Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 сентября 2013 г. N ВАС-10012/13
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 г.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 18588/13 настоящее решение отменено
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М. Тумаркина, судей Е.Н. Зарубиной, С.М. Петровой рассмотрел в открытом судебном заседании заявления открытого акционерного общества "Автофрамос", закрытого акционерного общества "Вольво Восток", общества с ограниченной ответственностью "Орифлэйм Косметикс" о признании частично недействующим приказа Федеральной налоговой службы от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме" как не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителей - открытого акционерного общества "Автофрамос", закрытого акционерного общества "Вольво Восток", общества с ограниченной ответственностью "Орифлэйм Косметикс" - Тимофеев Е.В. (доверенности от 11.04.2013, от 25.03.2013), Ерасов А.С. (доверенности от 11.04.2013, от 01.04.2013, от 25.03.2013);
от Федеральной налоговой службы - Вольвач Д.В. (доверенность от 22.08.2013), Евтушенко В.Ф. (доверенность от 22.08.2013), Званков В.В. (доверенность от 15.01.2013), Куприянов П.В. (доверенность от 22.08.2013), Овчар О.В. (доверенность от 28.05.2013).
Протокол судебного заседания вела помощник судьи М.В. Мохова.
СУД УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автофрамос", закрытое акционерное общество "Вольво Восток", общество с ограниченной ответственностью "Орифлэйм Косметикс" (далее - общества, заявители) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс) и недействующим приказа Федеральной налоговой службы от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме" (далее - приказ ФНС России), утвердившего форму уведомления о контролируемых сделках (приложение N 1), формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (приложение N 2), порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (приложение N 3), в частях, устанавливающих заполнение следующих пунктов (полей): 121 - 124, 131 - 135 раздела 1А; 040, 043, 045, 070, 080, 090, 100, 110, 120, 130, 140, 150 раздела 1Б; 020, 030, 060, 070, 080, 090 раздела 2; 020, 030 подраздела I раздела 3 (в части указания идентификационного номера физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем); подраздела II раздела 3 (кроме сведений о гражданстве физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
Заявители утверждают, что приказ ФНС России в оспариваемых частях не соответствует пункту 1 статье 4, пункту 3 статьи 105.16 Кодекса, нарушает их права в процессе осуществления предпринимательской деятельности, возлагая дополнительные обязанности, не предусмотренные Кодексом.
По мнению обществ, администрирование ценообразования в контролируемых сделках включает в себя следующие этапы: выявление контролируемых сделок, назначение налоговой проверки, проведение налоговой проверки, оформление и рассмотрение результатов налоговой проверки, принятие решения по результатам этой проверки. На этапе выявления контролируемых сделок налогоплательщики представляют лишь сведения, отражаемые в уведомлениях о контролируемых сделках (далее - уведомления), указанные в пункте 3 статьи 105.16 Кодекса: календарный год, за который представляются сведения о совершенных ими контролируемых сделках; предметы сделок; сведения об участниках сделок: полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации); фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем; сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Кодекс не предусматривает раскрытие налогоплательщиками в уведомлениях иных сведений о контролируемых сделках. Уведомление не может быть использовано налоговыми органами для какого бы то ни было анализа соответствия сделок налогоплательщиков рыночным условиям; его предназначением является исключительно сообщение о фактах совершения контролируемых сделок для дальнейшей налоговой проверки ценообразования. Включение в уведомление дополнительной по сравнению с предусмотренной пунктом 3 статьи 105.16 Кодекса информации приводит к нарушению процедуры ее получения налоговыми органами, тем самым налоговая проверка подменяется преждевременным сбором различных сведений.
В отзыве на заявления Федеральная налоговая служба указывает, что форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, порядок заполнения этой формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Федеральной налоговой службой по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 Кодекса; приказ ФНС России зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.08.2012 N 25323, следовательно, он прошел юридическую экспертизу. Разделы приказа ФНС России (Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок), Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок), Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок), Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) содержат информацию, предусмотренную пунктом 3 статьи 105.16 Кодекса.
