Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства здравоохранения РФ "О признании не действующим на территории Российской Федерации приказа Министерства здравоохранения СССР от 9 июля 1991 г. N 182 "О введении в практику "Правил судебно-медицинской экспертизы трупа"
(подготовлен Минздравом России 20.02.2023 г.)
Проект приказа Минздрава России "О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения СССР от 9 июля 1991 г. N 182 "О введении в практику "Правил судебно-медицинской экспертизы трупа" (далее - проект приказа) разработан в целях реализации Минздравом России мер по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР в законодательство Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации является правопреемником Союза ССР на своей территории, что означает, что нормативные правовые акты Союза ССР продолжают действовать на территории Российской Федерации. Согласно статье 11 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. (далее - Соглашение) на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" предусмотрено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы правовых актов бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей законодательству РСФСР и Соглашению.
Кроме того, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время приказ N 182 применяется в части, не противоречащей законодательству РСФСР, Соглашению и действующему законодательству Российской Федерации, в том числе в сфере охраны здоровья граждан.
В настоящее время Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации" (далее соответственно - приказ N 346н, Порядок N 346н). Приказ N 346н содержит положения, которые определяют особенности порядка организации и проведения экспертизы трупа (раздел IV Порядка N 346н). В тоже время продолжают действовать Правила судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденные приказом Министерства здравоохранения СССР от 9 июля 1991 г. N 182 (далее - приказ Минздрава СССР N 182).
В целях устранения дублирования в правовом регулировании, учитывая современные подходы к проведению судебно-медицинской экспертизы, целесообразно признать утратившим силу приказ Минздрава СССР N 182. В связи с чем подготовлен настоящий проект приказа.
По проектируемым положениям проекта приказа срок вступления в силу - 1 сентября 2023 года, это обусловлено тем, что с 1 сентября 2023 года также вступает в силу подготовленный проекта приказа Минздрава России "Об утверждении Порядка проведения судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации", который подпадает под правовое регулирование Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Данным приказом, в том числе, признается утратившим силу приказ N 346н.
Проект приказа не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Издание приказа не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.