Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственном надзоре за пользованием маломерными судами, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях"
(от 09.06.2020 N 18452-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положений о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", предусматривающего отмену с 1 января 2021 г. постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. N 820 "О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Вместе с этим, согласно позиции разработчика, проектом акта вносятся следующие изменения:
- уточнение перечня объектов надзора Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России);
- уточнение и приведение в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации полномочий должностных лиц ГИМС МЧС России, осуществляющих государственный надзор, их прав и обязанностей, а также уточнение прав и обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор;
- установление единых подходов к надзору за маломерными судами;
- унификация основных подходов к вопросам классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях;
- уточнение основания для проведения классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 8 по 28 апреля 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/03-20/00100072).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 26 по 29 мая 2020 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступила позиция общественной организации "Ассоциация владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга".
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым обратить внимание разработчика на следующие риски предлагаемого регулирования.
1. Пунктом 6 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положения о ГИМС) устанавливаются следующие виды контроля (надзора):
- государственный контроль (надзор) за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, специально оборудованных мест для купания, переправах и наплавных мостах;
- государственный контроль (надзор) за пользованием маломерными судами, используемыми в коммерческих целях (Положение о государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами (далее - Положение 1) входит в состав положений, утверждаемых проектом акта);
- государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением правовых актов, устанавливающих правила пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, специально оборудованными местами для купания, переправами и наплавными мостами.
При этом МЧС России одновременно разрабатывает несколько нормативных правовых актов в данной сфере, которые следует рассматривать комплексно.
Например, пунктом 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за безопасностью людей на водных объектах, предусмотренного проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о государственном контроле (надзоре) за безопасностью людей на водных объектах" (ID проекта акта: 02/07/03-20/00100073) (далее - Положение 2) устанавливается, что ГИМС МЧС России осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований по обеспечению охраны жизни людей на водных объектах, установленных в правилах пользования поднадзорных объектов, в том числе базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.
Заключение об оценке регулирующего воздействия по Положению 2, содержащее вывод о том, что в нем выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, направлено разработчику письмом от 3 июня 2020 г. N 17916-АХ/Д26и.
При этом Положение 2 содержит ссылки на иные нормативные правовые акты, а отдельные права и полномочия государственных инспекторов, предусмотренные Положениями 1 и 2, достаточно близки между собой, чтобы выявить различия. Таким образом, при наличии схожих видов государственного контроля (надзора) и отсутствии четкой регламентации предмета и полномочий в каждом из них возможно, по сути, дублирование предметов контроля, что на практике способно привести к повторным проверкам одних и тех же требований.
Данный подход не может быть поддержан Минэкономразвития России. В этой связи представляется необходимым в разрабатываемой МЧС России нормативной базе конкретизировать и однозначно разграничить указанные виды государственного контроля (надзора).
2. Следует отметить, что проект акта рассмотрен и согласован рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (протокол от 27 мая 2020 г. N 14).
Вместе с тем, учитывая характер обязательных требований, исполнение которых предлагается проверять в рамках разрабатываемого вида государственного контроля, считаем необходимым дополнительно проработать проект акта на площадке рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере водного транспорта.
3. Ранее Минэкономразвития России по итогам рассмотрения проекта акта, полученного в рамках согласования от МЧС России письмом от 27 апреля 2020 г. N 43-4166-29, была направлена позиция в адрес разработчика письмом от 21 мая 2020 г. N 16145-АХ/Д24и, содержащая ряд замечаний к проектируемому регулированию, которые не учтены в представленной редакции.
Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на необходимость учета указанных замечаний.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования проблемы и необходимости принятия данного регулирования.
Одновременно сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.