По мнению Федеральной налоговой службы, доводы заявителей являются ошибочными, так как основаны на неверном толковании Кодекса; оспариваемые положения приказа ФНС России находятся в системной связи не только с пунктом 3 статьи 105.16 Кодекса, но и иными положениями законодательства о налогах и сборах; требования обществ направлены на снижение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, что противоречит целям налогового регулирования в этой сфере правоотношений.
Поскольку все положения приказа ФНС России соответствуют Кодексу, Федеральная налоговая служба просит в удовлетворении заявлений отказать.
Заслушав и обсудив объяснения представителей обществ и Федеральной налоговой службы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Налоговые органы на основании пункта 2 статьи 40 Кодекса осуществляют контроль за полнотой исчисления налогов, проверяют правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок.
Согласно статье 82 Кодекса налоговый контроль осуществляется посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
С введением в действие Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" налоговые органы осуществляют налоговый контроль за сделками, совершенными между взаимозависимыми лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения. Налоговая проверка проводится как на основании уведомления, направляемого налогоплательщиками налоговым органам, так и (или) извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. При проведении упомянутых проверок предусмотрена возможность осуществления мероприятий налогового контроля, предусмотренных статьями 95 - 97 Кодекса (экспертиза, привлечение специалиста, участие переводчика). Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.
В дальнейшем в целях проверки достоверности сведений, указанных налогоплательщиком в уведомлении, налоговый орган вправе истребовать в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 Кодекса, документацию (совокупность документов или единый документ, содержащий информацию, поименованную в пункте 1 статьи 105.15 Кодекса) в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок) (пункт 1 статьи 105.15, пункт 6 статьи 105.17 Кодекса).
Следовательно, исходя из упомянутых полномочий налоговых органов, уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода должностных лиц, осуществляющих эту проверку, о соответствии (не соответствии) цен проверяемой сделки рыночным ценам без использования дополнительных мероприятий налогового контроля, поименованных в главе 14.5 Кодекса. Иное толкование названных норм Кодекса означало бы неоправданное истребование у проверяемого лица документации по всем контролируемым сделкам.
Согласно пункту 2 статьи 105.16 Кодекса форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Приказ ФНС России данному требованию соответствует.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 105.16 Кодекса сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию: календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках; предметы сделок; сведения об участниках сделок: полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации); фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем; сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. Указанные сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены названные сделки.
Приказом ФНС России утверждены форма уведомления о контролируемых сделках (приложение N 1), формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (приложение N 2), порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (приложение N 3), порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (приложение N 4).
В пунктах 121 - 124 раздела 1А в каждом поле уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой:
в пункте 121 - сделка между взаимозависимыми лицами, определяемыми в соответствии со статьей 105.1 Кодекса. Данному основанию корреспондирует статья 105.14 Кодекса;
в пункте 122 - сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса;
в пункте 123 - сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н. Указанному основанию корреспондирует подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса;
в пункте 124 - совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса).
В пунктах 131 - 135 раздела 1А в каждом поле уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, при наличии хотя бы одного из обстоятельств:
в пункте 131 - в случаях, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса), за 2012 год - 3 млрд. рублей, за 2013 год - 2 млрд. рублей (с учетом пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения");
в пункте 132 - в случаях, если хотя бы одна из сторон сделки между взаимозависимыми лицами является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса);
в пункте 133 - в случаях, если хотя бы одна из сторон сделки между взаимозависимыми лицами является налогоплательщиком, применяющим единый сельскохозяйственный налог или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса);
в пункте 134 - в случаях, если хотя бы одна из сторон сделки между взаимозависимыми лицами освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса);
в пункте 135 - в случаях, если хотя бы одна из сторон сделки между взаимозависимыми лицами является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны (подпункт 5 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса).
