Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями"
(подготовлен Минтрудом России 02.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации пункта 4 перечня мероприятий по направлению "Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 19-р), а также в целях совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, создания комфортных условий для исполнения обязанностей страхователей.
Вышеназванным пунктом плана мероприятий "Трансформация делового климата" предусмотрено осуществление перехода на электронную форму доверенности, подписанной электронной подписью доверителя, для сдачи отчетности представителем индивидуального предпринимателя и (или) юридического лица, в частности в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Порядок представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета, включая сведения о трудовой деятельности, определен Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Порядок представления страхователями отчетности в ФСС РФ установлен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон N 27-ФЗ изменение, согласно которому уполномоченный представитель страхователя может представлять в ПФР сведения на основании электронного документа о предоставлении полномочий, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
Аналогичное изменение, позволяющее уполномоченному представителю страхователя представлять в ФСС РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС на основании электронного документа о предоставлении полномочий, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя, вносится в Федеральный закон N 125-ФЗ.
В целях исключения наличия в системе персонифицированного учета разрозненной информации об одних и тех же гражданах законопроектом предлагается внести в Федеральный закон N 27-ФЗ изменения, предусматривающие внесение в общую часть индивидуального лицевого счета сведений о смене фамилии, имени и (или) отчества (при наличии), реквизитов записей актов гражданского состояния, включая номер, дату составления, наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация акта гражданского состояния.
Кроме того, законопроектом предлагается уменьшить численность работников (с 25 до 10 человек), при которой страхователи обязаны представлять в форме электронного документа сведения на работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) в территориальные органы ПФР, а также расчеты по страховым взносам в территориальные органы ФСС РФ.
По данным ПФР и ФСС РФ, большинство страхователей с численностью работников от 10 до 25 человек уже представляют соответствующую отчетность в территориальные органы указанных фондов в электронной форме. Поэтому вносимое изменение отвечает реальным возможностям указанных страхователей.
Согласно пункту 21 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в территориальные органы ПФР сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 56-ФЗ). Указанные сведения могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ.
В целях установления единого порядка представления работодателями сведений в ПФР, включая представление реестров застрахованных лиц, статьей 4 законопроекта предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон N 56-ФЗ.
Законопроектом предусматривается также наделение третьих лиц правом уплаты за страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это позволит страхователям использовать дополнительные способы исполнения обязательств по уплате страховых взносов и тем самым избежать задолженности по страховым взносам.
Так, например, появится возможность уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний одной из компаний холдинга за другую, иными взаимозависимыми организациями, учредителем или лицом, связанным с плательщиком страховых взносов договорными и иными отношениями.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 132 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в части включения ПФР в число получателей сведений о заключении и расторжении брака, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о заключении и расторжении брака.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.