Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре на проект федерального закона N 882769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека", внесенный Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 882769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека", внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 882769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека", внесенный Правительством Российской Федерации.

Задача создания Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ) была поставлена Президентом России В.В. Путиным в Указе N 597 от 7 мая 2012 года "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и более масштабно сформулирована в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента N 808 от 24 декабря 2014 года. В Основах поставлена цель "формирования единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности".

Проект федерального закона определяет цели создания НЭБ, основные принципы ее формирования, оператора, участников и пользователей НЭБ, законодательно закрепляет права граждан на доступ к НЭБ и получение ее контента, участие архивных и музейных фондов в НЭБ.

Комитет по культуре поддерживает концепцию законопроекта и полагает, что создание НЭБ положительно скажется на развитии науки, техники, образования, культуры и государства в целом. Создание общедоступного массива достоверной информации с максимально широким и бесплатным доступом к нему пользователей будет способствовать сохранению культурного достояния народов Российской Федерации, популяризации культуры, науки и знаний в целом и, как следствие, росту интеллектуального ресурса России.

Вместе с тем, по законопроекту имеются замечания. Определяя НЭБ как государственную информационную систему, законопроект лишь намечает отдельные направления правового регулирования, необходимого для формирования нормативно-правовой базы создания и развития НЭБ, относя к подзаконным актам разработку норм, необходимых для построения общественных отношений в сфере деятельности НЭБ. Между тем, учитывая многозадачность деятельности по реализации НЭБ, Комитет считает, что необходима более детальная законодательная регламентация. Для реализации столь масштабной новации необходимо внесение изменений в отраслевое законодательство. Взаимосвязанные и взаимообусловленные изменения в федеральные законы "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов", "Об архивном деле в Российской Федерации", "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" должны выстроить всю систему общественных отношений в сфере деятельности НЭБ с соблюдением надлежащего баланса правообладателей, получателей, организаций (библиотек, архивов, музеев, издательств и иных), а также пользователей и государства.

Решая вопросы определения принципов и методов формирования НЭБ, законопроект должен установить научные, культурные и иные приоритеты формирования фондов НЭБ, а также основные принципы и методы отбора изданий, документов, иных информационных ресурсов, который должен осуществляться в форме межведомственного взаимодействия с обязательным участием научного сообщества. В том числе необходимо определить роль в формировании НЭБ существующей системы обязательного экземпляра документов и предлагаемого электронного обязательного экземпляра.

Учитывая, что круг участников НЭБ практически не ограничен (библиотеки, музеи, архивы и иные государственные и муниципальные организации), необходимо отразить в законопроекте принципы координации работ по формированию фондов НЭБ, а также предложить механизм имущественных отношений участников НЭБ в рамках создания и использования контента.

В соответствии с пунктом 4 проектируемой статьи 18.1 для пользователей библиотек установлено право бесплатного доступа к Национальной электронной библиотеке. Однако проектом не определены иные существенные условия: территориальная и техническая доступность (все ли библиотеки, включая библиотеки организаций и негосударственные библиотеки, будут иметь доступ к НЭБ; возможность доступа через Интернет и мобильные устройства вне библиотек), а также возможность использования НЭБ не только гражданами, но и организациями (например, межбиблиотечное взаимодействие, в том числе с зарубежными библиотеками). В этом аспекте особую значимость приобретает обеспечение защиты содержащейся в НЭБ информации от утраты, несанкционированного копирования и искажения.

Наиболее широкий круг вопросов формирования и использования НЭБ, нуждающийся в законодательном регулировании касается соблюдения авторских прав при создании и использовании ресурсов НЭБ. В настоящее время библиотеки и иные организации, указанные в абзаце 2 пункта 1 проектируемой статьи 18.1 (участники НЭБ) в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 той же статьи должны предоставлять электронные копии документов из своих фондов для включения в НЭБ в обязательном порядке. Однако участники НЭБ не наделены правами на такое использование произведений, подпадающих под действие норм авторского права. Более того, в соответствие со ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации под действие этих норм подпадают все три этапа работы НЭБ с каждым отдельным произведением: перевод этого произведения в электронную форму, запись его на электронный носитель и доведение до всеобщего сведения через информационно-телекоммуникационные сети. Проект не отражает указанные проблемы наполнения НЭБ.

Также следует дополнительно рассмотреть вопрос о принципах деятельности оператора НЭБ и границах его полномочий.

Помимо этого, проект нуждается в доработке в части определения внутреннего устройства НЭБ: наличия и принципов структурирования разнообразных каталогов и навигационных систем, организации системы доступа пользователей и участников к контенту НЭБ, а также системы сбора статистической информации о работе НЭБ и иных вопросов.

Комитет полагает, что данные замечания могут быть устранены в ходе подготовки текста проекта ко второму чтению.

Комитет по культуре предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 882769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека".

 

Председатель Комитета

С.С. Говорухин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.