Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (подготовлен Минфином России 07.07.2020)

Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности"
(подготовлен Минфином России 07.07.2020 г.)

 

Досье на проект

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с пунктом 5 статьи  160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 июня 2020 года) приказываю:

утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности".

 

Министр

А.Г. Силуанов

 

Утвержден
приказом Министерства финансов Российской Федерации
от "___" _______________г. N ___

 

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита
"Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности"

 

I. Общие положения

 

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления представления и утверждения бюджетной отчетности" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 июня 2020 года) и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при проведении аудиторский мероприятий с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - аудиторские мероприятия с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 июня 2020 года), в том числе в условиях передачи Федеральному казначейству, его территориальным органам, финансовым органам субъектов Российской Федерации, финансовым органам муниципальных образований (далее - уполномоченные органы (уполномоченные организации)) полномочия по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита"*(1).

 

II. Порядок проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности

 

3. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета главного администратора (администратора) бюджетных средств единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект внутреннего финансового аудита планирует и проводит аудиторские мероприятия в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий.

4. План проведения аудиторских мероприятий может предусматривать проведение аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности в один или несколько этапов: после составления главным администратором (администратором) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности или в течение отчетного года (далее - промежуточные аудиторские мероприятия) и после составления главным администратором (администратором) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности (в случае ликвидации получателя бюджетных средств - последней бюджетной отчетности).

5. Субъект внутреннего финансового аудита при планировании и проведении аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности:

оценивает риск искажения бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств;

оценивает надежность внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств в части бюджетных процедур ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности и влияние внутреннего финансового контроля на риск искажения бюджетной отчетности;

определяет критерий существенности информации для бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом положений пункта 17 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"*(2) и с учетом оценки риска искажения бюджетной отчетности и оценки надежности внутреннего финансового контроля в части бюджетных процедур ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности определяет объем и характер аудиторских процедур и сроки их осуществления (в том числе с учетом запланированных промежуточных аудиторских мероприятий) и проводит запланированные аудиторские процедуры;

оценивает полученные аудиторские доказательства и на их основании составляет и представляет заключение, содержащее суждение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

III. Оценка риска искажения бюджетной отчетности

 

6. Субъект внутреннего финансового аудита оценивает риск искажения бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом его вероятности и степени влияния в порядке, приведенном в Приложении N 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".

7. Риск искажения бюджетной отчетности оценивается в отношении ошибок, нарушений и недостатков:

при составлении первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни;

при ведении записей в регистрах бюджетного учета на основании принятых к учету первичных учетных документов;

при составлении бюджетной отчетности.

8. С целью оценки риска искажения бюджетной отчетности субъект внутреннего финансового аудита при планировании аудиторского мероприятия изучает и анализирует:

а) информацию о риске искажения бюджетной отчетности, содержащуюся в реестре рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств;

б) информацию о результатах оценки качества финансового менеджмента в части исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности;

в) аудиторские документы, заключения, отражающие результаты предыдущих аудиторских мероприятий, информацию о принятых мерах по исправлению выявленных нарушений и (или) недостатков (при наличии);

г) информацию, содержащуюся в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля;

д) нормативные правовые акты Российской Федерации, ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующие порядок ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, порядок взаимодействия субъектов бюджетных процедур при ведении бюджетного учета, составлении, представлении и утверждении бюджетной отчетности;

е) информацию об используемых в отчетном периоде с целью ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности программных продуктах и информационных системах и существенных изменениях в них;

ж) информацию об изменениях в деятельности главного администратора (администратора) бюджетных средств в отчетном периоде, которые могут повлиять существенным образом на бюджетные процедуры ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;

з) другую информацию (данные), которые, по мнению субъекта внутреннего финансового аудита, могут повлиять на оценку риска искажения бюджетной отчетности.

8. Риск искажения бюджетной отчетности оценивается как значимый или незначимый с учетом оценки степени влияния (существенности) возможной ошибки и вероятности искажения бюджетной отчетности.

9. Степень влияния (существенность) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокая, средняя или низкая.

Степень влияния (существенности) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности может оцениваться следующими способами:

а) как стоимостная оценка возможной ошибки (абсолютная величина в тысячах рублей);

б) как доля (в процентах) возможной ошибки от величины показателей бюджетной отчетности;

в) как сочетание двух предыдущих способов (доля (в процентах) возможной ошибки от величины показателей бюджетной отчетности, но не выше определенной стоимостной оценки).

