Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222" (далее соответственно - проект акта, Постановление N 222), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта направлен на актуализацию требований к порядку установления санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 12 мая по 2 июня, с 11 по 17 августа 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/05-20/00101849).
На основании пункта 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 25 по 28 августа 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Газпром газораспределение Ленинградская область", АО "Теплокоммунэнерго", Ассоциации "Объединение градостроительного планирования и проектирования", АО "МОСГАЗ", ООО "ЭкоТек", ПАО НК "РуссНефть", ФАУ "Главгосэкспертиза России", не содержащие замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "НК "Роснефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", АО "Теплоэнерго Нижний Новгород", АО "Мосводоканал", ПАО "Фортум", ООО "Сибирская генерирующая компания", содержащие замечания, учтенные в настоящем заключении об оценке регулирующего воздействия, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Пункт 2 Постановления N 222 в редакции проекта акта предусматривает, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления N 222, после установления СЗЗ обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за границами промышленной площадки объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) результаты указанных исследований вместе с их санитарно-эпидемиологической экспертизой, что представляется избыточным ввиду положений, установленных статьей 26 Закона N 342-ФЗ.
В соответствии с пунктом 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) СЗЗ является одним их видов зон с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ).
Так, согласно части 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ ЗОУИТ, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких ЗОУИТ и (или) их границ в соответствии с требованиями ЗК РФ не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 26 Закона N 342-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 26 Закона N 342-ФЗ правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлены ЗОУИТ, обязаны обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об изменении ЗОУИТ (в случае изменения границ ЗОУИТ с приложением сведений о границах указанной зоны) в случае, если положением о ЗОУИТ, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, установлены требования к предельным размерам указанной зоны, правила определения размера указанной зоны (подзоны), перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанной ЗОУИТ (подзоны), отличные от установленных на дату установления ЗОУИТ, до 1 июля 2024 года.
Учитывая, что проектом акта не предусматривается новых требований к предельным размерам СЗЗ, правилам определения размера СЗЗ, перечню ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах СЗЗ (подзоны), отличных от ранее установленных, положение пункта 2 постановления N 222 в редакции проекта акта о необходимости проведения повторных исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за границами промышленной площадки объекта, а также проведение их санитарно-эпидемиологической экспертизы после установления в отношении соответствующего объекта СЗЗ, представляется избыточным.
2. В соответствии с пунктом 1 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений, групп производственных объектов, автомобильных дорог и железнодорожных линий, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, формирующих химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, за границами земельного (земельных) участка (участков), принадлежащего объекту (объектам) и оформленного в установленном порядке, за границами полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий, за границами объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда в соответствии с законодательством размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
2.1. В соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В связи с указанным остается неясной целесообразность установления СЗЗ с соответствующими ограничениями использования территории в границах СЗЗ в отношении объектов, которые можно переместить. Одновременно указанное требование может привести к необходимости установления СЗЗ каждый раз при перемещении объекта некапитального строения, что приведет к дополнительным расходам хозяйствующих субъектов, связанных с возмещением убытков, причиненных ограничением прав третьих лиц в связи с установлением СЗЗ.
2.2. Указанное положение противоречит пункту 2.4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 2 сентября 2019 г. N ДК-П12-163пр (далее - протокол N ДК-П12-163пр), согласно которому необходимо исключить из редакции проекта акта обязательство по установлению СЗЗ в отношении железнодорожных путей, автомобильных дорог, имея в виду правовой режим охранных зон железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, в отношении объектов размещения нетоксичных отходов производства, а также иных объектов, в отношении которых в связи с их воздействием на среду обитания человека предусмотрено установление ЗОУИТ иного вида.
По оценке ОАО "РЖД" только прямые затраты на исполнение соответствующего требования в отношении железных дорог могут составить более 100 млрд рублей, в то время как затраты, связанные с возникновением обязательств по возмещению убытков третьим лицам в связи с ограничением прав, могут исчисляться триллионами рублей.
В сопроводительных материалах к проекту акта отсутствует какая-либо информация об оценке соответствующих регуляторных рисков.
