Пояснительная записка
по вопросу ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
В соответствии с действующим законодательством Министерство финансов Российской Федерации представляет пояснительную записку по вопросу ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанного в г. Мехико 7 июня 2004 г.
Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанного Соглашения российская сторона основывалась на проекте типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Соглашения являются следующие:
Сфера применения Соглашения
Соглашение распространяется на налоги на доходы юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или в Мексиканских Соединенных Штатах.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ или связанной с ними надзорной деятельности установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 6 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является предприятие, получающее доходы от эксплуатации таких транспортных средств.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено государству-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10 процентов.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10 процентов от общей суммы процентов.
Однако, проценты подлежат налогообложению только в государстве, резидентом которого является их получатель, если:
а) получателем процентов является само государство, его политическое подразделение или Центральный банк;
b) проценты выплачивает любая из организаций, упомянутых в подпункте а);
c) проценты выплачиваются по займу, выданному, гарантированному или застрахованному на срок не менее 3 лет банками, созданными для развития внешней торговли и инвестиций (с российской стороны - ОАО "Внешторгбанк" и "Внешэкономбанк СССР").
Налогообложение роялти
Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является получатель роялти. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10 процентов от общей суммы роялти.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов высших учебных заведений и преподавателей.
Другие положения
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
В связи с тем, что после подписания Соглашения в тексте на русском и английском языках были обнаружены ошибки технического характера, Министерство иностранных дел Российской Федерации нотами от 13 мая 2005 г. N 3189/лад, от 14 апреля 2006 г. N 2273/лад уведомило мексиканскую сторону о необходимости внесения соответствующих исправлений в текст Соглашения на русском и английском языках. Мексиканская сторона нотами от 8 сентября 2005 г. N RUS02748, от 17 мая 2006 г. N RUS01504 согласилась внести исправления в текст Соглашения на русском языке, однако категорически отказалась от внесения исправлений в текст на английском языке. Министерство финансов Российской Федерации считает целесообразным не настаивать на внесении таких исправлений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами внутренних процедур, необходимых для его вступления в силу. Положения Соглашения применяются до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит его действия, направив по дипломатическим каналам письменное уведомление о прекращении действия, после истечения пяти лет с даты вступления Соглашения в силу.
Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Мексикой, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней Российской Федерации не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для мексиканских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного увеличения облагаемой на территории Российской Федерации налоговой базы в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Мексиканских Соединенных Штатов. Получение возможности для налоговых органов обоих государств обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"
Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные капиталовложения и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между договаривающимися государствами, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней Российской Федерации не сузится, поскольку некоторое уменьшение налогового бремени для мексиканских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного увеличения облагаемой на территории Российской Федерации налоговой базы в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами в Мексиканских Соединенных Штатах.
Вместе с тем наличие такого Соглашения позволит российским налоговым органам контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных российскими юридическими и физическими лицами от деятельности на территории Мексиканских Соединенных Штатов. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.