Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 501904-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 501904-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан с учетом правоприменительной практики осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование), а также с целью приведения его положений в соответствие с другими федеральными законами.

Проект федерального закона подготовлен в форме внесения изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон об ОСАГО), Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - в Закон о страховании) и Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Проектом федерального закона снимается запрет на перестрахование рисков по обязательному страхованию. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является в настоящее время единственным видом имущественного страхования, риски по которому не передаются в перестрахование. Снятие указанного ограничения связано, в том числе со значительным увеличением за годы действия Федерального закона об ОСАГО объемов собираемых страховщиками страховых премий (с 26 млрд. руб. в 2003 году до 234 млрд. руб. в 2016 году), размера средней выплаты и ростом активов страховщиков.

В связи с общими положениями законодательства о перестраховании риски страховой выплаты, превышающие размер собственного удержания перестрахователя, подлежат передаче в перестрахование, в том числе в национальную перестраховочную компанию, которой в соответствии со статьей 13 Закона о страховании страховщики обязаны предложить десять процентов передаваемых в перестрахование обязательств, что будет способствовать перераспределению рисков. Следует также отметить, что в международной практике неизвестны случаи запрета на передачу отдельных видов рисков по имущественному страхованию в перестрахование.

Для повышения эффективности контроля за исполнением владельцами транспортных средств, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, своей обязанности по страхованию гражданской ответственности проектом федерального закона предусматривается обязанность указанных владельцев транспортных средств предъявлять страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования для проверки сотрудникам таможенных органов.

Согласно положениям Федерального закона об ОСАГО и Закона о страховании страхователем может являться любое лицо, заключившее договор обязательного страхования и уплатившее страховую премию. При этом указанное лицо может не являться собственником транспортного средства или его владельцем, осуществляющим эксплуатацию транспортного средства, в то время как выполнение ряда обязанностей, вытекающих из Федерального закона об ОСАГО, лежит именно на владельце транспортного средства. Так, например, на владельцах транспортных средств лежит обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, участвовать в урегулировании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), произошедших с их участием, в составлении соответствующих документов о ДТП, обязанность несения ответственности за последствия ДТП при причинении ущерба иным лицам.

В связи с изложенным в ряде положений статей 11 и 15 Федерального закона об ОСАГО проектом федерального закона предусматривается замена понятия "страхователь" понятием "владелец транспортного средства".

Проектом федерального закона уточняется перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред. При этом не допускается предъявление такого требования к виновному в дорожно-транспортном происшествии пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия, а также к его родственникам и наследникам.

Проектом федерального закона предусматривается изменение формулировки подпункта "в" пункта 3 статьи 15 Федерального закона об ОСАГО, согласно которой для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (если страхователем является юридическое лицо) (в действующей редакции Федерального закона об ОСАГО для заключения договора обязательного страхования страхователь - юридическое лицо представляет страховщику свидетельство о государственной регистрации юридического лица).

Указанное изменение связано с тем, что при регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2017 года вместо свидетельства о государственной регистрации выдается Лист записи соответствующего реестра - ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В статью 15 Федерального закона об ОСАГО также внесены изменения в связи с изменением порядков регистрации транспортных средств, самоходных машин и других видов техники и выдачи документов на право управления ими.

Для обеспечения контроля за исполнением обязанности по прохождению технического осмотра владельцами тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин в соответствии с проектом федерального закона они обязаны представить страховщику свидетельство о прохождении технического осмотра в отношении указанных транспортных средств для заключения договора обязательного страхования, за исключением случаев, если нормативными правовыми актами в области технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин прохождение технического осмотра не требуется.

Также проектом федерального закона предусматривается осуществление контроля органами, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию при регистрации и осуществлении иных полномочий по надзору в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.

Проект федерального закона уравнивает в статусе страховые полисы, приобретенные у страховщика и оформленные на бумажном носителе, и страховые полисы в виде электронных документов и определяет их как единый вид страховых полисов, составляемых в письменной форме в соответствии со статьей 940 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом исключается система двойного учета страховых полисов в бумажном и электронном виде в информационной системе и отчетности страховщиков. Полисам каждого страховщика присваиваются уникальные порядковые номера. Исключается необходимость изготовления полисов на бланках строгой отчетности с применением специальных методов защиты. Данная мера упростит процедуру контроля, осуществляемого полицией и таможенными органами в соответствии со статьей 32 Федерального закона об ОСАГО, за исполнением обязанности владельцев транспортных средств по страхованию своей гражданской ответственности и устранит неопределенность в отношении необходимости владельца транспортного средства иметь при себе полис обязательного страхования, оформленного только на бланке строгой отчетности. В результате достаточно будет предъявить распечатанный страховой полис, приобретенный в электронном виде или информацию о его номере и страховщике, с которым заключен договор. При этом уникальный номер, присваиваемый договору страхования (страховому полису) позволит идентифицировать страховщика и подтвердить достоверность приобретенного полиса страхователем.

Для обеспечения полноты и достоверности информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, проект федерального закона предусматривает перечень обязательных сведений, которые должны вноситься в указанную информационную систему. Кроме того, вводится обязанность профессионального объединения страховщиков бесплатно предоставлять такие сведения лицам, к которым они относятся.

С учетом правовой природы компенсационных выплат, осуществляемых профессиональным объединением страховщиков, не обусловленной оказанием платных услуг, наличием договора между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков, предусмотренным гражданским законодательством, проект федерального закона устанавливает особый правовой режим осуществления компенсационных выплат, направленный на сокращение случаев расходования средств компенсационных фондов профессионального объединения страховщиков на выплаты, напрямую не предусмотренные Федеральным законом об ОСАГО, но являющиеся обязательными для него, в частности, в силу судебных решений. С этой целью проектом федерального закона:

уточняется перечень лиц, которые вправе предъявить требование об осуществлении компенсационной выплаты;

уточняется течение срока исковой давности по требованиям об осуществлении компенсационных выплат с учетом положений пункта 2 статьи 966 и статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений пункта 6 статьи 18, абзаца третьего пункта 1 статьи 19 Федерального закона об ОСАГО в действующей редакции;

вводится претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся осуществления компенсационных выплат;

исключается применение к отношениям по осуществлению профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" ввиду отсутствия в указанных правоотношениях потребителя.

Принятие и реализация предлагаемого Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволит улучшить качество предоставляемых услуг по обязательному страхованию, повысить культуру страхования посредством эффективного регулирования соответствующих правоотношений и повышения прозрачности деятельности по обязательному страхованию, что в целом будет способствовать повышению доверия к страховому рынку Российской Федерации.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.

 

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов Российской Федерации.

 

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует изменения следующих нормативных правовых актов.