Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 июля 2011 г. "Защита прав потребителей дистанционной торговли"

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 июля 2011 г.
"Защита прав потребителей дистанционной торговли"

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с продолжающими случаями появления в открытом доступе информации о пользователях интернет-магазинов информирует потребителей о следующем.

Отношения, связанные с продажей товаров на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении соответствующего договора, регулируются в соответствии с п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей") и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее - Правила).

При заключении договора о реализации товаров дистанционным способом продавец, как правило, запрашивает у потребителя информацию, содержащую данные о его фамилии, имени, отчестве, годе, месяце, дате и месте рождения, адресе, номере основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, а также иную информацию, отнесенную к персональным данным, правовой статус которых определен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).

В этой связи продавец, осуществляющий обработку персональных данных своих покупателей, обязан принять необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий (ст. 19 Федерального закона N 152-ФЗ, п. 16 Правил).

В случае невыполнения данного обязательства, императивно установленного законом, продавец несет гражданско-правовую ответственность перед потребителем на общих основаниях в соответствии со ст. 24 Федерального закона N 152-ФЗ.

При этом необходимо иметь в виду, что под потребителем согласно Закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" понимается гражданин, как приобретающий либо заказывающий товар, так и имеющей намерение заказать или уже использующий товар для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поэтому предъявить требования, связанные с возмещением имущественного или морального вреда, причиненного вследствие нарушения требований по обработке персональных данных, может любой покупатель, чьи персональные данные находятся в свободном доступе, как заключившего договор, так и оставившего соответствующую заявку (т.е. направившего акцепт в соответствии с п. 1 ст. 438 ГК РФ) продавцу.

При этом освобождение продавца от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств возможно в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", в случае, если он докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы.

Основанием для предъявления требований о возмещении вреда (при наличии такового), причиненного личности и имуществу гражданина являются соответствующие положения ст.ст. 13, 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" и гл. 59 ГК РФ.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Пользователям интернет-магазинов даны рекомендации, как защитить свои права при появлении их персональной информации в открытом доступе.

Как правило, потребитель сообщает продавцу свои Ф.И.О., дату и место рождения, адрес, паспортные данные и др. Продавец обязан принять необходимые организационные и технические меры для их защиты от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также иных неправомерных действий. Если это не сделано, он несет гражданско-правовую ответственность перед потребителем.

Потребовать возмещения причиненного вреда (материального и морального) может любой покупатель, чьи персональные данные находятся в свободном доступе. Это касается не только лиц, заключивших договор, но и оставивших соответствующую заявку.

Основанием для предъявления требований о возмещении вреда (при его наличии) являются положения ГК РФ и Закона о защите прав потребителей. Продавец освобождается от ответственности, если докажет, что причиной неисполнения обязательств (их ненадлежащего выполнения) явилась непреодолимая сила.


Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 июля 2011 г. "Защита прав потребителей дистанционной торговли"


Текст информации размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.rospotrebnadzor.ru)