Согласно экспертной оценке ГК "Автодор" протяженность автомобильных дорог в России составляет около 1,5 млн км, при этом, если для каждой дороги установить СЗЗ на минимальном расстоянии в размере 50 м с обеих сторон, то под ограничениями на использование окажутся 15 млн га земли или, соответственно, 150 тыс. км2. Для сравнения - совокупная площадь земель населенных пунктов в стране по данным Росстата составляет около 200 тыс. км2.
2.3. Также не представляется возможным определить в отношении планируемых к строительству, реконструируемых объектов, являются ли они источниками формирования химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, за границами земельного (земельных) участка (участков), принадлежащего объекту (объектам) и оформленного в установленном порядке, так как без ввода в эксплуатацию объекта невозможно осуществить соответствующие исследования (измерения).
2.4. Проектируемым положением предусматривается установление СЗЗ в отношении групп производственных объектов, при этом указанное понятие в редакции проекта акта не раскрыто, что может повлечь невозможность применения указанного положения при установлении СЗЗ. Кроме того, в проекте акта отсутствует порядок установления СЗЗ для групп производственных объектов.
3. В соответствии с пунктом 3 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта решения об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ объектов принимают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении поднадзорных им объектов в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, в рамках установленной компетенции. Указанные уполномоченные органы вправе определить категории объектов, в отношении которых решение об установлении СЗЗ принимается их территориальными органами.
3.1. Обращаем внимание разработчика, что указанное положение не соотносится с пунктами 2.5 и 2.9 протокола N ДК-П12-163пр, согласно которым в проекте акта необходимо предусмотреть возможность установления СЗЗ в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, по инициативе правообладателей таких объектов, если такие объекты являются источниками химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания человека, а также предусмотреть установление санитарной классификации объектов в Положении о СЗЗ.
3.2. Статьей 106 ЗК РФ установлены требования к содержанию положений в отношении каждого вида ЗОУИТ, регулирующим вопросы установления, изменения, прекращения существования ЗОУИТ. Так, указанной статьей к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации в том числе отнесено установление исчерпывающего перечня объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий.
Вместе с тем пунктом 3 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта предлагается устанавливать санитарную классификацию объектов путем принятия ведомственного акта Роспотребнадзора, в том числе для неопределенного вида объектов, не включенных в указанную классификацию.
С учетом изложенного считаем необходимым исключить из проектируемого Положения о СЗЗ нормы, делегирующие полномочия Правительства Российской Федерации на уровень принятия ведомственных актов Роспотребнадзора, а также привести проектируемый пункт в соответствие с положениями ЗК РФ.
4. В соответствии с пунктом 16.1 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта проведение расчетов химического, биологического и (или) физического воздействия объекта на среду обитания человека для установления СЗЗ не требуется в случае, если такой объект относится к объектам I-V класса опасности согласно санитарной классификации, расположен за границами населенного пункта и расстояние от границ земельного участка, на котором расположен объект, границ полосы отвода, границ объектов недвижимости или участков недр, объектов, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах непринадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, до ближайших к объекту жилой застройки, других объектов, в отношении которых в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нормируются факторы среды обитания и условия жизнедеятельности человека в 10 и более раз превышает следующие размеры СЗЗ, для объекта соответствующего класса опасности:
а) 1000 метров для объектов I класса опасности;
б) 500 метров для объектов II класса опасности;
в) 300 метров для объектов III класса опасности;
г) 100 метров для объектов IV класса опасности;
д) 50 метров для объектов V класса опасности.
При этом превышение указанных размеров СЗЗ в 10 и более раз разработчиком не обосновывается, из чего не представляется возможным сделать вывод о достаточности либо избыточности устанавливаемого превышения. Так, например, в рамках проведения публичных консультаций по проекту акта, проводимых Минэкономразвития России, в том числе поступили позиции о том, что выбранное в качестве критерия расстояние, составляющее десятикратный ориентировочный размер СЗЗ для объектов соответствующих классов опасности, представляется завышенным.