Пример определения степени влияния (существенности) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности приведен в Приложении N 1 к настоящему Стандарту.

10. Вероятность искажения бюджетной отчетности оценивается как высокая, средняя или низкая на основе анализа субъектом внутреннего финансового аудита информации (данных) в соответствии с пунктом 7 настоящего Стандарта.

11. Риск искажения бюджетной отчетности оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - степень влияния или вероятность - оценивается как высокий либо и степень влияния, и вероятность искажения бюджетной отчетности оцениваются как средние.

В остальных случаях риск искажения бюджетной отчетности оценивается как незначимый.

12. Субъект внутреннего финансового аудита оценивает риск искажения бюджетной отчетности как в отношении бюджетной отчетности в целом, так и в отношении показателей бюджетной отчетности и выполняемых операций главного администратора (администратора) бюджетных средств, оцениваемых субъектом внутреннего финансового аудита как существенные с учетом положений пункта 17 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" *(3).

13. В случаях, когда субъект внутреннего финансового аудита считает необходимым уточнить в целях планирования аудиторского мероприятия оценку риска искажения отчетности, сделанную в соответствии с пунктами 7 - 12 настоящего Стандарта, субъект внутреннего финансового аудита проводит выборочную проверку первичных учетных документов, данных регистров бюджетного учета главного администратора (администратора) бюджетных средств.

14. Субъект внутреннего финансового аудита уточняет или подтверждает оценку риска искажения бюджетной отчетности, сделанную в соответствии с пунктами 7 - 12 настоящего Стандарта, по результатам аудиторских процедур, проведенных в ходе аудиторского мероприятия (промежуточного аудиторского мероприятия).

Информация субъекта внутреннего финансового аудита об изменении оценки риска искажения бюджетной отчетности по результатам аудиторских процедур, проведенных в ходе аудиторского мероприятия (промежуточного аудиторского мероприятия) используется в целях ведения реестра бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств.

 

IV. Оценка надежности внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности

 

15. Оценка надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности при планировании аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности осуществляется в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка предложений по его организации".

Субъект внутреннего финансового аудита оценивает надежность внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности при планировании и проведении аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности.

16. При планировании аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности субъект внутреннего финансового аудита оценивает надежность внутреннего финансового контроля на основании изучения и анализа:

а) ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, регламентирующих организацию и осуществление внутреннего финансового контроля главного администратора за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности, в том числе:

- внутренний финансовый контроль за процедурами составления первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, и передачи указанных документов в бухгалтерию (уполномоченному органу (уполномоченной организации)) для принятия к бюджетному учету;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств главного администратора (администратора) бюджетных средств, проводимой перед составлением годовой бюджетной отчетности;

- внутренний финансовый контроль за процедурами ведения регистров бюджетного учета и составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.

б) информацию о мерах по предупреждению и (или) минимизации (устранению) риска искажения бюджетной отчетности, содержащуюся в реестре бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств;

в) результаты оценки внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности, отраженные в аудиторских документах, заключениях при проведении предыдущих аудиторских мероприятий, информацию о принятых мерах по исправлению выявленных нарушений и (или) недостатков, выполнению рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (при наличии);

г) информацию, содержащуюся в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля в отношении внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности;

д) информацию о наличии и разграничениях прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, информационным системам, вводу и выводу информации, предотвращении несанкционированного доступа к базам данных, информационным системам, в том числе к несанкционированному изменению (удалению) записей в первичных учетных документах, регистрах бюджетного учета, бюджетной отчетности;

е) другую информацию об организации и результатах осуществления внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности.

17. Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности оценивается как надежный, если:

а) требования ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, регламентирующих организацию и осуществление внутреннего финансового контроля главного администратора за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности, являются актуальными и достаточными;

б) требования ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, регламентирующих организацию и осуществление внутреннего финансового контроля главного администратора за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности, соблюдаются полностью субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;

в) нарушения и (или) недостатки при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности выявляются с помощью установленных и применяемых процедур внутреннего финансового контроля и своевременно корректируются, при необходимости вносятся изменения в процедуры внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств;

г) права доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, информационным системам, вводу и выводу информации регламентированы и разграничены, обеспечивается предотвращение несанкционированного доступа к базам данных, информационным системам, в том числе к несанкционированному изменению (удалению) записей в первичных учетных документах, регистрах бюджетного учета, бюджетной отчетности;

д) совершаемые контрольные действия при осуществлении бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, включая меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) риска искажения бюджетной отчетности, установленные в реестре бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств, применяются и являются достаточными и соразмерными оценке риска искажения бюджетной отчетности;

е) показатели качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств в части исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, соответствуют целевым значениям.

