Вопрос: На работе кассир подписывал кассовые документы, приходные, расходные кассовые ордера, подпись была не такая, как в паспорте. Теперь работодатель требует внести соответствующие изменения в кассовые документы. Правомерно ли требование работодателя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)

На работе кассир подписывал кассовые документы, приходные, расходные кассовые ордера, подпись была не такая, как в паспорте. Теперь работодатель требует внести соответствующие изменения в кассовые документы.

Правомерно ли требование работодателя?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательством не установлено требование о соответствии личной подписи кассира на кассовых документах его подписи в паспорте. Также не допускается возможность внесения изменений в кассовые документы.

Поэтому считаем неправомерным требование работодателя о внесении изменений в кассовые документы в связи с несоответствием личной подписи кассира его подписи в паспорте.


Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ (Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации").

В паспорт вносятся сведения о личности гражданина (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), а также производятся отдельные отметки (о регистрации гражданина по месту жительства, о воинском учете, о детях и т.д.).

При этом личная подпись гражданина, проставляемая в бланке паспорта, не поименована в числе реквизитов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Не установлено также, что паспорт является документом, удостоверяющим подпись гражданина.

Более того, законодательство РФ, как и иные нормативно-правовые документы, не регулируют вопросы личной подписи гражданина. Запрет на изменение личной подписи в течение жизни не установлен. Не поименовано изменение личной подписи и в числе оснований для замены паспорта и, соответственно, для изменения паспортных данных (п. 12 главы II постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).

Необходимо также учитывать, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который в числе прочих должен включать подписи должностных лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление либо ответственных за оформление свершившегося события. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

При этом ни Закон N 402-ФЗ, ни иные нормативно-правовые акты, в том числе регулирующие порядок документального оформления фактов хозяйственной жизни, не устанавливают требования о соответствии личной подписи, проставляемой должностным лицом в документах, подписи в паспорте. Отсутствуют такие требования и к подписи кассира (О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденных указанием Банка России 11.03.2014 N 3210-У "О" (далее - Указание), Положение о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение)).

Обращаем Ваше внимание также на тот факт, что ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусматривает возможность исправлений в первичном учетном документе, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается в силу п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 4.7 Указания, п. 10 Положения.

При этом к кассовым документам относятся приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера (п. 4.1 Указания).

Внесение исправлений в остальные документы, предусмотренные Указанием (например в книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств кассовые книги), возможно, если они оформлены на бумажном носителе (с указанием даты исправления, фамилии и инициалов, а также подписи лиц, оформивших документы, в которые внесены исправления). В документы, оформленные в электронном виде, внесение исправлений после их подписания не допускается (п. 4.7 Указаний).

Учитывая изложенное, полагаем, что требование работодателя о внесении изменений в кассовые документы в рассматриваемой ситуации неправомерно.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена


Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

зам. руководителя Службы правовой и налоговой поддержки Бадалян Юлия


9 января 2017 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.