Разработка должностной инструкции для андеррайтера
В страховом бизнесе России наметились такие тенденции, когда крупные компании поглощают более мелкие. На российский страховой рынок выходит все больше иностранных страховщиков, которые серьезно относятся к оценке рисков и уделяют особое внимание андеррайтингу. Поэтому разработка единого подхода к пониманию сущности труда андеррайтеров и требованиям к сотрудникам этой области становится актуальной для многих страховых компаний. Наиболее простым и эффективным способом закрепления определенных функций за сотрудниками таких специализированных подразделений представляется должностная инструкция, которая и предлагается вашему вниманию.
Несмотря на то, что андеррайтер является ключевой фигурой в страховой компании - специалистом, который оценивает риск и формирует тарифную политику компании, единое понимание сущности труда специалистов этого направления на российском страховом рынке до сих пор не сформировалось окончательно. Безусловно, в любой страховой компании в обязанности андеррайтера входит определение степени риска и расчет страхового тарифа, однако в остальном подходы страховщиков к наполнению функциональных обязанностей андеррайтера могут существенно отличаться*(1). Наиболее ярко эта особенность организации страхового бизнеса в России проявляется в небольших страховых компаниях, в которых нет отдельного подразделения, занимающегося андеррайтингом. В таких компаниях функции андеррайтеров по каждому виду страхования чаще всего возлагаются на начальников отделов, занимающихся развитием продаж страховых продуктов данного вида*(2).
Однако страховой бизнес в России не просто развивается, а укрупняется: крупные компании поглощают более мелкие, поэтому количество страховщиков, обладающих специальными подразделениями по андеррайтингу, растет. Также на российский страховой рынок выходит все больше иностранных страховщиков, которые серьезно относятся к оценке рисков и уделяют особое внимание андеррайтингу. Поэтому разработка единого подхода к пониманию сущности труда андеррайтеров и требованиям к сотрудникам этой области становится актуальной для многих страховых компаний. Наиболее простым и эффективным способом закрепления определенных функций за сотрудниками подразделений андеррайтинга представляется должностная инструкция, специально разработанная для них. Наличие такого документа в страховой компании не только позволит четко зафиксировать обязанности и права андеррайтеров, но и закрепит квалификационные требования для сотрудников этой категории, что к тому же упростит организацию подбора персонала на позиции андеррайтеров и адаптацию новых сотрудников в компании. Кроме того, четкая формулировка обязанностей каждого специалиста позволит избежать конфликтов на почве разделения труда в коллективе. По этой же причине разрабатываемые должностные инструкции должны полностью соответствовать реальной ситуации в компании.
На практике должностные инструкции часто являются лишь формальностью в страховых компаниях. При этом большинство андеррайтеров составляют люди с аналитическим складом ума, в обязанности которых входит разработка правил и регламентов, поэтому у таких специалистов четкое оформление требований к их знаниям, стандартам работы, ответственности и правам не вызовет непонимания или негативного отношения. Кроме того, при внедрении должностных инструкций одним из аргументов руководства в их пользу служит тот факт, что задачи, не указанные в должностной инструкции андеррайтера, являются расширением функционала последнего, и их выполнение должно быть оплачено дополнительно.
По указанной выше причине существующие в разных страховых компаниях должностные инструкции могут заметно отличаться по структуре и наполнению. Однако для наиболее полного отражения всех значимых параметров должности андеррайтера предлагается использовать классическую структуру должностной инструкции, приведенную в табл. 1.
Таблица 1
Структура должностной инструкции андеррайтера
Раздел | Содержание |
1. Общие положения | Общие сведения о должности (место в структуре организации и т.п.), требования к образованию, опыту работы и специальным знаниям |
2. Должностные обязанности | Основная часть должностной инструкции, в которой закреплены все основные обязанности андеррайтеров |
3. Права | Права андеррайтеров, обеспечивающие выполнение закрепленных за ними обязанностей |
4. Ответственность | Устанавливается ответственность специалистов за качество и своевременность выполнения обязанностей, а также достовер- ность и сохранность информации |
Многие страховые компании используют должностные инструкции упрощенной структуры, которые ограничиваются сведениями из общего раздела и непосредственно должностными обязанностями специалиста, приведенными в сжатой форме. Такие документы чаще всего воспринимаются сотрудниками как часть стандартного набора документов при приеме на работу, а не как документ, на практике регламентирующий их деятельность. Подробное описание обязанностей специалиста позволит не только решить проблемы, о которых говорилось выше, но и расширит возможности контроля со стороны руководителя сотрудника, а также будет служить инструментом для самоконтроля со стороны андеррайтера. Поэтому важно не только получить подпись сотрудника на его должностной инструкции, но и предоставить ему экземпляр этого документа, к которому он должен будет обращаться в ходе своей работы. Это замечание отнюдь не лишнее, так как на практике часто подписывается только один экземпляр должностной инструкции, который затем хранится в архивах работодателя.
С точки зрения показателя отношения работодателя к сотруднику права андеррайтера являются важным разделом должностной инструкции. Наличие такого раздела дает сотруднику понять, что работодатель его уважает и не только требует выполнения соответствующих его должности обязанностей, но и готов предоставить для этого определенные права. В частности, право андеррайтеров на получение информации нередко ущемляется сотрудниками других подразделений (например, развивающих продажи). Поэтому закрепление права на получение необходимой информации в должностной инструкции дает андеррайтерам дополнительный инструмент в их повседневной работе. С целью повлиять на качество этой работы в должностную инструкцию следует включать раздел "Ответственность", что демонстрирует серьезное отношение страховщика к деятельности андеррайтера и возлагает на последних ответственность за ее результат. Ниже приведен пример должностной инструкции главного специалиста отдела страхования имущества Департамента андеррайтинга, разработанной в соответствии с предложенной схемой.