В остальных случаях внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности оценивается как ненадежный.

Оценка внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности производится в отношении каждого из компонентов, перечисленных в подпунктах "а" - "е" пункта 17 настоящего Стандарта.

18. Субъект внутреннего финансового аудита уточняет или подтверждает оценку надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств, сделанную при планировании аудиторского мероприятия, при проведении аудиторского мероприятия (промежуточного аудиторского мероприятия) в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, выполняя, в том числе, следующие аудиторские процедуры в соответствии с программой аудиторского мероприятия:

а) изучение выполняемых субъектами бюджетных процедур контрольных действий при ведении бюджетного учета, составлении, представлении и утверждении бюджетной отчетности, в том числе осуществляемых с использованием прикладных программных средств, информационных ресурсов, с целью убедиться в том, что контрольные действия выполняются в соответствии с требованиями, установленными ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора) бюджетных средств. Изучение выполняемых контрольных действий осуществляется путем наблюдения за выполнением контрольных действий, запроса информации у субъектов бюджетных процедур, с использованием других методов внутреннего финансового аудита в соответствии с программой аудиторского мероприятия;

б) изучение и анализ документов (включая документы, созданные с помощью прикладных программных средств), записей в информационных системах, созданных при оформлении первичных учетных документов, принятии их к бюджетному учету, ведении регистров бюджетного учета, составлении бюджетной отчетности, с целью убедиться в том, что выполняемые контрольные действия обеспечивают предотвращение и (или) выявление и своевременное исправление ошибок, нарушений и (или) недостатков);

в) изучение и анализ действий субъектов бюджетных процедур по устранению выявленных недостатков и (или) нарушений (при наличии).

19. Аудиторские процедуры, предусмотренные пунктом 18 настоящего Стандарта, проводятся сплошным способом или выборочно. Решение о применении сплошного или выборочного способа для проведения аудиторских процедур принимает руководитель аудиторской группы на основании профессионального суждения при планировании аудиторского мероприятия в соответствии с федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".

Способ выполнения аудиторских процедур, предусмотренных подпунктом "б" пункта 18 настоящего Стандарта, определяется при планировании аудиторских процедур в отношении соответствующих статей бюджетной отчетности, операций главного администратора (администратора) бюджетных средств в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности.

20. Аудиторские процедуры, предусмотренные пунктом 18 настоящего Стандарта, проводятся в отношении процедур контроля за следующими операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур:

результаты которых отражаются по статьям бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в отношении которых риск искажения бюджетной отчетности в соответствии с пунктами 7 - 12 настоящего Стандарта оценен как значимый;

которые оцениваются субъектом внутреннего финансового аудита как существенные для осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, достижения целевых показателей качества финансового менеджмента.

21. Субъект внутреннего финансового аудита уточняет или подтверждает оценку надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности, сделанную при планировании аудиторского мероприятия, по результатам аудиторских процедур, проведенных в ходе аудиторского мероприятия (промежуточного аудиторского мероприятия) в соответствии с пунктом 18 настоящего Стандарта.

Информация субъекта внутреннего финансового аудита об оценке надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности отражается в заключении, содержащем суждение о достоверности бюджетной отчетности, и используется в целях подготовки субъектом внутреннего финансового аудита предложений по организации внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности и в целях ведения реестра бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств.

 

V. Проведение аудиторского мероприятия. Составление заключения, содержащего суждение о достоверности бюджетной отчетности

 

22. Субъект внутреннего финансового аудита определяет объем и характер аудиторских процедур и оценивает полученные аудиторские доказательства в целях формирования суждения о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета главного администратора (администратора) бюджетных средств единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом:

оценки риска искажения бюджетной отчетности в соответствии с пунктами 7 - 12 настоящего Стандарта;

оценки надежности внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности в соответствии с пунктом 17 настоящего Стандарта;

критерия существенности ошибки и искажения бюджетной отчетности.

