Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
(от 28.10.2020 N 35775-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении Порядка разработки и установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, их утверждения для объектов I категории" (далее соответственно - проект акта, Порядок разработки НООЛР), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N Пр-294 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., а также плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4714п-П36.
Действующий Порядок разработки НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - действующий Порядок разработки НООЛР N 50), который планируется к отмене в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", включен в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1496 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора".
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 22 июля по 11 августа 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/07-20/00106245). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта в рамках обсуждения и формирования новой целевой структуры нормативного регулирования был рассмотрен профильной рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере экологии и природопользования, по итогам составлен свод неурегулированных замечаний (протокол от 21 августа 2020 г. N РГДС 45).
Позже проект акта дополнительно обсуждался на согласительном совещании указанной рабочей группы, по итогам которого некоторые разногласия остались неурегулированными, принято решение об их направлении на рассмотрение подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Отмечаем, что ранее Минэкономразвития России была проведена экспертиза действующего Порядка разработки НООЛР N 50. Отрицательное заключение направлено в адрес разработчика письмом от 26 июня 2013 г. N 12877-ОФ/Д26и.
Затем разработчиком в адрес Минэкономразвития России для проведения оценки регулирующего воздействия была направлена доработанная редакция проекта акта, на которую подготовлено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия от 29 декабря 2017 г. N 38565-СШ/Д26и.
21 сентября 2018 г. было проведено согласительное совещание, по итогам которого разработчиком в направленной на подписание в адрес Минэкономразвития России таблице разногласий было отражено, что все замечания указанного заключения учтены. Однако Минэкономразвития России письмом от 8 октября 2018 г. N 29060-СШ/Д26и сообщило о невозможности согласования представленных протокола и таблицы разногласий ввиду отсутствия пояснений разработчика о формате учета замечаний согласно достигнутым на совещании договоренностям.
В представленной для подготовки настоящего заключения редакции проект акта частично учитывает замечания вышеуказанного заключения об оценке регулирующего воздействия. Например, исключена обязанность по предоставлению хозяйствующими субъектами в Росприроднадзор ежегодного технического отчета об обращении с отходами.
Одновременно с этим проект акта был структурно изменен (разделен на 2 части) с учетом законодательно дифференцированных требований к объектам I и II категорий в части обязанности по разработке и установлению, а также утверждению НООЛР.
Так, согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее - КЭР), а в соответствии с пунктом 4 указанной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, а также изложенного выше Минэкономразвития России обращает внимание на наличие замечаний к проектируемому регулированию, а также сообщает, что ряд замечаний, представленных в отношении предыдущих редакций в рамках экспертизы и оценки регулирующего воздействия проекта акта, сохраняют свою актуальность.
1. В частности, повторно обращаем внимание разработчика на необходимость уточнения пунктов 2 проектируемых порядка разработки и установления НООЛР и порядка разработки и утверждения НООЛР для объектов I категории, которыми предусмотрен ряд изъятий в виде, например, радиоактивных отходов, биологических отходов и медицинских отходов.
Учитывая позицию разработчика, содержащуюся в сводке предложений по итогам размещения предыдущей редакции текста проекта акта, что вопросы, касающиеся твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), не относятся к предмету рассматриваемого регулирования, полагаем необходимым ТКО также предусмотреть в указанных пунктах 2 в качестве изъятия.
Более того, данная необходимость вызвана также тем, что в настоящее время законодательно установлены особенности обращения с ТКО. Данные отходы передаются хозяйствующими субъектами региональным операторам.
В связи с этим необходимо предусмотреть исключение для ТКО, образующихся у хозяйствующих субъектов, не осуществляющих с ними обращение, и определить, что НООЛР такими субъектами не разрабатываются.
Аналогичное исключение полагаем необходимым распространить и в отношении хозяйствующих субъектов, у которых образуются иные виды отходов, которые также их передают операторам для осуществления дальнейших операций.
2. В соответствии с пунктом 7 проектируемого порядка разработки и установления НООЛР срок действия НООЛР соответствует периоду действия КЭР.
Одновременно с этим пунктом 10 проектируемого порядка разработки и утверждения НООЛР для объектов I категории устанавливается, что НООЛР утверждаются сроком на 5 лет.
При этом КЭР согласно пункту 13 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) выдается сроком на 7 лет.
Считаем необходимым устранить данное противоречие, предусмотрев в проекте акта, что НООЛР действуют до получения КЭР, а после его получения срок действия НООЛР соответствует периоду действия КЭР.
3. Пункт 8 проектируемого порядка разработки и установления НООЛР считаем необходимым изложить в соответствии с положениями пункта 16 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, имея в виду, что изменения, вносимые в КЭР и не затрагивающие указанных в пунктах 10 и 11 той же статьи условий КЭР, не требуют пересмотра КЭР.
Кроме того, полагаем в целом избыточным прохождение процедуры пересмотра всего КЭР в случае необходимости внесения изменений только в части НООЛР. В этой связи в проекте акта требуется предусмотреть и регламентировать возможность и процедуру внесения необходимых изменений в НООЛР без пересмотра КЭР.
4. Утвержденные НООЛР подлежат переоформлению в ряде случаев, перечисленных в пункте 12 проектируемого порядка разработки и утверждения НООЛР для объектов I категории.
При этом в число таких оснований для переоформления не включено изменение или дополнение наименований видов отходов.
В этом случае при изменении или появлении дополнительного вида отхода хозяйствующие субъекты будут вынуждены проходить полную процедуру пересмотра (разработки и утверждения) НООЛР, что представляется избыточным.
Таким образом, считаем необходимым указанный пункт 12 дополнить возможностью использования упрощенной процедуры переоформления НООЛР в случае изменения или дополнения наименования вида отхода.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.