Примерный образец
ОСАО "Страховая компания" Утверждаю
----------------------------
наименование организации Генеральный директор
-------------------------------------
наименование должности руководителя
Должностная инструкция организации или иного должностного
21.07.2008 N 16 лица, уполномоченного утверждать
должностные инструкции
Главного специалиста отдела Розановский В.П. Розановский
страхования имущества ------------- ---------------------
Департамента андеррайтинга подпись расшифровка подписи
----------------------------
наименование должности
работника в родительном падеже "21" июля 2008 г.
1. Общие положения
1. Главный специалист отдела страхования имущества Департамента андеррайтинга (далее по тексту - Главный специалист) является штатным сотрудником центрального офиса ОСАО "Страховая компания" (далее - Общество).
2. Главный специалист подчиняется непосредственно начальнику отдела страхования имущества Департамента андеррайтинга (далее - Начальник отдела).
3. Главный специалист назначается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора по представлению начальника отдела.
4. На время отсутствия Главного специалиста (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его функциональные обязанности выполняет специалист отдела. Назначение исполняющего обязанности Главного специалиста проводится распоряжением начальника отдела.
5. На должность Главного специалиста назначается лицо, имеющее высшее образование, опыт работы в страховании не менее 2 лет или опыт работы андеррайтером не менее 1 года и владеющее английским языком на базовом уровне.
6. Главный специалист должен знать и руководствоваться в своей работе:
6.1. действующими нормативно-правовыми актами РФ, регламентирующими деятельность страховых органов;
6.2. методиками оценки степени риска и расчета убыточности, применяемыми в Обществе;
6.3. правилами страхования Общества;
6.4. принятыми в Обществе типовыми формами договоров и правилами документооборота.
2. Должностные обязанности
1. Определение степени риска в отношении объектов, предлагаемых на страхование, включая проведение осмотра объекта страхования при наличии такой необходимости. Вынесение решения о принятии или непринятии объекта на страхование.
2. Определение страхового тарифа и других условий страхования в отношении объекта страхования. Согласование договора страхования в отношении данного объекта путем проставления визы на экземпляре Общества.
3. Контроль и согласование условий страхования, разрабатываемых филиалами Общества в отношении рисков, превышающих лимит ответственности филиала.
4. Анализ убыточности портфеля на основании данных, предоставляемых Департаментом урегулирования убытков.
5. Вынесение предложений по корректировке методик расчета страховых тарифов и условий принятия рисков и объектов на страхование.
6. Участие в разработке новых страховых продуктов и правил страхования и работе по совершенствованию существующих продуктов и правил.
7. Участие в разработке типовых форм договоров Общества и согласование нетиповых договоров.
8. Участие в согласовании страховых выплат.
9. Осуществление консультирования сотрудников продающих подразделений и филиалов и участие в разработке информационно-методологических материалов для этих подразделений и филиалов.
10. Участие в переговорах с потенциальными клиентами - юридическими лицами - по запросу продающих подразделений.
11. Соблюдение конфиденциальности информации в соответствии с действующим в Обществе Положением.
12. Подготовка отчетов по деятельности отдела в соответствии с указаниями начальника отдела.
3. Права
Главный специалист имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства Общества, касающимися деятельности Главного специалиста.
2. Вносить начальнику отдела предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3. Получать функции и права доступа к информации при работе с корпоративной автоматизированной информационной системой.
4. Запрашивать в других структурных подразделениях и филиалах Общества информацию, необходимую для выполнения обязанностей, возложенных на Главного специалиста.
4. Ответственность
1. Контроль выполнения обязанностей, возложенных данной инструкцией на Главного специалиста, осуществляет начальник отдела.
2. В соответствии с обязанностями, установленными настоящей должностной инструкцией, Главный специалист несет ответственность за:
2.1. ненадлежащее или несвоевременное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией;
2.2. совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения;
2.3. причинение Обществу материального ущерба;
2.4. невыполнение решений, принятых органами управления Общества, по вопросам, относящимся к обязанностям Главного специалиста;
2.5. невыполнение поручений и распоряжений вышестоящего руководства, касающихся деятельности Главного специалиста;
2.6. разглашение конфиденциальной информации, ставшей известной в процессе служебной деятельности;
2.7. недостоверность информации, представляемой по запросу руководства Общества, а также по запросам сотрудников других структурных подразделений и филиалов Общества.
Начальник отдела страхования
имущества Департамента андеррайтинга Степанова Н.И. Степанова
-------------------------------------- ----------- ---------------------
должность руководителя структурного подпись расшифровка подписи
подразделения
Начальник юридического отдела Юрковец В.М. Юрковец
-------------------------------------- ----------- ---------------------
должность руководителя юридической подпись расшифровка подписи
службы
18.07.2008
------------
дата
Е. Молодых,
зам. начальника отдела по работе с международными клиентами
Дирекции комплексного страхования ОСАО "Россия"
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о сущности труда андеррайтеров см. Архипов А.П. "Роль андеррайтинга в формировании финансового результата страховых операций" // Управление в страховой компании. 2008, N 2.
*(2) Подробнее об организации труда андеррайтеров см. Лебединов А.П. "Организация методологическо-андеррайтерской работы" // Управление в страховой компании. 2008, N 2; и Молодых Е.С. "Особенности труда андеррайтеров" // Управление в страховой компании. 2008, N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107