Следовательно, показателям, отражаемым в пунктах 121 - 124, 131 - 135 раздела 1А корреспондирует статья 105.14 Кодекса, раскрывающая содержание контролируемых сделок, сведения о которых указываются в уведомлениях в соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 Кодекса.
В пункте 040 раздела 1Б "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" указывается код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при совершении внешнеторговых сделок.
В пункте 043 раздела 1Б "Код предмета сделки (код по ОКП)" указывается код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми.
В пункте 045 раздела 1Б "Код предмета сделки (код по ОКВЭД)" указывается код вида деятельности по ОКВЭД, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность, связанная с исполнением обязательств, возникших в результате сделки, если предметом исполнения данных обязательств являются иные объекты гражданских прав.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 содержат наименования товаров (работ, услуг), в отношении которых взаимозависимые лица совершают сделки, подлежащие налоговому контролю, и относятся к предмету контролируемой сделки в соответствии со статьей 105.14 и пунктом 3 статьи 105.16 Кодекса.
В пункте 070 раздела 1Б "Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (цифровой)" указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ) либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. В случае если предметом сделки являются работы или услуги, данное поле не заполняется.
В пункте 080 раздела 1Б "Место отправки (погрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами (заполняется только для товаров)" указывается наименование населенного пункта (в формате код страны/области/населенного пункта), из которого начинается транспортировка товара для исполнения данной контролируемой сделки.
В пункте 090 раздела 1Б "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; место совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс (международных правил толкования терминов, применяемых во внешнеэкономической торговле), если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар. Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.
В пункте 100 раздела 1Б "Код условия поставки" указывается код, соответствующий термину Инкотермс, используемому при совершении сделки, предметом исполнения которой является товар:
EXW (франко-завод, местонахождение завода), FCA (франко-перевозчик, указанное место), FAS (свободно вдоль борта судна, указанный порт погрузки), FOB (свободно на борту судна, указанный порт погрузки), CFR (стоимость и фрахт, указанный порт назначения), CIF (стоимость, фрахтование и фрахт, указанный порт назначения), CPT (перевозка оплачена до.., указанное место назначения), CIP (перевозка и страхование оплачены до.., указанное место назначения), DAF (франко-граница, указанное место), DES (поставка с судна, указанный порт назначения), DEQ (поставка с пристани, указанный порт назначения), DDU (поставка без оплаты пошлины, указанное место назначения), DDP (поставка с оплатой пошлины, указанное место назначения), XXX (иное наименование условия, описание условий поставки, приведенное в контракте). Если термины Инкотермс не употребляются, то пункт (поле) 100 раздела 1Б не заполняется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 105.14 Кодекса в целях Кодекса понятие "внешняя торговля товарами" используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности. Для целей налогового контроля однородных контролируемых сделок (пункт 5 статьи 105.7 Кодекса) учитывается страна происхождения товаров (пункт 7 статьи 38 Кодекса).
Данные обстоятельства имеют значение, в частности, при применении подпункта 3 пункта 2 статьи 40, пункта 7 статьи 38, пункта 5 статьи 105.7, пунктов 1 и 6 статьи 105.14, подпункта 5 пункта 2 статьи 164, пункта 2 статьи 208, пункта 7 статьи 343 Кодекса.
Следовательно, необходимость заполнения полей 070, 080, 090, 100 раздела 1Б обусловлена налоговым контролем за внешнеэкономическими сделками, отвечающими признакам контролируемых сделок (статья 105.14 Кодекса). Указанная информация относится к предмету контролируемой сделки, в том числе, с однородными товарами (подпункт 2 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса).
В пункте 110 раздела 1Б указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ).
В пункте 120 "Количество" раздела 1Б указывается количественная характеристика предмета исполнения сделки. При выполнении работ (услуг) в течение более чем одного отчетного периода, в случае частичного признания дохода за выполненный в текущем отчетном году объем работ (услуг), в данном пункте указывается процент выполненных в данном отчетном году работ (услуг). В качестве числового кода единицы измерения указывается код согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ), соответствующий показателю "процент".