Учитывая изложенное, представляется необходимым представить данные, обосновывающие вышеуказанную величину.
5. Пункт 18 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта, которым устанавливается перечень сведений, содержащихся в решении о СЗЗ, дополняется подпунктом "г", согласно которому в решении о СЗЗ должна быть указана информация о проведении исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух.
Вместе с тем перечень сведений, которые должны содержаться в решении об установлении ЗОУИТ, установлен пунктом 7 статьи 106 ЗК РФ, и такой перечень не содержит информации о проведении различного рода исследований (измерений).
Учитывая изложенное, считаем целесообразным привести пункт 18 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта в соответствие с пунктом 7 статьи 106 ЗК РФ либо исключить пункт 18 из редакции Положения о СЗЗ.
6. В соответствии с подпунктом "в" пункта 33.1 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта проект СЗЗ должен содержать данные о наличии актуальных (действующих) томов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и разрешений на выбросы, экспертных заключений на предыдущие проекты СЗЗ (при наличии).
При этом из указанного положения остается неопределенным с точки зрения регулирующего воздействия на предмет отношений, каким нормативным актом установлены указанные предельно-допустимых выбросы и относятся ли они к нормативам допустимых выбросов, урегулированным в рамках законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
Так, вопрос установления нормативов допустимых выбросов урегулирован в рамках статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
Учитывая изложенное, положения проекта акта нуждаются в соответствующем уточнении с установлением отсылочных норм на акты, которыми устанавливаются предельно допустимые выбросы и на основании которых разрабатывается проект СЗЗ.
Аналогичное замечание относится к пункту 34.1 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта.
7. Пунктом 33.2 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта предусматривается перечень сведений, содержащихся в разделе 2 проекта СЗЗ "Методика выполнения работ при проектировании СЗЗ", некоторые из которых также требуют уточнения.
Так, из устанавливаемых в подпункте "б" пункта 33.2 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта обязательных требований не представляется возможным установить, какие исходные данные для проектирования СЗЗ должны быть представлены, не установлена форма представления этих данных, не определены источники получения этих данных, а также действия в случае их отсутствия.
Из устанавливаемых в подпункте "в" пункта 33.2 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта обязательных требований не определено, чем следует руководствоваться при выборе методов, методик и программных средств для выполнения работ. Представляется, что, если существует ряд различных методов, методик и программных средств, применяемых для разработки СЗЗ, они должны быть указаны в проекте акта со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты (нормативные документы), которыми эти методы, методики и программные средства утверждены, для использования при разработке СЗЗ. Также требуется конкретизировать понятие "средние многолетние данные", которые используются при определении значения скорости ветра, а также за какой период рассчитывать среднегодовую повторяемость ветров различных направлений.
Учитывая изложенное, устанавливаемые в пункте 33.2 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта обязательные требования не отвечают принципу правовой определенности, допускают возможность их избирательного применения.
Таким образом, считаем целесообразным доработать пункт 33.2 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта, представив четкую регламентацию действий по выполнению устанавливаемых обязательных требований, с указанием форм подачи необходимых данных и исключением избыточных требований, необоснованно затрудняющих ведение хозяйственной деятельности.
Аналогичное замечание относится к подпунктам "б", "в", "е" пункта 33.3, подпунктам "д", "е" пункта 33.12, подпунктам "б", "е" пункта 34.3, подпункту "д" пункта 35 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта.
8. Пунктом 33.4 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта устанавливаются требования к содержанию в разделе 4 "Оценка фактической и перспективной градостроительной ситуации" проекта СЗЗ сведений, которые могут быть запрошены без участия заявителя Роспотребнадзором или его территориальными органами в рамках межведомственного взаимодействия.
К таким сведениям относятся ситуационная карта-схема, на которую должны быть нанесены земельный участок (участки) объекта, на котором он размещен, а также иные объекты и территории как существующие, так и перспективные с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования (подпункт "а"), адресный реестр объектов и земельных участков с нормируемыми показателями качества среды обитания (подпункт "в").
