Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или иного плавучего объекта,и предельных сроков этого задержания"
(от 20.10.2020 N 34702-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26(1) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа "Об утверждении Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или иного плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания" (далее соответственно - проект акта, перечень нарушений), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 12 августа по 1 сентября 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/08-20/00107163).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Проект не согласован рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере водного транспорта (протокол от 21 августа 2020 г. N РГДС 24-РГ/АК-ВКС).
Проект акта разработан на основании подпункта 6 пункта 6 статьи 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ), в соответствии с которым капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, имеют право принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, перечисленных в проекте акта.
Проект акта разработан взамен приказа Минтранса России от 10 апреля 2013 г. N 113 "Об утверждении Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или иного плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания".
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 7 октября по 13 октября 2020 года. По результатам публичных консультаций были получены позиции ПАО "Газпром нефть" без замечаний и АО "Волжское пароходство" с предложениями, которые приведены в приложении к настоящему заключению.
Проектом акта предлагается конкретизировать действующий перечень нарушений, а также расширить его.
Так, проектом акта предлагается дополнить перечень нарушений, служащих основаниями для временного задержания судна или иного плавучего объекта следующими видами нарушений:
- несоответствие якорного устройства судна техническим требованиям.
- несоответствие буксирного устройства, сцепного устройства (автосцепа) у буксира (буксира-толкача) техническим требованиям.
- отсутствие или несоответствие аварийного снабжения техническим требованиям.
- отсутствие навигационных пособий (карт, атласов, лоций), корректурного материала, информации о путевых и гидрометеорологических условиях района плавания, необходимых для предстоящего рейса.
Однако представляется, что дополнение действующего перечня последним из указанных выше нарушений об отсутствии навигационных пособий с учетом текущего технологического развития и наличия навигационного оборудования на судах не отвечает принципу соответствия современному уровню развития.
Целью реализации механизма "регуляторной гильотины" в соответствии с методикой исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" (направлена в федеральные органы исполнительной власти письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 9 июня 2019 г. N П36-37761) является формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня, в том числе путем выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков.
Представляется, что отсутствие навигационных пособий, в том числе с учетом отсутствия закрытого перечня таких пособий в проекте акта, не должно включаться в перечень нарушений, поскольку не отвечает цели реализации механизма "регуляторной гильотины". Кроме того, включение такого нарушения способно повлечь расширение дискреционных полномочий при проведении государственного портового контроля*(1).
В связи с изложенном считаем, что пункт 23 Перечня подлежит исключению.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Например, при отсутствии карт на бумажных носителях и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.