В пункте 130 раздела 1Б "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета. При выполнении работ (услуг) в течение более чем одного отчетного периода, в случае частичного признания дохода за выполненный в текущем отчетном году объем работ (услуг), в данном поле указывается цена выполненного в данном отчетном году объема работ (услуг).
В пункте 140 Раздела 1Б "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." указывается стоимость предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета. При выполнении работ (услуг) в течение более чем одного отчетного периода, в случае частичного признания дохода за выполненный в текущем отчетном году объем работ (услуг), участник сделки, выполняющий работы (оказывающий услуги), в данном пункте указывает стоимость выполненного в данном отчетном году объема работ (услуг). При выполнении работ (услуг) в течение более чем одного отчетного периода, в случае частичного признания в качестве актива либо расхода, выполненного в текущем отчетном году объема работ (услуг), участник сделки, получающий результаты работы (потребляющий услуги), в данном пункте указывает стоимость выполненного в данном отчетном году объема работ (услуг), принятого в качестве актива либо расхода.
В пункте 150 раздела 1Б "Дата совершения сделки (цифрами день, месяц, год)" указывается дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете. Для сделок по приобретению товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки указывается дата признания актива в бухгалтерском учете. В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.
Следовательно, пункты 110, 120, 130, 140, 150 раздела 1Б содержат информацию, необходимую для налогового контроля за показателями, оказывающими влияние на объекты налогообложения, указанные в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость), за календарный год, за который предоставляются сведения о контролируемых сделках. Указанная информация соотносится с подпунктами 1, 2, 4 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса.
В пункте 020 раздела 2 указывается одно из цифровых значений, характеризующих участников контролируемой сделки (группы однородных сделок), - российскую и (или) иностранную организацию, что соответствует пункту 2 статьи 11, подпункту 3 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса.
В пункте 030 раздела 2 указывается числовой код страны регистрации (инкорпорации) организации - участника контролируемой сделки (группы однородных сделок) согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ).
В пункте 060 раздела 2 указывается КПП (код причины постановки на учет) организации - участника контролируемой сделки (группы однородных сделок)
Код причины постановки на учет (КПП) присваивается, в частности: организации при постановке на учет по месту нахождения вновь созданного юридического лица (в том числе путем реорганизации) одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика, по месту нахождения обособленных подразделений; в месте нахождения вновь созданного юридического лица и по месту нахождения обособленных подразделений присваиваются различные КПП (Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденные приказом Министерства по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
В пункте 070 раздела 2 указывается регистрационный номер, присвоенный иностранной организации в стране регистрации (инкорпорации).
В пункте 080 раздела 2 "Код налогоплательщика в стране регистрации (инкорпорации) или его аналог (если имеется)" указывается код налогоплательщика (если имеется), присвоенный иностранной организации в стране регистрации (инкорпорации) и указанный в справке налогового органа страны происхождения иностранной организации о ее регистрации в качестве налогоплательщика в этой стране.
В пункте 090 раздела 2 указывается адрес местонахождения иностранной организации - участника контролируемой сделки (группы однородных сделок), который указан в ее учредительных документах.
Статьей 7 Кодекса предусмотрено применение правил и норм международных договоров Российской Федерации, касающихся налогообложения и сборов. Названные договоры имеют приоритет над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Указанная в пунктах 030, 060, 060, 070, 080, 090 раздела 2 информация служит целям идентификации лиц, совершивших контролируемые сделки (в том числе, с учетом налоговых последствий, возникающих в связи с применением международных соглашений Российской Федерации о налогах и сборах), следовательно, соответствует требованиям подпункта 3 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса о предоставлении сведений об участниках названных сделок, а также связана с пунктом 123 раздела 1А.
Подраздел I раздела 3 заполняется в отношении сведений о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).
В пункте 020 подраздела I раздела 3 указывается код вида деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность, иную деятельность.
В пункте 030 подраздела I раздела 3 указывается ИНН физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.