Кроме того, получение правообладателями соответствующих объектов данной информации в государственных органах может повлечь увеличение сроков проектирования объекта, в отношении которого разрабатывается СЗЗ.
Аналогичное замечание относится к подпункту "б" пункта 33.11, подпункту "а" пункта 34.4, подпункту "б" пункта 34.5 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта.
Таким образом, считаем представление указанных сведений в рамках подготовки проекта СЗЗ избыточным.
9. Пунктом 33.5 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта устанавливается перечень сведений, содержащихся в разделе 5 "Описание размеров СЗЗ на основании результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ", некоторые из которых требуют уточнения.
Так, в указанном разделе должна содержаться таблица с координатами и номерами расчетных точек (подпункт "б"), при этом не уточняется сколько точек должно быть, не установлены критерии и порядок выбора расчетных точек.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 33.5 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта в разделе 5 проекта СЗЗ должен содержаться анализ результатов расчетов рассеивания, при этом остается неопределенным, что должен представлять из себя такой анализ, на предмет чего необходимо рассматривать результаты расчетов рассеивания и какие выводы должны быть сформированы.
Аналогичное замечание относится к подпунктам "в", "д" пункта 33.6, подпунктам "в", "е" пункта 33.7 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта.
10. В пункте 33.8 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта устанавливается обязанность для объектов I и II классов опасности, а также для объектов, для которых санитарной классификацией не определены классы опасности, в составе выбросов которых присутствуют вещества с доказанным канцерогенным действием, проводить оценку риска для здоровья населения (далее - оценка риска).
Вместе с тем обязательное требование о проведении оценки риска хозяйствующими субъектами не предусмотрено на законодательном уровне. При этом остается неясным, какова роль проведения оценки риска для расчета СЗЗ, какой порядок ее проведения.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" безопасность и (или) безвредность факторов среды обитания с позиций его влияния на человека устанавливается гигиеническими нормативами, установленными исследованиями допустимого максимального или минимального количественного и (или) качественного значение показателя.
Представляется, что оценка риска для здоровья населения может проводиться для целей подтверждения актуальности действующих или, напротив, установления новых гигиенических нормативов.
11. В соответствии с пунктом 33.9 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта раздел 9 проекта СЗЗ "Программа производственного лабораторного контроля на границе СЗЗ" должен содержать программу натурных исследований за качеством атмосферного воздуха, уровнем воздействия физических и биологических (при наличии) факторов на границе СЗЗ, на территории жилой застройки и других объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания.
Обращаем внимание, что в указанном положении содержится внутреннее противоречие в части определения территории, на которой должны проводиться исследования - на границе СЗЗ или на территории жилой застройки и других объектах с нормируемыми показателями качества среды обитания.
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует нормативно-методическая база, необходимая для проведения указанных натурных исследований, в частности отсутствуют нормативно закрепленные требования, касающиеся выбора точек контроля.
Таким образом, считаем целесообразным исключить необходимость проведения натурных исследований на территории жилой застройки и других объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания, а также определить точки на границе СЗЗ и их количество, в которых должны осуществляться исследования.
12. В соответствии с пунктом 33.10 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта раздел 10 проекта СЗЗ "План (перечень) мероприятий по защите здоровья населения" разрабатывается при необходимости проведения указанных мероприятий и должен содержать конкретный перечень мероприятий, включая технические, технологические, организационные, медико-профилактические и т. п., по защите населения от вредного химического, физического и биологического (при наличии) воздействия на среду обитания и здоровье человека с указанием сроков реализации и исполнителей.
Вместе с тем проектом акта не определены критерии необходимости разработки плана мероприятий, не определены критерии (или минимальные значения) по уровням воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, при превышении которых проект СЗЗ должен содержать мероприятия по защите населения от воздействия выбросов и физического воздействия.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.16 протокола ДК-П12-163пр принято решение об исключении необходимости подготовки плана (перечня) мероприятий по защите здоровья населения в качестве самостоятельного раздела в рамках обоснования размеров и границ СЗЗ, имея в виду включение технических мероприятий, влияющих на уровень воздействия объекта на среду обитания человека, в соответствующие разделы обоснования.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать проект акта в указанной части.
