статье 164 НК РФ при перечислении видов транспортно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи, также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость 0 процентов.
Суд первой инстанции правомерно указал, что налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и не оказывая всех услуг из перечисленных в абзаце пятом подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров. Данный вывод подтверждается рядом писем Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, в частности: от 20.01.2011 N 03-07-08/16, от 17.02.2011 N 03-07-08/54, от 18.04.2011 N 03-07-08/114, от 13.05.2011 N 03-07-08/148, от 25.07.2011 N 03-07-08/240, от 29.07.2011 N 03-07-08/244.
Кроме того, подлежит отклонению довод налогового органа об отсутствии ответственности за сохранность груза по договору с ООО "ВИЗ-Сталь". В обоснование указанного довода налоговая инспекция ссылается на пункт 2.1.19 договора N ЮО/ТЭО/08-09 от 29.01.2009, заключенного между ООО "Дело" и ООО "Виз-Сталь". Суд апелляционной инстанции отмечает ошибочность выводов налогового органа ввиду того, что в соответствии с пунктом 2.1.19 указанного договора исполнитель не несет ответственности, если недостача груза или изменение его качества произошли до прибытия груза в порт либо после погрузки на судно. Вместе с тем, согласно пункту 3.2 этого же договора за утрату, повреждения, недостачу груза исполнитель несет ответственность в размере фактической стоимости утраченного, недостающего груза при наличии доказанной вины исполнителя. Таким образом, исполнитель несет ответственность с момента прибытия груза в порт и до момента погрузки на судно.
Обществом в материалы дела представлена копия претензии ООО "Виз-Сталь" от 09.07.2012 N 64-126 о возмещении убытков ввиду деформации груза, услуги по организации перевалки которого оказывал заявитель, и копия платежного поручения, подтверждающего оплату суммы ущерба по претензии.
Довод налогового органа о том, что действия по организации международной перевозки являются определяющим критерием для отнесения услуг исполнителя к транспортно-экспедиционным, правильно оценен судом первой инстанции как ошибочный ввиду следующего.
Глава 41 ГК РФ использует термин "договор транспортной экспедиции", определяя его предмет как выполнение или организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, а сопоставление этого термина с иными терминами, содержащимися, в частности, в вышеуказанном Законе и в иных нормативно-правовых актах, необходимо производить с учетом общего принципа, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 ГК РФ, в соответствии с которым нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.
Закон оперирует понятием "транспортно-экспедиционная деятельность", определяя его как оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта, а совокупное толкование различных норм Закона (например, пункта 1 статьи 1, пунктов 4-6 статьи 3, пунктов 1, 5 статьи 4 и других) позволяет установить, что термин "транспортно-экспедиционная деятельность" по смыслу Закона обозначает деятельность, осуществляемую на основании договора транспортной экспедиции. При этом, как следует из содержания статьи 1 Закона, конкретные услуги, оказываемые в рамках транспортно-экспедиционной деятельности, обозначаются в Законе как "экспедиционные услуги". Несмотря на внешнюю схожесть, используемый в Законе термин "организация перевозок" имеет иное значение, нежели термин "договор об организации перевозок", предусмотренный статьей 798 ГК РФ. Это различие определенно следует из содержания статьи 798 ГК РФ, согласно которой договор об организации перевозок заключается между перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов. Предметом этого договора являются обязанности перевозчика в установленные сроки принимать, а грузовладельца - предъявлять грузы к перевозке в обусловленном объеме. Необходимость включения данного договора в ГК РФ обусловлена, в частности, тем, что договор перевозки, исходя из статьи 785 ГК РФ, имеет реальный характер. В то же время при осуществлении регулярных перевозок сторонам необходимо планировать свои отношения, связанные с перевозками грузов, заблаговременно и на длительный срок. Именно этой задаче отвечает предусмотренный в статье 798 ГК РФ договор об организации перевозок. Этот договор отличается от договора транспортной экспедиции по своему предмету, цели, субъектному составу и содержанию соответствующих обязательств. Таким образом, термин "договор об организации перевозок", используемый в статье 798 ГК РФ, не является тождественным терминам "организация перевозок", "организовать перевозку" и т.п., употребляемым в контексте транспортной экспедиции в главе 41 ГК РФ и в Законе.
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, используются термины "договор транспортной экспедиции", "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционные услуги". Представляется, что первые два термина используются в тех же значениях, которые придаются им главой 41 ГК РФ и Законом, соответственно. Термин "транспортно-экспедиционные услуги" определен как "услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза", что соответствует определениям первых двух названных выше терминов. Из пункта 4 Правил следует, что оказание транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Таким образом, из совокупного толкования главы 41 ГК РФ, Закона и Правил следует, что они регулируют одни и те же отношения, которые могут обозначаться терминами "транспортно-экспедиционные услуги" (в значении конкретных услуг) или "транспортно-экспедиционная деятельность" (в значении процесса оказания услуг) и которые в соответствии с системой отдельных видов обязательств, предусмотренной второй частью ГК РФ, опосредуются договором транспортной экспедиции.
Пункт 1 статьи 801 ГК РФ содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующим признаком этих услуг является их взаимосвязь с договором перевозки. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такого консультирования; заключение договора(ов) перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза.
С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы - диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой. В российской юридической литературе отмечается: "число различных вариантов договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не поддается определению, впрочем так же, как и число различных возможных сочетаний самих транспортно-экспедиционных услуг. Во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, столь разные по своему предмету и содержанию, должны признаваться договорами транспортной экспедиции, так как предмет всех указанных договоров составляет оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза".
Таким образом, законодательство не позволяет очертить закрытый круг действий, которые могут стать предметом договора транспортной экспедиции. Необходимо в каждом конкретном случае определять, оказываются ли услуги в связи с перевозкой груза и с целью организации (обеспечения, реализации) такой перевозки, т.е. квалифицирующим признаком транспортной экспедиции является связь оказанных услуг с перевозкой груза. Из содержания статьи 801 ГК РФ следует, что договор транспортной экспедиции может содержать или не содержать обязанность экспедитора заключить договор перевозки. В любом случае, для квалификации услуг как транспортно-экспедиционных необходима их нацеленность на обеспечение перевозки. Как указывается в научной литературе, для других, схожих договоров оказания услуг "характерны либо иная специальная цель, либо отсутствие такой специальной цели".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали достаточные правовые основания для отказа в возмещении обществу 307 558 руб. НДС, доначисления к уплате в бюджет 2 324 099 руб. НДС, 100 759,34 руб. пени по НДС и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС в размере 464 819,80 руб.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, так и не основанными на нормах налогового законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2013 по делу N А32-12521/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12521/2012
Истец: ООО "Дело"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края
Третье лицо: Мищенко Ю И, ИФНС РФ по г. Новороссийск
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6686/13