Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности за затонувшее имущество (далее соответственно - проект акта, КоАП РФ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в периоды с 2 по 23 ноября 2020 г. и с 1 по 10 марта 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/11-20/00110006).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Дополнительно сообщаем, что проект акта подлежит рассмотрению рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере водного транспорта от экспертного и делового сообщества.
В Минэкономразвития России в отношении проекта акта поступили позиции ОООР "Российская палата судоходства", АО "Восточный порт", ПАО "Газпром нефть" с замечаниями, частично учтенными в настоящем заключении.
Проект акта фактически устанавливает ответственность за несоблюдение обязательных требований, устанавливаемых проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка удаления затонувшего имущества" (ID проекта: 02/04/11-20/00110005) (далее - базовый законопроект).
Так, проектом акта устанавливается ответственность за несоблюдение собственником затонувшего имущества требований по удалению затонувшего имущества, затопление морского судна или судна внутреннего плавания, отсутствие свидетельства о страховании ответственности за удаление затонувшего имущества.
К проектируемому регулированию могут быть представлены следующие замечания.
1.1. Размер ответственности, предлагаемый проектом акта, не соразмерен совершенному правонарушению, а сами нарушения в большинстве случаев являются формальными составами:
нарушение собственником затонувшего имущества сроков направления капитану морского порта извещения о затонувшем имуществе влечет установление административного штрафа для юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей;
нарушение собственником затонувшего имущества сроков подачи капитану морского порта извещения (уведомления) о намерении приступить к удалению затонувшего имущества, в случае если такое удаление является обязательным, влечет установление административного штрафа для юридических лиц в размере от 10 млн до 20 млн рублей;
непредставление собственником затонувшего имущества разработанной документации по удалению затонувшего имущества в сроки, указанные в распоряжении капитана морского порта об условиях удаления затонувшего имущества, влечет административный штраф для юридических лиц в размере от 10 млн до 20 млн рублей;
нарушение собственником затонувшего имущества сроков удаления затонувшего имущества, указанных в распоряжении капитана морского порта об условиях удаления затонувшего имущества, влечет назначение административного штрафа для юридических лиц в размере от 15 млн до 20 млн рублей.
При этом срок подачи уведомления о намерении в отношении затопленных к настоящему времени судов планируется базовым законопроектом установить один месяц - с 1 июля до 1 августа 2021 года.
В отсутствие законодательно закрепленного механизма взаимодействия собственника судна с капитанами портов, которые назначают указанные сроки, такие сроки могут быть не обоснованы и в связи с принятием проекта акта в предлагаемой редакции повлекут существенный размер административной ответственности.
Также проектом акта предлагается установить одинаковый размер административной ответственности за преднамеренное затопление судна и нарушение сроков удаления затонувшего имущества, что не может быть поддержано Минэкономразвития России.
Более того, нарушение сроков удаления затонувшего имущества может быть вызвано объективными причинами.
1.2. Проектом акта предлагается устанавливать ответственность в отношении затопленного судна и затопленного оборудования в одинаковом размере, однако последствия от такого затопления различные.
По мнению Минэкономразвития России, необходимо предусмотреть дифференцированные составы административных правонарушений в отношении затопленного оборудования и затопленных судов.
1.3. Вопрос установления размера административной ответственности следует рассматривать с учетом существующей аналогии.
Так, например, в соответствии с частью 2 статьи 8.13 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Также в соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 тысяч до 100 тысяч рублей.
В связи с изложенным представляется, что предлагаемые размеры штрафов за нарушение сроков являются избыточными и требуют дополнительного обоснования.
Фактически в соответствии с проектируемым базовым законопроектом пунктом 1 статьи 112 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации несоблюдение таких сроков влечет привлечение к удалению судна администраций морских портов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией затрат собственником судна.
Таким образом, механизм понуждения к выполнению соответствующих обязательств реализован базовым законопроектом и не требует установления в проекте акта таких существенных размеров ответственности.
2. Пунктом 4 проекта акта предлагается установить ответственность за отсутствие свидетельства о страховании ответственности за удаление затонувшего имущества без установления переходного периода.
Базовым законопроектом обязательные требования в части получения такого свидетельства устанавливаются с переходным периодом до 1 января 2023 года. В отсутствие обязательных требований по получению такого свидетельства установление административной ответственности представляется нецелесообразным.
Таким образом, считаем необходимым привести сроки вступления в силу данной нормы со сроками, устанавливаемыми базовым законопроектом.
3. Проектом акта предлагается рассматривать дела об административных правонарушениях одновременно несколькими органами.
Так, по составам административных правонарушений, предусмотренным проектируемыми частями 11.6.1-11.6.3, предлагается рассмотрение дел об административных правонарушениях передать Ространснадзору и судьям (в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье).
Такое распределение предоставляет должностным лицам Ространснадзора полномочия принимать решения об определении размера административной ответственности в существенном размере и в широком диапазоне.
Принимая во внимание изложенное, предлагается в законопроекте определить, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях по проектируемым составам.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.