Особенности учета наркотических средств и психотропных веществ в
аптечных учреждениях
Перечень медикаментов довольно обширный, а их получение, хранение и использование делает учет трудоемким. Наибольшее внимание уделяется учету наркотических, психотропных и ядовитых веществ. Об особенностях их учета мы расскажем в данной статье.
Законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту определены нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 2 данного нормативного акта наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в РФ, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ*(1) (далее - Перечень N 681) и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:
- Список I. В данный список входят наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
- Список II. В список включены наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
- Список III. В перечень включены психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;
- Список IV. В список включены прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.
В силу п. 2 ст. 14 Закона N 3-ФЗ оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях. В Письме Минздравсоцразвития РФ от 24.06.2008 N 4406-РХ по вопросу применения ранее действовавших списков ПККН даны следующие разъяснения. При осуществлении оборота сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств необходимо руководствоваться списками сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации".
С вступлением в силу указанного постановления списки Постоянного комитета по контролю наркотиков (далее - ПККН) утратили свое место в системе регулирования правоотношений в сфере оборота сильнодействующих и ядовитых веществ.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона N 3-ФЗ отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них лицензий на указанный вид деятельности. Перечень должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.05.2005 N 330. В данный перечень входят:
- заведующий аптечной организацией;
- заместитель заведующего аптечной организацией;
- заведующий отделом аптечной организации;
- заместитель заведующего отделом аптечной организации;
- провизор аптечной организации;
- фармацевт аптечной организации.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона N 3-ФЗ наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпускаются в медицинских целях по рецепту.
Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями по рецепту врача в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785. Данный нормативный документ регламентирует учет, регистрацию, хранение и уничтожение рецептов, а также определяет порядок ведения журнала регистрации неправильно выписанных рецептов аптечными учреждениями (организациями) независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
Лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с оборотом:
- наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II (пп. 53 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ);
- психотропных веществ, внесенных в Список III (пп. 54 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 648 утверждены:
- Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".
На основании этих документов лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Срок действия лицензии - 5 лет.
Основные требования к оборудованию аптек, работающих с
наркотическими средствами, психотропными веществами
Условно их можно разделить на две группы: требования к оборудованию помещений и требования к хранению ядов и наркотиков. Рассмотрим их подробнее.
Согласно п. 2.8 Отраслевого стандарта*(2) аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, которые в соответствии с требованиями стандартов призваны обеспечивать сохранение качества и безопасность лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
Помещения аптеки должны быть расположены в одном здании и объединены в отдельный функциональный блок (п. 3.1 Отраслевого стандарта). При этом в них должна быть установлена охранная сигнализация, подключенная на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением, или же здание должно круглосуточно охранять предприятие, имеющее лицензию на охранную деятельность. Кроме того, помещение должно быть оборудовано светозвуковой и противопожарной сигнализацией.
Помещения аптек для хранения наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ должны быть оборудованы многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения. При этом дополнительными рубежами сигнализации защищаются внутренние объемы и площади помещений, сейфы (металлические шкафы), используемые для хранения перечисленных средств, рабочие места персонала, осуществляющего операции с данными средствами (п. 3.11 Отраслевого стандарта).
Правилами безопасности предусмотрено условие о том, чтобы входная дверь в помещения для хранения наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ была металлической или деревянной, но обитой железом с обеих сторон с загибом листа на торец или внутреннюю поверхность двери, толщиной не менее 40 мм. Обрамление дверного проема должно быть выполнено из стального профиля, внутри - решетчатая металлическая дверь (п. 3.12 Отраслевого стандарта). Окна помещений должны быть оборудованы внутренней решеткой (или решеткой между рамами), выполненной из стального прута диаметром не менее 16 мм. Пруты должны быть сварены в каждом узле и образовывать ячейки не более 150 x 150 мм (п. 3.13 Отраслевого стандарта).
