Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 350176-7 "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения" подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2017 г. N СП-П15-3791.
Законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления некоммерческим организациям, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения, и иностранным арбитражным учреждениям права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и повышение роли Совета по совершенствованию третейского разбирательства (далее - Совет), сформированного при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (далее - Минюст России), в процедуре предоставления указанного права.
В настоящее время в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (далее - ПДАУ) предоставляется актом Правительства Российской Федерации, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации Совета. Порядок принятия акта Правительства Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, или иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций ПДАУ определяется Правилами предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 577.
Согласно Федеральному закону Совет подготавливает рекомендации о предоставлении или об отказе в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, или иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций ПДАУ.
Иностранному арбитражному учреждению право на осуществление функций ПДАУ на территории Российской Федерации предоставляется, если указанное учреждение имеет широко признанную международную репутацию. Критерии определения наличия именно такой репутации Федеральным законом не установлены.
Законопроектом предусматривается предоставление права на осуществление функций ПДАУ российским некоммерческим организациям актом Правительства Российской Федерации на основании рекомендации Совета о предоставлении права на осуществление функций ПДАУ, а отказ в предоставлении им такого права - решением Минюста России на основании рекомендации Совета об отказе в предоставлении такого права.
В отношении иностранного арбитражного учреждения законопроектом предусмотрено, что соответствующее право предоставляется иностранному арбитражному учреждению, которое включено в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых ПДАУ в соответствии с Федеральным законом, утверждаемый Минюстом России. Включение в указанный перечень осуществляется Минюстом России на основании рекомендации Совета, который оценивает иностранное арбитражное учреждение, в том числе на предмет наличия широко признанной международной репутации. Критерии наличия такой репутации иностранного арбитражного учреждения устанавливаются Минюстом России на основании рекомендации Совета.
В случае выдачи Советом рекомендации об отказе в предоставлении права на осуществление функций ПДАУ иностранному арбитражному учреждению Минюст России принимает решение об отказе во включении его в указанный перечень и представленные документы возвращаются заявителю.
При этом как отказ в предоставлении некоммерческой организации права на осуществление функций ПДАУ, так и отказ во включении иностранного арбитражного учреждения в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых ПДАУ в Российской Федерации, могут быть обжалованы в суде.
Таким образом, исключается необходимость издания акта Правительства Российской Федерации о предоставлении (отказе в предоставлении) иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций ПДАУ, а также об отказе в предоставлении российской некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, права на осуществление функций ПДАУ.
В целях повышения роли Совета законопроектом предусматривается наделение Совета полномочиями по обобщению практики применения законодательства Российской Федерации об арбитраже (третейском разбирательстве).
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения" потребует:
1) внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия проекта федерального закона Государственной Думой во втором чтении.
Исполнитель: Минюст России, соисполнители: Минэкономразвития России и Минфин России.
2) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 577 "Об утверждении Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения".
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия проекта федерального закона Государственной Думой во втором чтении.
Исполнитель: Минюст России, соисполнитель: Минэкономразвития России.
3) внесения изменений в приказ Минюста России от 13 июля 2016 г. N 165 "О Совете по совершенствованию третейского разбирательства".
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия проекта федерального закона Государственной Думой во втором чтении.
Исполнитель: Минюст России.
4) разработки проекта приказа Минюста России об утверждении критериев наличия у иностранного арбитражного учреждения широко признанной международной репутации.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия федерального закона.
Исполнитель: Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.