Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование"
(подготовлен Минздравом России 29.07.2024 г.)
Проект приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование"" (далее - проект приказа, Порядок, приказ N 342н) разработан в целях актуализации действующих положений нормативного правового акта, в который вносятся изменения.
Анализ правоприменительной практики нормативного правового регулирования проведения обязательного психиатрического освидетельствования показывает, что вызывает сложность толкование норм регулирующих необходимость прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, на основании результатов предварительных и периодических медицинских осмотров, проводимых в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".
Проектом приказа уточняются указанные положения, которые не дают возможность работникам, работодателям и контрольно-надзорным органам однозначно сделать вывод, при каких обстоятельствах по результатам указанных предварительных и периодических медицинских осмотров работник направляется для прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития, является снованием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и форма справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2011 N 989н (далее - Приказ N989н).
Приказом N 342н утвержден Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится настоящее психиатрическое освидетельствование (далее - виды деятельности).
Пунктом 10 перечня видов деятельности, деятельность, связанная с работами с использованием сведений, составляющими государственную тайну, также отнесена к деятельности при которых проходят обязательное психиатрическое освидетельствование.
Таким образом положения Приказа N989н и Приказа N 342н, в части прохождения обязательного психиатрического освидетельствования должностным лицом или гражданином для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, дублируются, в связи с чем, возникают сложности нормативного правового регулирования указанного вопроса.
Проектом приказа указанные неопределенности уточняются, путем исключения дублирующей нормы - пункта 10 перечня видов деятельности (деятельность, связанная с работами с использованием сведений, составляющими государственную тайну).
Проект приказа не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Издание приказа не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.