Организация экспортирует товары в рамках Таможенного союза (в частности в Республику Казахстан). Иногда заявления о ввозе товаров от контрагентов не доходят до организации-экспортера (по вине контрагента, почтовых служб или проблем со связью).
Вправе ли организация-экспортер применить ставку 0% в таких случаях?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если экземпляры заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от контрагентов-импортеров не поступили, для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС организация может представить в налоговый орган перечень указанных заявлений. Для получения информации о заявлениях для указанного перечня организация может воспользоваться электронным сервисом ФНС России.
Соответственно, если покупатель-импортер не представил в свой налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, т.е. в российских налоговых органах соответствующая информация отсутствует, то организация не может применить нулевую ставку НДС по такой реализации.
Обоснование вывода:
Прежде всего напомним, что единую таможенную территорию таможенного союза (далее - ТС), наряду с Российской Федерацией, составляют территории Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Армения, Кыргызской Республики, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены ТС обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников Таможенного союза необходимо руководствоваться:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол о косвенных налогах) (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол об информации) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
- НК РФ. При этом, следуя ст. 7 НК РФ, приоритет в данном случае имеют нормы Договора о Евразийском экономическом союзе, Протокола о косвенных налогах и Протокола об информации.
Согласно п. 3 Протокола о косвенных налогах при экспорте товаров, в частности, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена ТС налогоплательщиком РФ применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола о косвенных налогах.
Одним из таких документов является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление), составленное по форме, установленной приложением 1 к Протоколу об информации. Здесь же приложением 2 установлены Правила заполнения указанного Заявления (далее - Правила).
Как указано в п. 1 Правил, Заявление представляется налогоплательщиком (плательщиком) (далее - налогоплательщик) в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика. В частности, из абзацев второго и третьего п. 3 Правил следует, что Заявление заполняется и представляется именно покупателем-импортером ("лицом, приобретающим товары") в собственный налоговый орган по месту постановки его на учет (смотрите также абзац шестой письма ФНС России от 07.02.2017 N ЕД-4-15/2172).
При представлении заявления на бумажном носителе один экземпляр остается в налоговом органе покупателя (импортера), три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, проставленной в разделе 2 Заявления. При этом налогоплательщик (покупатель, импортер) направляет 2 экземпляра заявления с отметкой налогового органа налогоплательщику государства-члена, с территории которого экспортированы товары (абзац второй п. 6 Правил).
При этом в пп. 3 п. 4 Протокола о косвенных налогах для обоснования применения экспортером нулевой ставки НДС (и (или) освобождения от уплаты акцизов) вместо Заявления, поступившего от покупателя (контрагента), предусмотрена возможность представления продавцом в налоговый орган перечня Заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (далее - Перечень заявлений).
Форма Перечня заявлений и порядок ее заполнения и формата представления в электронном виде утверждена приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@. Соответственно, Перечень заявлений заполняется налогоплательщиком-экспортером, подтверждающим право на применение нулевой ставки НДС (п. 1 Порядка заполнения Перечня заявлений).
Итак, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, может быть представлен один из следующих документов (применительно к рассматриваемой проблеме):
- возвращенный контрагентом (покупателем-импортером) экземпляр Заявления с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары;
- Перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика). При этом в Перечень заявлений необходимо включать реквизиты и сведения только из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в соответствии с Протоколом об информации.
Проверка налоговыми органами сведений, содержащихся в вышеназванных документах, осуществляется в соответствии с разделом 13 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен", утвержденных приказом ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/140@ (письмо ФНС России от 17.06.2016 N ЕД-4-15/10839@ "О порядке администрирования НДС и акцизов при экспорте товаров российскими налогоплательщиками в государства - члены Евразийского экономического союза").
Применительно к рассматриваемой ситуации предположим, что покупатели-импортеры (в частности из Республики Казахстан) представили Заявления в налоговые органы по месту своего учета и в российский налоговый орган поступила информация из таких Заявлений (ст. 2 Протокола об информации). Таким образом, организация-экспортер в качестве документа, предусмотренного пп. 3 п. 4 Протокола о косвенных налогах, может представить Перечень заявлений. Соответственно, организации нет необходимости получать от покупателя-импортера два экземпляра Заявления с отметкой налогового органа Республики Казахстан.
В соответствии с абзацем 2 п. 7 Протокола о косвенных налогах в случае непредставления Заявления налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС, при наличии в налоговом органе одного государства - члена ТС подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена ТС факта уплаты НДС в полном объеме (освобождения от уплаты налога).
В соответствии с последним абзацем ст. 2 Протокола об информации налоговый орган - получатель реестра Заявлений должен информировать налогоплательщика в электронном виде или предоставлять ему доступ к информации о получении сведений из Заявлений по форме и в порядке, которые установлены налоговым органом - получателем реестра Заявлений.
На официальном сайте ФНС России (http//:www.nalog.ru) в разделе "Электронные услуги" размещен электронный сервис "Информирование налогоплательщиков о получении заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" (https://service.nalog.ru/blr1.do). Здесь для участников внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС предусмотрена возможность получения информации о поступлении электронных копий Заявлений из налоговых органов страны-импортера (заявителя) в налоговые органы страны - экспортёра ЕАЭС.
Таким образом, если контрагенты организации (покупатели-импортеры) не представили организации соответствующие экземпляры Заявлений, то экспортер может воспользоваться сайтом ФНС России и проверить, получал ли налоговый орган РФ из налоговых органов, в частности Республики Казахстан, сведения из Заявлений, поданных покупателями-импортерами в собственные налоговые органы.
Если информация поступила в налоговый орган РФ, то Ваша организация при отсутствии Заявлений вправе воспользоваться ставкой НДС 0%, предоставив вместо Заявления Перечень заявлений. Налоговый орган РФ в этом случае для решения вопроса об обоснованности применения ставки НДС 0% может воспользоваться электронным документом об уплате НДС, поступившим от налогового органа Республики Казахстан (письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-07-03/35).
Соответственно, если контрагентами организации (покупателями, импортерами) Заявления в собственные налоговые органы не представлены или по каким-то причинам в российские налоговые органы информация не поступила, то у организации фактически отсутствует подтверждение права на применение нулевой ставки НДС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Ответ прошел контроль качества
3 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.