23. Критерий существенности ошибки и искажения бюджетной отчетности с учетом положений пункта 17 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"*(4).

Критерий существенности ошибки и искажения бюджетной отчетности устанавливается для бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств в целом. Субъект внутреннего финансового аудита при планировании аудиторского мероприятия вправе установить отдельные критерии существенности для одного или нескольких показателей бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, но не выше критерия существенности, установленного для бюджетной отчетности в целом.

24. Критерий существенности ошибки и искажения бюджетной отчетности, установленный субъектом внутреннего финансового аудита в целях определения объема и характера аудиторских процедур и оценки полученных аудиторских доказательств, не может быть выше, чем оценка "высокая" степени влияния (существенности) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности в соответствии с пунктами 7 - 12 настоящего Стандарта.

25. Аудиторские процедуры в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности проводятся в отношении показателей бюджетной отчетности и операций главного администратора (администратора) бюджетных средств, соответствующих хотя бы одному из перечисленных далее критериев:

показатель бюджетной отчетности или вид операций главного администратора (администратора) бюджетных средств оцениваются субъектом внутреннего финансового аудита как существенные в соответствии с критерием существенности ошибки и искажения бюджетной отчетности;

риск искажения бюджетной отчетности в отношении показателя бюджетной отчетности или вида операций главного администратора (администратора) бюджетных средств оценивается как высокий;

внутренний финансовый контроль за проведением операций, ведением бюджетного учета, составлением бюджетной отчетности в части соответствующего показателя бюджетной отчетности оценивается как ненадежный;

при проведении предыдущих аудиторских мероприятий и (или) проверок органов государственного (муниципального) финансового контроля выявленные существенные ошибки и (или) нарушения при проведении данного вида операций главного администратора (администратора) бюджетных средств, ведении бюджетного учета, составлении бюджетной отчетности в части соответствующего показателя бюджетной отчетности.

26. Аудиторские процедуры в отношении перечисленных в пункте 25 показателей бюджетной отчетности и операций главного администратора (администратора) бюджетных средств проводятся сплошным способом или выборочно. Решение о применении сплошного или выборочного способа для проведения аудиторских процедур принимает руководитель аудиторской группы на основании профессионального суждения при планировании аудиторского мероприятия в соответствии с федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".

27. При выявлении ошибок и искажений в бюджетной отчетности, нарушений и недостатков порядка ведения бюджетного учета и (или) составления бюджетной отчетности, руководитель аудиторской группы должен дать им стоимостную оценку, если такая оценка возможна, и оценить влияние выявленных ошибок, искажений, нарушений и недостатков на достоверность бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств с учетом критерия существенности, установленного в соответствии с пунктом 23 настоящего Стандарта.

Оценка влияния выявленных ошибок, искажений, нарушений и недостатков на достоверность бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств производится как в отношении каждой выявленной ошибки, искажения, нарушения и недостатка, так и для их совокупности.

28. Характер и объем аудиторских процедур в отношении перечисленных в пункте 25 настоящего Стандарта показателей бюджетной отчетности и операций главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также критерий существенности могут быть изменены, если при проведении аудиторских процедур субъект внутреннего финансового аудита получает аудиторские доказательства, свидетельствующие о необходимости повышения оценки риска искажения бюджетной отчетности и (или) понижения оценки надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств.

29. С целью получения аудиторских доказательств для формирования суждения о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект внутреннего финансового аудита изучает и анализирует:

а) порядок формирования (актуализации) и содержание актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих в целях организации и ведении бюджетного учета учетную политику (документы учетной политики)*(5), с целью убедиться в соответствии документов учетной политики главного администратора (администратора) бюджетных средств требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.