Постановка на учет в налоговом органе нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, физического лица по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортного средства, физического лица по месту жительства, а также по иным основаниям осуществляется в соответствии со статьей 85 Кодекса в порядке, определенном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2009 N 114н, индивидуального предпринимателя - приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 с присвоением или без присвоения идентификационного номера налогоплательщика.
Подраздел II раздела 3 заполняется в отношении физических лиц - резидентов Российской Федерации, не имеющих идентификационных номеров налогоплательщиков, и физических лиц - нерезидентов Российской Федерации.
Следовательно, раздел 3 соответствует подпункту 3 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса как содержащий информацию об участниках контролируемых сделок.
Таким образом, приказ ФНС России соответствует пункту 3 статьи 105.16 в корреспонденции с положениями пункта 2 статьи 40, статей 105.3, 105.14, 105.16, 105.17 Кодекса, иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогами и сборами.
Руководствуясь частью 5 статьи 170, статьями 176, 194, 195 и 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
РЕШИЛ:
признать приказ Федеральной налоговой службы от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме" в части приложений N 1, N 2 и N 3, устанавливающих заполнение пунктов (полей) 121 - 124, 131 - 135 раздела 1А; пунктов (полей) 040, 043, 045, 070, 080, 090, 100, 110, 120, 130, 140, 150 раздела 1Б; пунктов (полей) 020, 030, 060, 070, 080, 090 раздела 2; пунктов (полей) 020, 030 подраздела I раздела 3 (в части указания идентификационного номера физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем); полей подраздела II раздела 3 (кроме сведений о гражданстве физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) уведомления о контролируемых сделках соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Автофрамос", закрытого акционерного общества "Вольво Восток", общества с ограниченной ответственностью "Орифлэйм Косметикс" отказать.
На решение может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВАС РФ подтвердил законность формы, применяемой для уведомления налоговых органов о контролируемых сделках, а также формата и порядка ее заполнения.
По мнению компаний-заявителей, в результате применения указанной формы на них возлагаются обязанности, не предусмотренные НК РФ.
Так, в уведомление включается дополнительная (не предусмотренная НК РФ) информация.
Тем самым налоговая проверка подменяется преждевременным сбором различных сведений.
Отклоняя такие доводы, ВАС РФ обосновал необходимость включения отдельных сведений в уведомление.
В частности, в некоторых пунктах раздела 1А (сведения о контролируемой сделке) формы в каждом поле указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой.
При этом учитываются особенности, предусмотренные при наличии определенных обстоятельств для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (либо жительства, либо налогового резидентства) всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Россия.
Показателям, отражаемым в названных пунктах, корреспондирует норма НК РФ, раскрывающая содержание контролируемых сделок, сведения о которых указываются в уведомлениях.
Необходимость заполнять поля 070, 080, 090, 100 раздела 1Б (сведения о предмете такой сделки) обусловлена налоговым контролем за внешнеэкономическими сделками, отвечающими признакам контролируемых.
Подобная информация относится к предмету контролируемой сделки, в т. ч. с однородными товарами.
Пункты 110, 120, 130, 140, 150 раздела 1Б содержат информацию, необходимую для налогового контроля за показателями, оказывающими влияние на объекты налогообложения (по налогу на прибыль организаций, НДФЛ, НДПИ, НДС), за календарный год, за который предоставляются сведения о контролируемых сделках.
Указанная в пунктах 030, 060, 060, 070, 080, 090 раздела 2 (сведения об участниках таких сделок) информация служит целям идентификации лиц, совершивших контролируемые сделки (в т. ч. с учетом налоговых последствий, возникающих в связи с применением международных соглашений).
Следовательно, отражение подобных сведений в уведомлении не противоречит НК РФ.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 сентября 2013 г. N ВАС-10012/13
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 18588/13 настоящее решение отменено
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10012/13
25.02.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 18588/13
30.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18588/13
12.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18588/13
16.09.2013 Решение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10012/13