Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. N 161"
(от 20.10.2020 г. N 34676-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мата 2005 г. N 161" (далее соответственно - проект акта, Порядок присоединения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 18 августа по 7 сентября 2020 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта приказа: 02/07/08-20/00107361).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Основанием для разработки проекта акта в соответствии с информацией, указанной разработчиком в пункте 1.5 сводного отчета, является пункт 2 статьи 57 Федерального закона "О связи".
Целью проекта акта является создание возможностей присоединения сетей электросвязи иных операторов связи к инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг связи.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации в срок со 2 по 6 октября 2020 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции ПАО "МТС", ПАО "Мегафон", Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского Края, частично учтенные в настоящем заключении. Отдельные замечания и предложения приведены в приложении к настоящему заключению и рекомендуются для проработки разработчиком при доработке проекта акта.
Проектом акта предлагается внести изменения в Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. N 161, в части регулирования особенностей присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора универсального обслуживания с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи.
Согласно пункту 2 статьи 58 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператором универсального обслуживания назначается оператор, занимающий существенное положение на территории не менее чем две третьих субъекта Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Правительства от 26 марта 2014 г. N 437-р обязанности по оказанию универсальных услуг связи возложены на ПАО "Ростелеком".
При этом Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи вправе назначить оператором универсального обслуживания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на указанных территориях, или иного оператора связи, оказывающего услуги связи на указанных территориях.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2020 г. N 1871-р "Об операторе универсального обслуживания на территориях Республики Крым и г. Севастополя" оператором универсального обслуживания на территориях Республики Крым и г. Севастополя является ООО "Миранда-медиа".
По результатам анализа предлагаемого регулирования и позиций, поступивших в рамках проведения дополнительных публичных консультаций, к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектом акта предусмотрены изменения в Правила присоединения, не относящиеся к предмету предлагаемого регулирования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1 сводного отчета проект акта направлен на реализацию норм Федерального закона от 7 апреля 2020 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и предусматривает установление особенностей присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора универсального обслуживания с использованием инфраструктуры связи, предназначенной для универсальных услуг связи.
При этом имеющиеся в настоящее время негативные эффекты в соответствии с пунктом 3.2 сводного отчета разработчиком не выявлены.
Вместе с тем проектом акта предлагается ввести обязанность для операторов сети подвижной связи по обеспечению возможности пропуска трафика на (от) своей сети связи в том числе сети связи, построенной по бизнес-модели виртуальной сети связи (доработанная редакция пункта 21.1 Порядка присоединения).
Кроме того, проектом акта предлагается изменить наименование услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети телефонной связи (приложение 2 к Порядку присоединения), что может повлечь пересмотр межоператорских взаимоотношений и взаиморасчетов соответственно.
Однако обоснования необходимости таких изменений разработчиком не приведены.
В этой связи считаем целесообразным исключить указанные пункты из проекта акта либо привести дополнительное обоснование предлагаемых изменений.
2. Проектом акта, как указано выше, предлагается изменить наименования услуг по пропуску трафика, оказываемых оператором сети телефонной связи. И изменение таких наименований способно повлечь за собой необходимость пересмотра операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика в соответствии с пунктом 31 Порядка присоединения.
Однако проектом акта не предусмотрен переходный период для пересмотра условий присоединения.
Учитывая, что изменение условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика и направление новых условий в Роскомнадзор потребует временных затрат, считаем целесообразным установить переходный период для совершения указанных действий.
3. Проектируемым пунктом 37.1 проекта акта на операторов универсального обслуживания возлагается обязанность установления условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, в течение 90 дней с даты ввода в эксплуатацию каждой сети связи, входящей в указанную инфраструктуру связи.
При этом в соответствии с терминологией, используемой в статье 2 Закона о связи, сеть связи - это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи. Данное определение не позволяет однозначно определить, что понимается под сетью связи в каждом конкретном случае, что фактически налагает обязанность при вводе в эксплуатацию любого средства связи или линии связи пересматривать условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и в соответствии пунктом 32 Порядка присоединения каждый раз направлять их в Роскомнадзор.
Между тем пунктами 39-41 Порядка предусмотрен ряд условий, которые должны быть соблюдены при присоединении:
I. технические условия присоединения сетей электросвязи должны содержать:
1) уровни присоединения;
2) местонахождение точек присоединения каждого уровня присоединения сетей электросвязи;
3) технические параметры точек присоединения сетей электросвязи;
4) объем, порядок и сроки выполнения работ по присоединению сетей электросвязи и их распределение между операторами сетей связи, а также между операторами сетей связи и владельцами сетей связи специального назначения;
5) порядок пропуска трафика по сетям электросвязи;
6) порядок взаимодействия систем управления сетями электросвязи;
7) порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и линий связи;
8) порядок принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
II. экономические условия присоединения сетей электросвязи операторов связи должны содержать:
1) перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, а также цены на них и порядок изменения цен;
2) порядок расчетов за услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.
III. информационные условия присоединения сетей электросвязи операторов связи должны содержать:
1) состав информации об абонентах (база данных об абонентах, вносимые в нее изменения и номер абонента, инициирующего вызов), необходимой оператору связи для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий, а также порядок передачи указанной информации;
2) требование о необходимости соблюдения конфиденциальности передаваемой информации.
Вместе с тем представляется, что существенные условия присоединения могут не изменяться при каждой замене средства связи или линии связи, в связи с чем указанная обязанность для операторов универсального обслуживания представляется избыточной.
Более того, в настоящее время фактически взаимодействие сети связи оператора связи с инфраструктурой оператора универсального обслуживания осуществляется через сети связи операторов, занимающих существенное положении в сети связи общего пользования.
То есть фактически изменение инфраструктуры сети связи, которая может также использоваться для предоставления универсальных услуг связи, в первую очередь может происходить в инфраструктуре иных операторов связи (не относящейся к инфраструктуре операторов универсального обслуживания), в связи с чем предлагаемая редакция представляется избыточной.
На основании изложенного считаем целесообразным при приведении дополнительных обоснований по установлению дополнительных обязанностей на операторов связи, занимающих существенное положение, вменять указанную обязанность только в случае необходимости пересмотра условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о том, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы.
Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.