б) первичные учетные документы главного администратора (администратора) бюджетных средств, процедуры их оформления, передачи в бухгалтерию (уполномоченный орган, уполномоченную организацию) с целью убедиться в законности, полноте, правильности и своевременности формирования и передачи первичных учетных документов для принятия к бюджетному учету;

в) процедуры принятия первичных учетных документов к бюджетному учету, процедуры ведения регистров бюджетного учета, включая права доступа к записям в регистрах бюджетного учета, с целью убедиться в законности, полноте, правильности и своевременности ведения регистров бюджетного учета, правильности классификации информации, достоверности данных содержащихся в регистрах бюджетного учета главного администратора (администратора) бюджетных средств;

г) порядок формирования главным администратором (администратором) бюджетных средств (уполномоченным органом, уполномоченной организацией) бюджетной отчетности и годовую бюджетную отчетность главного администратора (администратора) бюджетных средств с целью сформировать суждение о достоверности бюджетной отчетности;

д) порядок формирования главным администратором бюджетных средств консолидированной отчетности (если такая отчетность формируется) с целью убедиться в соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования консолидированной отчетности;

е) выполнение предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по результатам предыдущих аудиторских мероприятий (промежуточного аудиторского мероприятия) по исправлению выявленных при проведении аудиторского мероприятия ошибок и искажений бюджетной отчетности, предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) в бюджетной отчетности информации, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета и (или) составления бюджетной отчетности и внутреннего финансового контроля за указанными процедурами.

30. Субъект внутреннего финансового аудита составляет и представляет заключение, содержащее суждение о достоверности бюджетной отчетности, в порядке, установленном федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"*(6).

31. По итогам промежуточных аудиторских мероприятий суждение о достоверности бюджетной отчетности не формируется.

По итогам промежуточных аудиторских мероприятий субъект внутреннего финансового аудита вправе направить субъектам бюджетных процедур информацию о результатах промежуточного аудиторского мероприятия и предложения по исправлению выявленных нарушений и (или) недостатков (при наличии), а также предложения и рекомендации (при наличии), касающиеся организации внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности.

32. Заключение, содержащее суждение о достоверности бюджетной отчетности, должно включать следующую информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита":

а) выводы субъекта внутреннего финансового аудита о надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств за процедурами ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;

б) выводы субъекта внутреннего финансового аудита о наличии (отсутствии) фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К заключению, содержащему суждение о достоверности бюджетной отчетности прилагается информация о результатах промежуточных аудиторских мероприятий (в случае их проведения) и о выполнении предложений и рекомендаций (при наличии) субъекта внутреннего финансового аудита по результатам промежуточных аудиторских мероприятий.

33. К фактам и (или) признакам, указанным в подпункте "б" пункта 32 настоящего Стандарта относятся существенные ошибки и (или) нарушения порядка ведения бюджетного учета и (или) составления бюджетной отчетности, выявленные при проведении аудиторского мероприятия и не исправленные до составления заключения, содержащего суждение о достоверности бюджетной отчетности. Субъект внутреннего финансового аудита оценивает существенность ошибок и (или) нарушений в порядке, установленном пунктом 27 настоящего Стандарта. Описание и стоимостная оценка (при возможности) выявленных существенных ошибок и (или) нарушений приводятся в заключении, содержащем суждение о достоверности бюджетной отчетности

34. Если по результатам аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита получил аудиторские доказательства, свидетельствующие о ненадежности внутреннего финансового контроля в отношении одного или нескольких компонентов, перечисленных в подпунктах "а" - "е" пункта 17 настоящего Стандарта, субъект внутреннего аудита включает в заключение выводы о ненадежности соответствующих компонентов внутреннего финансового контроля и предложения (рекомендации) по организации внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности.

 

VI. Особенности проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности в случае передачи полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности

 

35. В случае передачи полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности уполномоченному органу (уполномоченной организации) субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (далее - субъект централизованного учета) осуществляет:

а) оценку риска искажения бюджетной отчетности и оценку надежности внутреннего финансового контроля в отношении операций (действий):

по составлению первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни и передаче первичных учетных документов уполномоченному органу (уполномоченной организации);

по инвентаризации активов и обязательств субъекта централизованного учета перед составлением годовой бюджетной отчетности;

по передаче уполномоченному органу (уполномоченной организации) информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, включая соблюдение полноты и нейтральности данных пояснительной записки к бюджетной отчетности;

б) проводит аудиторские процедуры в соответствии с настоящим Стандартом в отношении первичных учетных документов, указанных в подпункте "б" пункта 29 настоящего Стандарта, а также в отношении информации и (или) документов (сведений), передаваемых уполномоченному органу (уполномоченной организации) для формирования пояснительной записки к бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.