Хранение наркотических средств и психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ должно осуществляться в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 12.11.1997 N 330 (далее - Приказ Минздрава РФ N 330). Согласно приложению 4 к Приказу Минздрава РФ N 330 основной запас наркотических средств и психотропных веществ должен храниться в сейфах, на внутренних дверцах которых должны быть размещены списки высших разовых и суточных доз. Наркотические средства и психотропные вещества, выданные из основного места хранения для текущей работы (ассистентской, рецептурному отделу), в течение рабочего дня хранятся в сейфах этих помещений.
В рабочее время ключ от сейфа с наркотическими средствами и психотропными веществами, находящегося в ассистентской комнате, рецептурном отделе, должен быть у провизора-технолога. Сейфы по окончании рабочего дня опечатываются или пломбируются, а ключи от них, печать и пломбир должны находиться у материально ответственного лица, уполномоченного на то приказом по аптеке.
Доступ в помещения, где хранятся наркотические средства, психотропные, ядовитые и сильнодействующие вещества, ограничен. Вход разрешается лишь лицам, непосредственно работающим с ядами и наркотиками, и оформляется в УВД и приказом по аптеке либо лечебно-профилактическому учреждению.
Учет наркотических средств и психотропных веществ медицинским
персоналом аптек
В соответствии с приложением 4 к Приказу Минздрава РФ N 330 наркотические средства и психотропные вещества подлежат предметно-количественному учету в специальном Журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Журнал регистрации), пронумерованном, сброшюрованном и заверенном подписью руководителя аптеки и скрепленном ее печатью. Его форма приведена в приложении 1 к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (далее - Правила N 644).
В соответствии с п. 4 приложения 5 к Приказу Минздрава РФ N 330 запас наркотических средств и психотропных веществ в аптеках независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также ведомственной подчиненности не должен превышать месячной потребности. Для аптек, удаленных от баз снабжения, их количество устанавливается органами управления фармацевтическими (аптечными) организациями в субъектах РФ.
В ассистентской комнате аптек запасы наркотических средств и психотропных веществ не должны превышать пятидневной потребности.
Не реже одного раза в месяц уполномоченное лицо, на которое возложен контроль за ведением и хранением Журнала регистрации, проверяет записи в нем, сверяет фактическое наличие наркотических средств и психотропных веществ с их книжными остатками, о чем на следующей строке после последней на момент проверки записи в Журнале регистрации делает отметку с указанием даты проверки и заверяет ее своей подписью.
При инвентаризации товарно-материальных ценностей аптеки (отдела аптеки) устанавливаются фактические остатки наркотических средств и психотропных веществ, в связи с этим составляется отдельная инвентаризационная опись. В случае выявления отклонений при снятии фактических остатков от книжных руководитель аптеки обязан немедленно письменно поставить об этом в известность орган управления здравоохранением или фармацевтической деятельностью субъекта РФ, который в 3 - 5-дневный срок должен провести служебное расследование.
Использованные рецептурные бланки на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня N 681, должны храниться в сейфе в подшитом, опечатанном, прошнурованном по месяцам и годам виде в течение пяти лет.
Наркотические лекарственные средства и психотропные вещества с истекшим сроком годности (бой, брак, сданные родственниками умерших больных) подлежат списанию согласно Положению о списании наркотических лекарственных средств и специальных рецептов, не использованных онкологическими больными и уничтожению в установленном порядке (приложение 6 к Приказу Минздрава РФ N 330). До уничтожения указанные наркотические средства и психотропные вещества подлежат хранению на отдельной полке или в отделении сейфа.
Поступление наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ в аптечное учреждение. В соответствии с приложением 5 к Приказу Минздрава РФ N 330 аптечное учреждение должно получать наркотические средства и психотропные вещества только в готовых лекарственных формах, изготовленных промышленным способом фармацевтическими компаниями.
Перевозка наркотических средств и психотропных веществ. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 "О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, а также оформления необходимых для этого документов" утверждены Правила перевозки данных лекарственных средств. Необходимость издания нормативного акта обусловлена повышением контроля над оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Правила распространяются на перемещение наркотических средств любыми видами транспорта. Перевозка осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы только при наличии лицензии на эту деятельность. Обязательным условием транспортировки наркотических средств является их охрана, которая может осуществляться:
- вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ;
- ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти или организаций;
- прочими юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.
