Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка оценки применения обязательных требований, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования"
(подготовлен Минэкономразвития России 07.09.2020 г.)
В соответствии с частью 5 статьи 3 и частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки применения обязательных требований, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования (далее - Порядок).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации до 1 декабря 2020 года направить в Правительственную комиссию по проведению административной реформы план проведения оценки применения обязательных требований на 2021-2022 годы, сформированный с учетом перечня нормативных правовых актов, утвержденного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
3. Подкомиссии по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее - подкомиссия) до 30 декабря 2020 года утвердить план проведения оценки применения обязательных требований на 2021-2022 годах.
4. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений (далее - уполномоченный орган), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - уполномоченные организации) в срок до 1 февраля 2021 года сформировать перечни актов, содержащих обязательные требования и подлежащих оценке применения обязательных требований в 2021-2022 годах.
5. При формировании перечней актов, содержащих обязательные требования и подлежащих оценке применения обязательных требований в 2021 году, пункты 9-14 прилагаемого Перечня не применяются.
6. Перечень актов, содержащих обязательные требования и подлежащих оценке применения обязательных требований в 2021 году, утверждается руководителем уполномоченного органа (уполномоченной организации) из числа указанных в пункте 4 настоящего постановления в соответствии с компетенцией уполномоченного органа (уполномоченной организации) и подлежит опубликованию не позднее 1 февраля 2020 года на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях проведения публичного обсуждения проекта указанного перечня.
7. Установить, что разъяснения о применении Порядка, утвержденного настоящим постановлением, дает Министерство экономического развития Российской Федерации.
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от г. N
Порядок
оценки применения обязательных требований, подготовки доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оценки применения обязательных требований, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад) и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования (далее - нормативный правовой акт), или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования (далее - Порядок).
2. Настоящий Порядок применяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений (далее - уполномоченные органы), а также Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее - уполномоченные организации), на которые в соответствии с федеральными законами возложены полномочия по установлению обязательных требований.
3. Целью оценки применения обязательных требований является оценка достижения цели введения обязательных требований, эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
4. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
а) формирование проекта перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и подлежащих оценке применения обязательных требований (далее также - Перечень), его публичное обсуждение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), доработка перечня с учетом результатов его публичного обсуждения, утверждение уполномоченным органом (уполномоченной организацией) и опубликование;
б) формирование проекта доклада, его публичное обсуждение на официальном сайте, доработка проекта доклада с учетом результатов его публичного обсуждения, утверждение уполномоченным органом (уполномоченной организацией) и направление доклада для рассмотрения в Правительственную комиссию по проведению административной реформы (далее - Комиссия);
в) рассмотрение доклада Комиссией и принятие Комиссией решения о продлении срока действия нормативного правового акта или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта (по каждому нормативному правовому акту, представленному в докладе);
г) проведение оценки фактического воздействия нормативного правового акта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае принятия Комиссией соответствующего решения;
д) по итогам проведения оценки фактического воздействия принятие Комиссией решения о признании утратившими силу или пересмотре нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, уполномоченных органов (уполномоченных организацией), или отдельных положений таких актов, или о продлении срока действия соответствующих нормативных правовых актов, их отдельных положений.
5. В случае если обязательное требование установлено нормативным правовым актом, принятом совместно несколькими уполномоченными органами, подготовка перечня и доклада осуществляется уполномоченным органом по согласованию с соответствующими уполномоченными органами.
II. Формирование, публичное обсуждение, доработка и утверждение перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и подлежащих проведению оценки применения обязательных требований
6. Оценка применения обязательных требований проводится уполномоченным органом (уполномоченной организацией) в соответствии с ежегодно утверждаемым им (ею) Перечнем.
7. Требования к формированию Перечня на очередной год утверждаются Комиссией.
8. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в проекты Перечней для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 3 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 2 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в проект перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 1 год до окончания срока действия
9. В целях публичного обсуждения проекта Перечня уполномоченный орган (уполномоченная организация) не позднее 1 сентября размещает на официальном сайте проект Перечня с использованием программных средств официального сайта, с одновременным извещением субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах (далее - субъекты регулирования), и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
10. Срок публичного обсуждения проекта Перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
11. Уполномоченным органом (уполномоченной организацией) в целях публичного обсуждения проекта Перечня при необходимости проводятся совещания, заседания консультативных органов при уполномоченном органе (уполномоченной организации) и иные мероприятия с участием субъектов регулирования, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
12. Уполномоченный орган (уполномоченная организация) рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта Перечня с использованием программных средств официального сайта, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект перечня с учетом поступивших предложений и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений.
13. Доработанный проект Перечня, утвержденный руководителем уполномоченного органа (уполномоченной организации), подлежит опубликованию на официальном сайте не позднее 1 декабря года, предшествующему году проведения оценки применения обязательных требований в соответствии с указанным перечнем.