36. Субъект внутреннего финансового аудита субъекта централизованного учета по результатам проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности формирует заключение, содержащее суждение субъекта внутреннего финансового аудита:

о надежности внутреннего финансового контроля за организацией (обеспечением выполнения) и выполнением операций (действий), предусмотренных подпунктом "а" пункта 35 настоящего Стандарта;

о наличии (отсутствии) признаков и (или) фактов, влияющих на достоверность годовой бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.

37. Субъект внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) проводит аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности каждого из субъектов централизованного учета и формирует заключение, содержащее суждение о достоверности бюджетной отчетности субъекта централизованного учета, в порядке, предусмотренном настоящим Стандартом.

38. Субъект внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) при проведении аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности субъекта централизованного учета в порядке, установленном федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита"*(7) и договором (соглашением, решением) о передаче централизуемых полномочий запрашивает у субъекта внутреннего финансового аудита субъекта централизованного учета:

информацию об оценке риска искажения бюджетной отчетности и оценке надежности внутреннего финансового контроля в соответствии с подпунктом "а" пункта 35 настоящего Стандарта;

информацию (сведения) о результатах аудиторских процедур, проведенных в соответствии с подпунктом "б" пункта 35 настоящего Стандарта, и о наличии (отсутствии) признаков и (или) фактов, влияющих на достоверность годовой бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств;

заключение, предусмотренное пунктом 36 настоящего Стандарта.

39. Субъект внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) направляет заключение, содержащее суждение о достоверности бюджетной отчетности субъекта централизованного учета, руководителю субъекта централизованного учета вместе с годовой бюджетной отчетностью в порядке, предусмотренном договором (соглашением, решением) о передаче централизуемых полномочий.

Заключение субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) помимо информации, предусмотренной пунктом 32 настоящего Стандарта, содержит информацию о том, что выводы в отношении надежности внутреннего финансового контроля и о наличии (отсутствии) признаков и (или) фактов, влияющих на достоверность годовой бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств в отношении операций (процедур), указанных в пункте 36 настоящего Стандарта, сформированы субъектом внутреннего финансового аудита субъекта централизованного учета.

В случае, если субъект внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) не получил (получил не полностью) информацию, предусмотренную пунктом 36 настоящего Стандарта, этот факт указывается в заключении субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации), содержащем суждение о достоверности бюджетной отчетности субъекта централизованного учета.

 

Приложение N 1
к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита
"Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия
порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета,
составления представления и утверждения бюджетной отчетности",
утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации
от "___"_______ 2020 г. N _____

 

Пример определения степени влияния (существенности) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности

 

1. Степень влияния (существенности) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокая, если она оценивается как соответствующая хотя бы одному из критериев, перечисленных в подпунктах "а" - "в" ниже:

а) оцененная ошибка повлечет искажение бюджетной отчетности, на величину:

10% или более от стоимости активов, обязательств или финансового результата, отраженных в бюджетной отчетности,

или

от 1% до 10% от стоимости активов, обязательств или финансового результата, отраженных в бюджетной отчетности, если возможная ошибка превышает 100 тысяч рублей,

или

1% и менее от стоимости активов, обязательств или финансового результата, отраженных в бюджетной отчетности, если возможная ошибка превышает 1 миллион рублей;

б) оцененная ошибка повлечет искажение показателя результата исполнения бюджета;

в) характер оцененной ошибки заключается в отсутствии первичных учетных документов в течение установленного срока хранения таких документов.

2. Степень влияния (существенности) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности оценивается как средняя, если она оценивается как соответствующая хотя бы одному из критериев, перечисленных в подпунктах "а" - "б" ниже:

а) оцененная ошибка повлечет искажение бюджетной отчетности, на величину от 1% до 10% от стоимости активов, обязательств или финансового результата, отраженных в бюджетной отчетности, если оценка возможной ошибки не превышает 100 тысяч рублей;

б) оцененная ошибка повлечет искажение бюджетной отчетности, на величину менее 1% от стоимости активов, обязательств или финансового результата, отраженных в бюджетной отчетности, если оценка возможной ошибки более 100 тысяч рублей, но не превышает 1 миллион рублей.

3. Во всех остальных случаях степень влияния (существенности) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкая.

 

-------------------------------------------

*(1) Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863)

*(2) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517)

*(3) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517)

*(4) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 256н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517)

*(5) В соответствии с пунктом 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный N 51123)

*(6) Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июня 2020 г., регистрационный N 58746)

*(7) Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 г. N 195 н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.