13. Подпунктом "б" пункта 33.12 Положения о СЗЗ в редакции проекта акта предусмотрено представление картографических материалов, содержащих ситуационный план размещения объекта, которые представляются в масштабе М 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000, 1:25000 в зависимости от площади территории объекта и СЗЗ.
Вместе с тем из указанного положения не следует, в какой зависимости от площади должен определяться масштаб ситуационного плана, отсутствуют четкие критерии, позволяющие заявителю определить, в каком масштабе необходимо представить картографические материалы, что также может способствовать неопределенности в вопросе рассмотрения заявления на установление СЗЗ.
14. Проектом акта также не учтены следующие решения, принятые в отношении Положения о СЗЗ, изложенные в протоколе N ДК-П12-163пр:
- необходимость разработки в целях установления (изменения) СЗЗ обоснования размеров и границ СЗЗ, имея в виду разработку такого обоснования для установления (изменения) СЗЗ в отношении строящегося (реконструируемого) объекта в составе проектной документации объекта, внесение соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", исключение из проекта Положения о СЗЗ обязанности подготовки проекта СЗЗ, урегулирование переходных положений в отношении объектов, разработка проектной документации которых начата до принятия постановления (пункт 2.1);
- необходимость проведения проверки раздела проектной документации, содержащего обоснование размеров и границ СЗЗ, в рамках экспертизы проектной документации, начиная с 1 июня 2021 г., имея в виду принятие уполномоченным органом решения об установлении (изменении) СЗЗ при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации (пункт 2.2.2);
- необходимость принятия уполномоченным органом решения об установлении (изменении) СЗЗ в отношении действующих объектов и объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе, по результатам проведения уполномоченным органом проверки обоснования размеров и границ СЗЗ (пункт 2.2.3);
- необходимость уведомления правообладателей объектов, в отношении которых по инициативе иных лиц устанавливается, изменяется, прекращает существование СЗЗ, о направлении соответствующего заявления в уполномоченный орган не позднее чем за месяц до направления такого заявления, а также право правообладателей объектов направить в уполномоченный орган возражение о предлагаемом установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ с обоснованными расчетами, результатами измерений (исследований) или с указанием на необходимость установления, изменения СЗЗ иным образом, имея в виду, что уполномоченный орган рассматривает заявление об установлении, изменении или прекращении существовании СЗЗ с учетом такого возражения, а в случае поступления возражения с указанием на необходимость установления, изменения СЗЗ иным образом приостанавливает срок рассмотрения данного заявления на срок, определяемый совместно с правообладателем объекта и лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, и необходимый для подготовки таким правообладателем иного обоснования размеров и границ санитарно-защитной зоны, но не более чем 6 месяцев (пункт 2.2.5);
- необходимость уточнения критериев установления границ СЗЗ, исходя из того, что границами СЗЗ являются границы территории или территорий, на которых химическое, биологическое и (или) физическое воздействие объекта не превышает установленных санитарно-эпидемиологических требований (пункт 2.6);
- необходимость уточнения компетенции уполномоченных органов по утверждению методик (методов) расчетов химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания человека (пункт 2.7);
- необходимость установления (изменения) СЗЗ в отношении объектов I и II класса (за исключением случаев, если расстояние от таких объектов до ближайшей жилой застройки, других нормируемых объектов в 2 и более раза превышает размер зоны, определенный проектом положения) с учетом оценки риска для здоровья населения, предусмотрев право правообладателей объектов III - V класса, их застройщиков устанавливать (изменять) СЗЗ с учетом оценки риска для здоровья населения (пункт 2.8);
- необходимость уточнения пункта 9 Положения о СЗЗ в части определения права совместного обращения правообладателей объектов с заявлением об установлении СЗЗ в отношении таких объектов (пункт 2.14).
Учитывая изложенное, считаем необходимым доработать проект акта соответствующим образом.
Таким образом, по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 19 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.