При каждой перевозке наркотических средств руководителем юридического лица, осуществляющего перевозку наркотических средств, издается приказ о назначении лиц, ответственных за их получение, доставку, передачу и сохранность, допущенных в установленном порядке к работе с наркотическими средствами.
В приказе указываются транспортные средства, используемые для перевозки наркотических средств, а также дата и номер договора, если перевозка осуществляется на его основании.
При перевозке наркотических средств лица, ответственные за перевозку, должны иметь при себе следующие документы:
- товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, в которых указаны наименования и количество перевозимых наркотических средств;
- заверенные копии лицензии на перевозку наркотических средств руководителем данного учреждения;
- маршрут перевозки наркотических средств, составленный по форме согласно приложению 1 к указанным правилам;
- акт опечатывания (пломбирования) наркотических средств и психотропных веществ.
Отпуск наркотических средств и психотропных веществ из аптечного
учреждения
При оформлении доверенности на получение из аптеки наркотических лекарственных средств и психотропных веществ в лечебно-профилактическое учреждение следует указывать наименование и количество наркотических средств и психотропных веществ. Срок действия доверенности - один месяц. Отпуск данных препаратов оформляется требованием-накладной. Разделом III Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, приведенной в приложении 13 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 (далее - Приказ N 110), определен порядок оформления требований-накладных для аптечной организации на отпуск лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений. С целью обеспечения лечебно-диагностического процесса лечебно-профилактические учреждения получают лекарственные средства из аптечного учреждения (организации) по требованиям-накладным, утвержденным в установленном данной инструкцией порядке.
В соответствии с Письмом Минздравсоцразвития РФ от 24.05.2007 N 4185-ВС (далее - Письмо N 4185-ВС) при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных организаций необходимо использовать типовую межотраслевую форму требования-накладной N М-11, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
Требование-накладная на получение из аптечных учреждений (организаций) лекарственных средств должна иметь штамп, круглую печать лечебно-профилактического учреждения, подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части. В ней указывается номер, дата составления документа, отправитель и получатель лекарственного средства, его наименование (с указанием дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.п.), вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.), способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.), количество затребованных лекарственных средств, количество и стоимость отпущенных лекарственных средств.
Наименования лекарственных средств пишутся на латинском языке.
Требования-накладные на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются на отдельных бланках для каждой группы препаратов.
Лечебно-профилактические учреждения при составлении заявок на наркотические средства и психотропные вещества списков II и III должны руководствоваться расчетными нормативами, утвержденными в установленном порядке.
Хранение и уничтожение требований-накладных. Приказом N 110 определены сроки хранения требований-накладных в аптечной организации:
- на наркотические средства и психотропные вещества списков II и III Перечня N 681 - 10 лет;
- на иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету (приложение 1 к Порядку отпуска лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785), - три года;
- на остальные лекарственные средства - один год.
В соответствии с п. 19 Правил N 644 в случае реорганизации или ликвидации юридического лица документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в том числе рецепты и требования-накладные), сдаются на хранение:
- при реорганизации - новому юридическому лицу либо правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;
- при ликвидации - в государственный архив в соответствии с законодательством РФ.
Полагаем, что можно руководствоваться данным принципом при передаче предназначенных для дальнейшего хранения рецептов и требований-накладных на иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету.
В соответствии с приложением 3 к Приказу N 110 определены единые формы актов об уничтожении требований-накладных для получения наркотических средств и психотропных веществ, а также для получения иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, по истечении сроков их хранения. При уничтожении требований-накладных на остальные лекарственные средства в соответствии с Письмом N 4185-ВС применяют форму акта, представленную в приложении 4 к Приказу N 110.
С.Р. Гулиева,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681.
*(2) Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утв. Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"