Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства внутренних дел РФ "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ"
(от 28 июля 2020 г. N 24261-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила ОРВ), рассмотрело проект совместного приказа Росгвардии и МВД России "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ" (далее соответственно - проект акта, проектируемые Требования), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Росгвардией (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035 "О порядке установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений".
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях реализации возложенных на Росгвардию и МВД России полномочий по установлению требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/03-20/00100047).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 22 мая по 19 июня 2020 года.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил ОРВ в период с 13 по 20 июля 2020 г. были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступила позиция ГБУЗ "ПКБ N 1 ДЗМ", не содержащая замечаний и предложений в отношении проектируемого регулирования, а также позиция Ассоциации "Аптечная гильдия", в которой был отмечен риск возникновения дополнительных расходов, связанных с необходимостью организации видеонаблюдения и архивации записей, а также в связи с необходимостью проектирования охранной системы.
Минэкономразвития России в целом поддерживает проектируемое регулирование, вместе с тем по результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Пунктом 4 проектируемых Требований устанавливаются правила оснащения объектов и помещений юридических лиц в зависимости от осуществляемой ими деятельности.
Так, абзацем первым пункта 4 проектируемых Требований установлено, что оснащение инженерно-техническими средствами охраны объектов, помещения которых отнесены к категориям, установленным Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148 (далее - Правила хранения), должно производиться в соответствии с требованиями, указанными в таблицах 1.1 и 1.2 приложения N 1 к проектируемым Требованиям.
Вместе с тем абзацем вторым пункта 4 проектируемых Требований предусмотрено, что объекты и помещения, не отнесенные к категориям, установленным Правилами хранения (далее - некатегорируемые объекты), должны оснащаться инженерно-техническими средствами охраны, указанными в таблицах 1.1 и 1.2 приложения N 1 к проектируемым Требованиям, с учетом возможных рисков и ущерба, прогнозируемых вследствие противоправных посягательств на них.
Объекты и помещения, в которых осуществляется деятельность, связанная с культивированием наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, должны оснащаться инженерно-техническими средствами охраны, указанными в таблицах 1.3 и 1.4 приложения N 1 к проектируемым Требованиям, с учетом возможных рисков и ущерба, прогнозируемых вследствие противоправных посягательств на них (абзац третий пункта 4 проектируемых Требований).
Обращаем внимание, что таблицы 1.1 и 1.2 приложения N 1 к проектируемым Требованиям предусматривают дифференциацию условий для объектов и помещений различных категорий.
Учитывая, что некатегорируемые объекты нельзя отнести к какой-либо категории, установленной Правилами хранения, проектируемое регулирование, предусмотренное абзацем вторым пункта 4 проектируемых Требований, представляется недостаточно определенным, поскольку не содержит указания, в соответствии с какой категорией и соответствующими ей показателями, установленными таблицами 1.1 и 1.2 приложения N 1 к проектируемым Требованиям, должны оснащаться указанные объекты и помещения.
Таким образом, в целях устранения правовой неопределенности считаем целесообразным указать конкретные требования оснащения некатегорируемых объектов инженерно-техническими средствами охраны либо указать, что при оснащении инженерно-техническими средствами охраны некатегорируемых помещений следует руководствоваться требованиями, установленными для конкретной категории.
2. В соответствии с сопроводительными материалами (сводный отчет и пояснительная записка к проекту акта) проект акта разработан в связи с необходимостью установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений для осуществления на территории Российской Федерации деятельности по культивированию наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, которая стала возможной в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений".
Вместе с тем проектом акта также предусматривается необоснованное разработчиком изменение требований к объектам и помещениям, в которых осуществляется деятельность по культивированию наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности.
Так, в соответствии с действующими Требованиями к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, утвержденными совместным приказом Росгвардии и МВД России от 9 января 2018 г. N 1/5 (далее - действующие Требования), объекты и помещения юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с культивированием наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности должны оснащаться инженерно-техническими средствами охраны, указанными в таблицах 1.1 и 1.2 приложения N 1 к действующим Требованиям.
В соответствии с информацией, представленной разработчиком в рабочем порядке, на практике объекты и помещения юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с культивированием наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, относились правоприменителями к 3-й категории, предусмотренной абзацем четвертым пункта 4 Правил хранения. Соответственно, по мнению правоприменителей, такие объекты должны обеспечивать минимальные требования безопасности, предусмотренные таблицами 1.1 и 1.2 приложения N 1 к действующим Требованиям для помещений 3-й категории.
В свою очередь, абзацем третьим пункта 4 проектируемых Требований устанавливается, что объекты и помещения юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с культивированием наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, должны соответствовать показателям таблиц 1.3 и 1.4 приложения N 1 к проектируемым Требованиям, не предусмотренных действующими Требованиями.
На основании сравнительного анализа требований, установленных действующими Требованиями и проектируемыми Требованиями к объектам и помещениям юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с культивированием наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности (прилагается), можно сделать вывод, что проектируемым регулированием устанавливаются более строгие требования к указанным объектам.
На основании изложенного считаем необходимым привести обоснование изменения требований, предъявляемых к объектам и помещениям юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с культивированием наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности либо в отношении таких объектов и помещений действующие требования оставить неизменными.
3. Как проектируемым, так и действующим регулированием критерии обязательности оснащения инженерно-техническими средствами охраны обозначаются в таблице символами "+", "+/-" или "-", которые соответственно обозначают:
знак "+" - применение инженерно-технического средства охраны обязательно;
знак "-" - применение инженерно-технического средства охраны необязательно;
знак "+/-" - применение инженерно-технического средства охраны возможно по решению руководителя юридического лица.
Вместе с тем не ясно, какое принципиальное различие между содержанием положений, обозначаемых знаками "+/-" или "-".
Считаем необходимым доработать проект акта в целях устранения неточности.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта, с учетом представленной разработчиком информации Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы. В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.