III. Подготовка доклада о достижении целей введения обязательных требований
14. Уполномоченный орган (уполномоченная организация) по сферам общественных отношений, предпринимательской и иной экономической деятельности на основании утвержденного Перечня проводит оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, и готовит проект доклада, включающего нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в таких сферах.
15. Доклад готовится по регулируемым уполномоченным органом (уполномоченной организацией) сферам осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением сфер регулирования, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
16. Источниками информации для подготовки доклада являются:
а) результаты мониторинга применения обязательных требований;
б) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
в) результаты анализа судебной практики;
г) обращения, предложения и замечания субъектов регулирования;
д) позиции федеральных органов исполнительной власти, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
е) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа (уполномоченной организации), позволяют объективно оценить применение обязательных требований.
17. В доклад включается следующая информация:
а) общая характеристика оцениваемых обязательных требований;
б) результаты оценки применения обязательных требований;
в) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований.
18. Форма доклада утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации.
19. Общая характеристика обязательных требований должна включать следующие сведения:
а) цели введения обязательных требований;
б) перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований, в том числе реквизиты и источники официального опубликования нормативных правовых актов;
в) сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
г) сведения о полномочиях уполномоченного органа (уполномоченной организации) на установление соответствующих требований;
д) период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
е) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
ж) основные группы субъектов регулирования, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких субъектов.
20. Оценка применения обязательных требований проводится на основании анализа ведения предпринимательской и иной экономической деятельности и должна содержать следующую информацию:
а) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
б) достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований);
в) оценка фактических расходов и доходов субъектов регулирования, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативными правовыми актами обязанностей или ограничений;
г) информация о динамике ведения предпринимательской деятельности в соответствующей сфере;
д) сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели регулирования, установленных нормативными правовыми актами, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий;
е) изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных нормативными правовыми актами функций, полномочий, обязанностей и прав федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
ж) сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами обязательных требований, в случае если нормативными правовыми актами установлена такая ответственность, в том числе количество зафиксированных правонарушений;
з) количество и содержание обращений субъектов регулирования в уполномоченные органы (уполномоченные организации), связанных с применением обязательных требований;
и) количество и содержание вступивших в законную силу судебных актов, связанных с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
й) анализ влияния социально-экономических последствий реализации установленных обязательных требований на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
к) иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления.
21. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований должны содержать один из следующих выводов:
а) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт;
б) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений нормативный правовой акт;
в) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений;
22. Вывод о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований при условии внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты или о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмены нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
а) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении отрицательной динамики ведения предпринимательской деятельности, избыточности требований, несоразмерности расходов на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (положительным влиянием на снижение рисков, в целях превенции которых установлены соответствующие обязательные требования) от их исполнения и соблюдения;
б) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких нормативных правовых актах;
в) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) противоречащих друг другу обязательных требований;
г) отсутствие однозначных критериев оценки соблюдения обязательных требований;
д) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
е) наличия неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
ж) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований правоприменительными органами;
з) противоречие обязательных требований принципам Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации;
и) отсутствие у уполномоченного органа (уполномоченной организации) предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению соответствующих обязательных требований.
23. В целях публичного обсуждения проекта доклада уполномоченный орган (уполномоченная организация) размещает проект доклада на официальном сайте, одновременно с извещением субъектов регулирования и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти не позднее 1 марта.
24. Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
25. Уполномоченный орган (уполномоченная организация) рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте. Сводка предложений подписывается заместителем руководителя уполномоченного органа (уполномоченной организацией) и подлежит направлению в Комиссию.
26. Проект доклада до направления в Комиссию подлежит обсуждению на заседании рабочей группы с обязательным участием представителей субъектов регулирования и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
27. Уполномоченный орган (уполномоченная организация) дорабатывает (при необходимости) проект доклада по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе публичного обсуждения проекта доклада, и направляет до 1 июня доработанный доклад, подписанный руководителем уполномоченного органа (уполномоченной организации), для рассмотрения в Комиссию с одновременным размещением доклада на официальном сайте.
При необходимости согласования доработанного доклада с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти согласно пункту 5 настоящего Порядка доклад направляется в Комиссию с приложением письма о согласовании доработанного доклада заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При наличии разногласий доклад направляется в Комиссию вместе с протоколом согласительного совещания и документами, содержащими поступившие в установленном порядке в уполномоченный орган замечания заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
IV. Рассмотрение доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятие решение о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования
28. Комиссия рассматривает доклад на заседании. Относительно каждого рассмотренного в докладе нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, Комиссия принимает решение о необходимости продления срока его действия, либо о проведении в отношении указанного нормативного правового акта оценки фактического воздействия.
29. Комиссией может быть принято решение о продлении срока действия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, уполномоченного органа (уполномоченной организации), положений таких нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, по итогам рассмотрения отчета об оценке фактического воздействия такого нормативного правового акта, заключения Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и повторного рассмотрения доклада.
30. Решения, принятые Комиссией, оформляются согласно пункту 11 Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 451.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.